Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль акклиматизации на маршруте
В литературе описаны симптомы горной " болезни": - острая головная боль, головокружения. - потемнения в глазах, временная слепота, сужение периферического зрения, нарушения правильной оценки расстояния. - шум в ушах. - нарушения в обонянии. - сонливость. - появление чувства необъяснимой усталости, вялости и нарастающей слабости вплоть до полного упадка сил и апатии. - боли в различных частях тела. - прерывистое дыхание, одышка, ощущение удушья, сухость в горле, сухой кашель, стеснение в груди, кровохарканье, легочные кровотечения. - сильное потоотделение. - ощущение озноба (лихорадка). - учащение мочеиспускания. - бледность кожных покровов, особенно лица, посинение губ (цианоз). - отвращение к пище, тошнота, боли в области живота, вздутие кишечника (метеоризм), тягчайшая рвота, расстройство кишечника (поносы). - обмороки (потеря сознания). Эти симптомы большей частью совершенно не подходят для контроля за прохождением акклиматизации тем или иным участником, поскольку констатируют уже случившуюся проблему. Здесь лучше " работает" оценка темпа движения участника, еще лучше - выражение лица; это тот " телевизор", куда надо смотреть постоянно. Если человеку тяжело – по лицу можно прочитать очень многое. Слова обманут, лицо - нет. И практически полный контроль за самочувствием на маршруте дает сочетание наблюдений за а) темпом движения; б) выражением лица; в) утренним и вечерним пульсом. Дело в том, что ЧСС – наиболее простой и информативный параметр сердечно-сосудистой системы, отражающий количество работы, которую должно выполнить сердце, чтобы удовлетворить потребности организма при вовлечении его в физическую деятельность. Измерения необходимо проводить в одних условиях, до еды. Для того чтобы сделать результаты наблюдений наглядными, удобно строить графики утренних и вечерних наблюдений для каждого участника. Интересен и суммарный график для всей группы. Вот как, например, проходила акклиматизация опытной туристической групп в походе 2005 года на Китайском Памире (см. график ниже).
. А - участник, с опытом 6К, за несколько месяцев до похода переболевший; B - досточно тренированный участник, с опытом ночевок 6К; C - руководитель группы, с наибольшим высотным опытом многих 6К и 7К; D - участник с опытом нескольких 7К, в том числе 7700; E - отлично тренированная участница, с опытом всех памирских 7К; G – молодой участник с опытом 7К; H – отлично тренированный участник с опытом всех памирских 7К. Из графика видно, что утром четвертого дня А на 3850 м переутомлен. Поэтому сразу же вместо планируемого продвижения была сделана " радиалка" с заброской части груза до 4400 м. Вечерний контроль показал восстановление пульса А, хотя тот оставался все равно выше, чем у остальных. В дальнейшем, после траверса 6500 А так и не смог восстановится и сошел с маршрута. Какие еще можно сделать выводы из графиков? Беспрецедентное урежение пульса для С по мере подьема в горы – суть проявления высотного опыта. С другой стороны, сами по себе абсолютные значения ЧСС еще мало о чем говорят. Так, самым мощным участником похода от начала и до высот 7500 м оказался Н, а D через год поднимется на Эверест. Усталость в конце ходового дня - явление естественное и неизбежное. Говорит о ней разница утренних и вечерних данных. Временной график ЧСС при этом будет носить " пилообразный" характер. Вот еще один график состояния ЧСС от набора высоты в начале похода 2008 года одном из наиболее " жестких" для акклиматизации районов – Восточном Заалае. Проблема этого района - в большой высоте дна долин с возможностью доставки туда автотранспортом. И все бы ничего, но сидеть на месте альпинисты могут себе позволить, а у туристов - маршрут.
Единственно разумный компромисс в такой ситуации – или движение со всем грузом с набором не более 200-250 м, а лучше – " челноки" с заброской, радиальные выходы налегке (тут возможно в течение дня набрать 600-800 м) и с обязательным плавным переносом биваков на те же 200-250 м в первые 3-4 дня. О чем говорят графики ЧСС? Что акклиматизационный режим группы был адекватным: наблюдалась восстанавливаемость дневной нагрузки показателей за ночь к утру. Однако и здесь наметилось " слабое звено" - участник А (опыт одного 7К). К утру третьего дня, после " радиалки" на 4750 м его пульс хоть и понизился, но оставался высоким – 92 уд/мин. Следовательно, идет накопление усталости, утомления, и если его вовремя не остановить, возможно ЧП. Руководитель принимает решение ограничить суточную нагрузку и уже в обед разбивает бивак. При этом у всех участников: - В (бывшее " слабое звено" предыдущего графика), - Е (руководитель с наибольшим высотным опытом, в т.ч. 7, 7К), - F (высоко тренированный, с опытом 7, 5К), - D (хорошая тренированность, опыт 7, 5К), - C (хорошая тренированность, опыт 7, 7К) на ограничение дневной нагрузки организм продемонстрировал к вечеру экономный (утренний) режим сердечно-сосудистой системы, и только " слабым звеном" такая нагрузка воспринялась как " нормальная". Такое гибкое управление в сочетании с солидным высотным опытом и тренированностью позволило нам провести к исходу 4-го дня комфортную ночевку на 4700 м, затем - на 5100 м, а на шестой день совершить первовосхождение на красивую вершину 5368 м.
|