Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Носители и функции политической идеологии.






Ортодоксальный марксизм в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты—от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности. Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты — индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей.

При этом важно помнить, что вопрос о функциях идеологии не может решаться безотносительно к статусу, разновидности конкретной идеологии. Так, например, функции идеологии политических сил, стоящих у власти, не тождественны функциям тех идеологий, которые представляют оппозиционные силы в обществе. К тому же функции любой идеологии могут быть как явные, так и латентные (скрытые).

К общим, универсальным функциям любой идеологии относятся следующие:

1. Информационно-познавательная, которая заключается в том, что любая идеология дает некоторую совокупность знаний об обществе, отражая его. И хотя, в сравнении с наукой идеология не всегда адекватно отражает общество, тем не менее, она позволяет составить определенное представление о нем.

2. Функция выражения (представления обществу) интересов и устремлений определенных социальных групп (репрезентативная функция). Если класс, социальная группа имеет свою идеологию, то его интересы сформулированы, " проявлены" и становятся известны обществу. Только в этом случае данный класс может выступать в роли полноценного субъекта политических процессов.

3. Ориентационная функция – через систему ценностей и идеалов, которые всегда имеются в идеологии, она предлагает конкретные цели и направления политического движения. Не случайно эта функция в литературе признается одной из главных и часто упоминается в определениях понятия " идеология".

4. Мобилизационная функция – функция побуждения участников политики к определенным социальным действиям. Она связана с ориентационной функцией идеологии, но предполагает не только знание ориентиров, направлений действий, но и убежденность в их правильности и необходимости достижения. Идеалы, ценности, разделяемые субъектом, становятся мотивом их реальных действий (революций, реформ, митингов, шествий и т.д.).

5. Интеграционная функция – идеология всегда способствует объединению, сплочению того класса, интересы которого она выражает.

6. Воспитательно-социализирующая, которая проявляется в том, что та или иная идеология, создавая определенные общественные идеалы, обосновывая их значимость, формирует политическое сознание, политическую культуру индивидов.

Перечисленные выше функции идеологии могут рассматриваться как относительно самостоятельные. Любая идеология, как правило, проявляет свою значимость в сочетании различных функций.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал