Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по разработке и оформлению деловой игры






Дадим наиболее важные пояснения по отдельным этапам разработки, организации и внедрения деловой игры в учебный процесс.

1. Тема деловой игры всегда связывается с изучаемой предметной областью. Она может быть конкретной, заданной автором разработчиком, а может быть предложена после совместного обсуждения в группе, когда преподаватель использует «контурную» игру, позволяющую изучить и решить интересующую проблему. Тема игры должна быть сформулирована понятно, однозначно и по возможности кратко (особенно это касается ее названия).

2. При постановке целей разработчикам необходимо определить: – назначение игры (учебное, исследовательское, проектировочное, аттестационное и т. д.); – участников игры; – поставленные задачи; – ожидаемые результаты. Необходимо различать учебные цели игры (которые ставит перед собой руководитель игры) и цели действий ее участников исходя из игровых ролей. Примером учебных целей может быть проверка уровня подготовленности должностных лиц и его соответствия определенному виду производственной деятельности.

3. Описание моделируемого объекта может быть осуществлено с разной степенью детализации, но основные характеристики и параметры модели, а также исходные условия ее функционирования должны быть изначально определены.

4. Состав участников игры и их количество зависят от анализируемой проблемы и целей. Уровень участников игры, сфера их практической деятельности и специализация должны соответствовать уровню, на котором следует решать проблему. Количество команд тесно связано с ролевым составом участников игры, который подробно описывается в сценарии.

5. Регламент игры определяется ее продолжительностью и количеством этапов, а также их сложностью с точки зрения принимаемых решений.

6. Сценарий деловой игры включает развернутое изложение сущности игры, ее содержание, логическую последовательность игровых этапов, а также вопросы, связанные с управлением игрой. Даются подробные описания состава ролей, характеристика ролевой деятельности, а также формируется система проблемных ситуаций. В заключительной части сценария приводятся правила игры, включающие: – последовательность ходов участников; – признак окончания этапа; – признак окончания игры; – способ определения результатов игры; – форму и степень взаимодействия участников.

7. Разработка системы оценок игровой деятельности и системы мотивации участников. При групповом оценивании участников деловой игры прежде всего необходимо оценивать: 1) качество и эффективность выработанного решения: – представление решения к заданному сроку (устанавливается лимит времени); – использование при выработке решений рекомендуемых приемов, способов, методов; – наличие в принятых решениях элементов новизны, оригинальности; – учет ограничений; – рациональность принятого решения; 2) межгрупповое взаимодействия участников деловой игры: – скорость принятия решений; – количество и качество внесенных решений другими игровыми группами; – аргументированность защиты своих решений; 3) взаимодействие участников игры внутри игровых групп: – «внутренние» поощрения; – начисление бонусов и штрафов за выполнение (досрочное выполнение, невыполнение) решения к заданному сроку; – взаимодействие игровой группы при поиске обнаружения ошибок в решении; 4) взаимодействие участников деловой игры с программным и техническим обеспечением: – соблюдение инструкций по работе с программным обеспечением деловой игры; – умение составлять мультимедийные презентации; 5) личностные качества участников деловой игры. Это наиболее сложный вопрос, связанный с разработкой систем оценивания. При этом можно оценивать следующие личностные аспекты деятельности участников: – эрудированность и принципиальность (оцениваются на этапах обсуждения решений); – умение аргументировать свои решения и отстаивать их на этапах обсуждения решений; – умение принимать решения в конфликтной ситуации, аргументированно защищать свои решения, критиковать решения других и самому адекватно воспринимать критику. Этапы организации деловой игры включают: 1) характеристику информационной базы: – использование реальных данных и соотношений, целенаправленное изменение некоторых параметров или переменных; – исходные данные; – конечные данные; – справочную информацию; 2) применение технических средств обучения и программного обеспечения: – тип оборудования; – наименование этапов деловой игры, требующих применения технических средств; – описание программного обеспечения; 3) документальную подготовку игры, включающую: – инструкции для участников игры; – инструкции руководителю игры; – рабочие формы; – методические указания; – порядок оформления.

Структурные элементы методических указаний.

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Основная часть.

3.1. Общие сведения об игре.

3.2. Характеристика игровой модели.

3.3. Характеристика информационной базы.

3.4. Критерии оценки участников.

3.5. Правила игры.

3.6. Порядок проведения игры.

3.7. Инструкции участникам деловой игры.

3.8. Инструкции руководителю игры.

4. Список литературы.

5. Приложения (протокол хода игры, справочные материалы, графические материалы, таблицы).

Порядок проведения игры определяет: – регламент игры; – способ формирования групп; – этапность игровой процедуры; – задание исходных данных; – обработку информации; – подведение итогов; – анализ результатов игры; – систему мотивации участников игры. Структурная схема деловой игры представлена на рис. 4. Особое внимание на этапе подготовки к проведению игры следует уделить пространственной сфере, в которой будет проводиться игра. Необходимо предусмотреть ситуации, когда для принятия решений нужно иметь несколько помещений или когда сценарий включает работу в микро-группах, дискуссии, пленарные выступления, работу экспертов, жюри и т. д. Деловая игра – сложная интерактивная технология и потому, как любая технология, имеет ряд преимуществ и ограничений.

Дадим краткую характеристику наиболее очевидных достоинств и недостатков деловых игр, применяемых в учебном процессе.

Достоинства.

1. Позволяет в рамках кратковременного учебного процесса сместить акцент с «системы знаний» на «систему навыков, умений, способов поведения, отношений, приемов творчества», т. е. на приобретение достойного уровня компетенции для значимой деятельности в конкретной профессии. 2. Учебная ДИ является не только методом игрового имитационного моделирования, но и инструментом, позволяющим освоить новую информацию, чему-либо научить, развить умения. 3. Существует очень много методических разработок по деловым играм. Издано множество учебно-методических пособий по обучающим играм для различных сфер деятельности. И это позволяет преподавателям (если они этого хотят) всегда находить подходящую разработку для своих занятий или адаптировать ее применительно к своим учебным целям. 4. Деловая игра всегда проходит под знаком «управляемого эмоционального напряжения», а это интенсифицирует процесс обучения и вызывает включенную активность. Обучение доставляет удовольствие, и это дает значительно больший образовательный эффект.

Недостатки.

1. К сожалению, многие вопросы разработки и организации проведения ДИ недостаточно хорошо проработаны теоретически и методически, а это часто приводит к тому, что разработанные ДИ оказываются таковыми лишь по названию, поскольку в них нет собственно игры. 2. Действия участников игры эффективны лишь в том случае, если они владеют спецификой и содержанием деятельности, имитируемой в игре, если их уровень знаний этому соответствует или преподаватель может выступить в роли инструктора-консультанта. При отсутствии этих условий ДИ может нанести непоправимый ущерб содержательной части обучения. 3. Отсутствие единой технологии разработки и описания деловых игр приводит к тому, что у многих преподавателей возникают трудности при внедрении ДИ в учебный процесс или ее адаптации. Недостаточно развернутые характеристики игрового комплекса, инструкции участникам, правила, система оценок и т. д. приводят к невозможности использования разработок другими преподавателями. 4. Если преподаватель не обладает социально-психологической компетенцией, не умеет эффективно и оперативно управлять конфликтом, возникающим в процессе игры, участник может остаться с негативным опытом и неприятием такой образовательной технологии вообще. Преподаватели, осваивающие интерактивные технологии обучения, должны обязательно учитывать эти особенности деловых игр.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал