Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белорусам всегда была свойственна глубокая религиозность, но они никогда не были склонны к внешней демонстрации этого.






Довольно развитым у наших предков было правосознание.

В советское время менталитет белорусов подвергся значительным изменениям в связи с изменением условий жизни большинства представителей белорусской нации (индуст­риализация, урбанизация, рост уровня грамотности населения и его приобщение к ценно­стям культуры, воспитательная работа партийно-советских органов и т.д.). В менталитете советского белоруса появился “зацяты” атеизм, деформированное национальное само­сознание. Хотя многие качества, традиционно присущие белорусам, сохранились неиз­менными. Поэтому, характеризуя менталитет белорусов, следует различать: традиционный белорусский менталитет, характерный для представителей белорусской общности вплоть до начала XX в., и менталитет современных белорусов.

По мнению многих исследователей, белорусскому национальному менталитету в XIX веке были присущи следующие черты:

* самоидентификация на бытовом психологическом уровне как особого социально-этнического целого - " мужиков-белорусов" (по выражению Я. Купалы);

* " тутэйшасць" как глубинная привязанность к " малой родине", одновременно выражаю­щая социально-политическую и, в значительной степени, национальную индифферентность;

*специфическая " памяркоунасць" народного характера, выразившаяся в долготерпении и жизнестойкости белорусов, но часто оборачивавшаяся покорностью обстоятельствам, некоторым фатализмом и настороженностью в отношении радикальных изменений;

*упорство и трудолюбие белорусов. Среди восточнославянских народов именно белорусы, по описаниям сторонних наблюдателей, отличаются наибольшим упорством в повседневном труде, привычкой добиваться успехов собственными силами и стараниями (без надежды на поддержку " сверху", ибо таковой не было никогда). Скудость «кормящего ландшафта рождала аксиому «бедность не порок». В условиях рискованного земледелия крестьянский труд требовал не столько освоения новых знаний, сколько старательного усвоения, повторения уже проверенных временем.

* традиционализм. Он во многом обусловлен как таковой родословной белорусского общества. Ведь коренное население нашей республики произрастает из белорусской глубинки. Явный перевес горожан начинает наблюдаться лишь с 1985 года. И хотя в последние десятилетия урбанизация все более охватывает Беларусь, народная закваска населения, его склонность к привычке и верность устоям все равно сохраняются. Это предопределяло и здоровый образ жизни, который в целом вело белорусское общество. Белорусам присуща физическая закалка и традиционное стремление к знаниям;

* слабая выраженность личной и коллективной инициативы, связанная и с долго­терпением народа, и с исторически сформированным недоверием к крайностям, и с традиционным консерватизмом;

*терпимость и толерантность. Это качество еще со времен Великого Княжества Ли­товского отличает белорусов, как в личных отношениях, так и в отношении к другим народам, конфессиям и идейно-политическим убеждениям. В то же время терпимость нередко переходила (и до сих пор переходит) в общественный конформизм;

* преобладание элементов общинной психологии, которые выражаются в тяге к коллективному труду и в неприятии крайних индивидуалистических позиций. Одновременно для белоруса-крестьянина характерно и недоверие к большим искусственно созданным коллективам, руководимых некой " глобальной идеей". В белорусской вековой традиции присутствует и коллективизм.

*тенденция к заниженной культурной и этнической самооценке, упрочившаяся в XIX в., что стало серьезнейшим фактором, отягчившим оформление национально-культурной самоидентификации.

Ментальный портрет современных белорусов определяется следующими доминирующими характеристиками: гостеприимство, трудолюбие, сердечность в отношениях между людьми, совестливость и сострадание, толерантность и коллективизм. Умеренно присутствуют у белорусов такие характеристики, как стремление к медленным общественным изменениям, патриотизм, уважение к старшим и забота о них, мечтательность, уважение традиций, духовность. В качестве слабо выраженных характеристик отмечаются: стремление к личной свободе и независимости, законопослушание, обязательность, верность слову, точность, аккуратность, склонность к быстрым, радикальным общественным изменениям.

Поэтому более приемлем для рядового белоруса в условиях экономических реформ: гарантированный (пусть даже более скромный) уровень жизни, чем риск ради перспективы богатства.

 

 

23. Конституция РБ – форма юридического закрепления базовых положений белорусской нац.-гос. идеологии.

Главным средством юридического закрепления основополагающих идей, ценностей, принципов белорусской национально-государственной идеологии является Конституция страны.

Конституция (лат.constitutio – установление, строение) – основной юридический документ страны, определяет систему государственной власти и закрепляет права и свободы человека и гражданина. Поэтому важно, прежде всего, уяснить юридические свойства Конституции:

1. Конституция – ядро правовой системы. Ст. 7 Конституции Республики Беларусь указывает на то, что правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. В развитие конституционных норм принимаются специальные законы, указы, постановления. В Конституции Республики Беларусь ссылки на закон даются около 100 раз.

2. В Конституции определяется иерархия юридических актов. По степени важности юридические акты в нашей республике располагаются в следующей последовательности:

– Конституция;

– Закон о толковании Конституции;

– международные договоры Республики Беларусь;

– законы, принятые парламентом, декреты, указы Президента;

– постановления правительства;

– акты министерств, государственных комитетов;

– решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

3. Конституция обладает верховенством по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее. Так, законы, принятые в Республике Беларусь до марта 1994 г., должны действовать только в той части, в какой они не противоречат Конституции.

4. Нормы Конституции имеют свойство прямого, непосредственного действия.

Любая Конституция – это одновременно мировоззренческий, идеологический документ, так как через формулировку положений о правах, свободах, обязанностях, общественном строе определяются конкретные ценности, идеалы, идеи, закрепляется конкретная государственная идеология. Конституция является также основным программным документом, в котором определены основные ориентиры развития данного общества.

Ныне действующая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом (в то время – парламент). В ноябре 1996 г. текст Конституции с некоторыми изменениями был вынесен на референдум и одобрен.

Конституция должна быть стабильным документом. Поэтому в тексте Конституции Республики Беларусь определен достаточно сложный порядок ее изменения. Если обычный закон принимается большинством голосов депутатов парламента, то для принятия изменений в Конституции должны проголосовать не менее 2/3 депутатов. Причем разделы I, II, IV, VIII (основы конституционного строя, права и свободы, система государственных органов) могут быть изменены только референдумом.

Контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов в Республике Беларусь осуществляет Конституционный Суд, который состоит из 12 человек – высококвалифицированных специалистов в области права. Решение принимается большинством голосов и обжалованию не подлежит.

Общий уровень законодательства в Республике Беларусь достаточно высок и законотворческий процесс отлажен. Однако нормотворчество самый интеллектуально-емкий юридический процесс. Правовому регулированию подлежат сложные системы общественных отношений, которые постоянно меняются. Поэтому некоторые дефекты в законодательстве неизбежны. Со временем в нем возникают противоречия, несогласованность нормативных предписаний, недостаточная ясность юридических терминов, сложность формулировок. Поэтому важно, чтобы четко действовали механизмы восстановления конституционной законности. Для этого и существует Конституционный Суд (с момента образования в 1994 году он принял более 400 решений).

 

 

Реализация принципов и институтов демократии в политической системе РБ (тип избирательной системы, основные органы государственной власти, пути их формирования, сферы их компетенции).

Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.

Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа». демократии стали уточняться.

Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.

 

 

25. Республика – форма организации государственной власти (форма правление) в Беларуси. Особенности формы правления в РБ.

Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории известны две формы правления — монархия и республика.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом — монархом. В различных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей). Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.

Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане являются источником власти.

Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства (президент), здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране.

Беларусь - смешанная республика. Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент — распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой.Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления.

26. Государственный герб, флаг, гимн РБ – символы государственного суверенитета Беларуси.

Совокупность символов, в которой закрепляются и пропагандируются существенные смысловые аспекты национально-государственной жизни, принято называть государственной символикой. К государственным символам обычно принято относить флаг, герб и гимн государства. Например, в Конституции Республики Беларусь записано, что ее символами как суверенного государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Они, как это очевидно, выражают определенный смысл, относящийся к истории белорусского народа и его государства, особенностям национальной жизни белорусов, их идеалам и ценностям. Однако в состав национально-государственной символики входит широкий комплекс явлений знакового характера, указывающих на те или иные существенные аспекты жизнедеятельности данного народа и его государства. Такими символами являются также исторические даты, национальные деятели, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, места исторических событий, государственные награды и знаки отличия, банковские и казначейские билеты, политическая топонимика. Разумеется, данный перечень может быть продолжен. Все эти знаковые по своей сути и форме явления широко используются каждым государством как средство закрепления и выражения национально-государственной идеологии во всех ее аспектах.

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага.

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: " Рэспублiка Беларусь".

В Беларуси установлен государственный праздник – День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, который отмечается ежегодно во 2-е воскресенье мая.

Государственным гимном Республики Беларусь является произведение на музыку Нестора Соколовского и слова Михаила Климковича и Владимира Коризны.

Государственный гимн современной Беларуси сохранил музыкальную основу гимна Белорусской Советской Социалистической Республики. Музыка Нестора Соколовского пользовалась популярностью и уважением людей разных поколений, поэтому и при создании гимна независимой Беларуси было принято решение ее сохранить. Затем был объявлен конкурс на создание текста гимна.

Слова Государственного гимна отражают условия развития Республики Беларусь как суверенного, миролюбивого государства, подчеркивают патриотизм и трудолюбие граждан, братское отношение между представителями всех национальностей, проживающих на территории страны

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал