Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль акклиматизации на маршруте






В литературе описаны симптомы горной " болезни":

- острая головная боль, головокружения.

- потемнения в глазах, временная слепота, сужение периферического зрения, нарушения правильной оценки расстояния.

- шум в ушах.

- нарушения в обонянии.

- сонливость.

- появление чувства необъяснимой усталости, вялости и нарастающей слабости вплоть до полного упадка сил и апатии.

- боли в различных частях тела.

- прерывистое дыхание, одышка, ощущение удушья, сухость в горле, сухой кашель, стеснение в груди, кровохарканье, легочные кровотечения.

- сильное потоотделение.

- ощущение озноба (лихорадка).

- учащение мочеиспускания.

- бледность кожных покровов, особенно лица, посинение губ (цианоз).

- отвращение к пище, тошнота, боли в области живота, вздутие кишечника (метеоризм), тягчайшая рвота, расстройство кишечника (поносы).

- обмороки (потеря сознания).

Эти симптомы большей частью совершенно не подходят для контроля за прохождением акклиматизации тем или иным участником, поскольку констатируют уже случившуюся проблему. Здесь лучше " работает" оценка темпа движения участника, еще лучше - выражение лица; это тот " телевизор", куда надо смотреть постоянно. Если человеку тяжело – по лицу можно прочитать очень многое. Слова обманут, лицо - нет.

И практически полный контроль за самочувствием на маршруте дает сочетание наблюдений за

а) темпом движения;

б) выражением лица;

в) утренним и вечерним пульсом.

Дело в том, что ЧСС – наиболее простой и информативный параметр сердечно-сосудистой системы, отражающий количество работы, которую должно выполнить сердце, чтобы удовлетворить потребности организма при вовлечении его в физическую деятельность.

Измерения необходимо проводить в одних условиях, до еды. Для того чтобы сделать результаты наблюдений наглядными, удобно строить графики утренних и вечерних наблюдений для каждого участника. Интересен и суммарный график для всей группы.

Вот как, например, проходила акклиматизация опытной туристической групп в походе 2005 года на Китайском Памире (см. график ниже).

 

Памирский поход 2005 года

.

А - участник, с опытом 6К, за несколько месяцев до похода переболевший;

B - досточно тренированный участник, с опытом ночевок 6К;

C - руководитель группы, с наибольшим высотным опытом многих 6К и 7К;

D - участник с опытом нескольких 7К, в том числе 7700;

E - отлично тренированная участница, с опытом всех памирских 7К;

G – молодой участник с опытом 7К;

H – отлично тренированный участник с опытом всех памирских 7К.

Из графика видно, что утром четвертого дня А на 3850 м переутомлен. Поэтому сразу же вместо планируемого продвижения была сделана " радиалка" с заброской части груза до 4400 м. Вечерний контроль показал восстановление пульса А, хотя тот оставался все равно выше, чем у остальных. В дальнейшем, после траверса 6500 А так и не смог восстановится и сошел с маршрута. Какие еще можно сделать выводы из графиков? Беспрецедентное урежение пульса для С по мере подьема в горы – суть проявления высотного опыта.

С другой стороны, сами по себе абсолютные значения ЧСС еще мало о чем говорят. Так, самым мощным участником похода от начала и до высот 7500 м оказался Н, а D через год поднимется на Эверест.

Усталость в конце ходового дня - явление естественное и неизбежное. Говорит о ней разница утренних и вечерних данных. Временной график ЧСС при этом будет носить " пилообразный" характер. Вот еще один график состояния ЧСС от набора высоты в начале похода 2008 года одном из наиболее " жестких" для акклиматизации районов – Восточном Заалае. Проблема этого района - в большой высоте дна долин с возможностью доставки туда автотранспортом. И все бы ничего, но сидеть на месте альпинисты могут себе позволить, а у туристов - маршрут.

 

 

Единственно разумный компромисс в такой ситуации – или движение со всем грузом с набором не более 200-250 м, а лучше – " челноки" с заброской, радиальные выходы налегке (тут возможно в течение дня набрать 600-800 м) и с обязательным плавным переносом биваков на те же 200-250 м в первые 3-4 дня.

О чем говорят графики ЧСС? Что акклиматизационный режим группы был адекватным: наблюдалась восстанавливаемость дневной нагрузки показателей за ночь к утру. Однако и здесь наметилось " слабое звено" - участник А (опыт одного 7К). К утру третьего дня, после " радиалки" на 4750 м его пульс хоть и понизился, но оставался высоким – 92 уд/мин.

Следовательно, идет накопление усталости, утомления, и если его вовремя не остановить, возможно ЧП. Руководитель принимает решение ограничить суточную нагрузку и уже в обед разбивает бивак. При этом у всех участников:

- В (бывшее " слабое звено" предыдущего графика),

- Е (руководитель с наибольшим высотным опытом, в т.ч. 7, 7К),

- F (высоко тренированный, с опытом 7, 5К),

- D (хорошая тренированность, опыт 7, 5К),

- C (хорошая тренированность, опыт 7, 7К)

на ограничение дневной нагрузки организм продемонстрировал к вечеру экономный (утренний) режим сердечно-сосудистой системы, и только " слабым звеном" такая нагрузка воспринялась как " нормальная". Такое гибкое управление в сочетании с солидным высотным опытом и тренированностью позволило нам провести к исходу 4-го дня комфортную ночевку на 4700 м, затем - на 5100 м, а на шестой день совершить первовосхождение на красивую вершину 5368 м.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал