Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ведущий дает команду, сказка начинается.
«На лесной опушке, в маленькой избушке жил-был Ваня. Описание структуры занятий (Игротренинг-театрализация «Ванина избушка»
(Ваня ходит по кругу, напевая русскую народную песню.) Наступила зима, всю землю укрыла белым покрывалом. Налетели метели, замели все пути-дорожки. (За кругом, размахивая платками, танцуют Метели, им поды-грывают музыканты, музыка то затихает, то нарастает с новой силой.) Холодно стало Ване, разжег он в печке огонь и сел рядышком погреться. (Ваня идет в центр круга, «раздувает Огонь». Дети, изображающие «Огонь», сначала с небольшой амплитудой, потом активнее размахивая двумя руками исполняют танец, а музыканты вторят их движениям.) Вдруг слышит: «Тук-тук-тук». (За кругом стоит Заяц, бьет лапку о лапку, стучится.) «Кто там?», — спрашивает Ваня. (Подходит к «двери».) «Это Заяц. Я был в лесу и очень замерз, пусти меня погреться». (Прыгает на месте, теребит «ушки».) Открыл Ваня дверь: «Ах ты, бедолага, заходи, погрейся». (Ваня пропускает Зайца, который радостно прыгает по кругу.) Сел Заяц у огня, согрелся и задремал в углу на лавке. (Заяц садится в центр, к огню, языки пламени разгораются, звучит музыка огня.) Вдруг слышно опять: «Тук-тук-тук». (За кругом стоит Лиса, бьет лапку о лапку, машет хвостом, стучится.) «Кто там?», — спрашивает Ваня. (Подходит к «двери».) «Это Лиса. Я была в лесу и очень замерзла, пусти меня погреться». (Заяц пугается, вскакивает с места, мечется в кругу, ищет где спрятаться.) А Заяц испугался и просит: «Не пускай Лису, она меня съест!»- (Кидается к Ване, прячась за него. Ваня гладит Зайца по голове, успокаивает.) Открыл Ваня дверь Лисе: «Ах ты, бедолага, заходи, погрейся, только уговор — не трогай Зайца, он у меня в гостях». (Ваня пропускает Лису, грозит пальцем.) «Хорошо, не трону», — пообещала Лиса. (Она, облизываясь, ходит по кругу, «метет хвостом», поглядывает на Зайца — тот прячется за Ваню.) Села у огня, согрелась и задремала в другом углу на лавке. (Лиса садится в центр, к огню, языки пламени разгораются, звучит музыка огня.) Вдруг слышно опять: «Тук-тук-тук». (За кругом стоит Медведь, переваливается с ноги на ногу, стучится.) «Кто там?», — спрашивает Ваня. (Подходит к «двери».) «Это Медведь. Я был в лесу и очень замерз, пусти меня погреться». (Лиса пугается, вскакивает с места, мечется в кругу, ищет где спрятаться. Заяц радуется.) А Лиса испугалась и просит: «Не пускай Медведя, он меня побьет, я у него вчера курочку украла!». (Кидается к Ване, прячась за него. Ваня гладит Лису по голове, успокаивает.) Открыл Ваня дверь и Медведю: «Ах ты, бедолага, заходи, погрейся, только уговор — не трогай Лису, она у меня в гостях». (Ваня пропускает Медведя, грозит, пальцем.) «Хорошо, не трону», — пообещал Медведь. Сел у огня, согрелся и задремал у печи. (Медведь садится в центр, к огню, языки пламени разгораются, звучит музыка огня. Заяц сидит рядом, озираясь на Лису.) Тихо стало в избушке, уснул и Ваня. (Все сидят у огня, музыка огня постепенно затихает, снова за кругом, размахивая платками, танцуют Метели, им подыгрыва-' ют музыканты, постепенно затихая.) К утру метель стихла, встало солнышко и согрело все вокруг. (Танцуют Солнышки, медленно поднимая руки с желтыми платками, звучит нежная мелодия на металлофоне.) Первым проснулся Заяц, тихонько выскользнул из дома и наутек, только его и видели. (Потягивается, озирается вокруг, убегает вприпрыжку, оставляя обувь — «следы».) Следом проснулась Лиса, вышла из дома и бегом, только ее и видели. (Потягивается, озирается вокруг, грациозно убегает, оставляя обувь — «следы».) Потом проснулся Медведь, тихо выбрался из дома и пошагал восвояси, только его и видели. (Потягивается, озирается вокруг, идет вперевалочку, оставляя обувь — «следы».) Описание структуры занят им
Последним проснулся Ваня, огляделся вокруг — никого нет. (Потягивается, удивленно смотрит вокруг.) «Может, мне гости ночные приснились?» — подумал Ваня. Вы-шел из избушки и увидел на снегу следы: маленькие — Зайца, побольше — Лисы, самые большие — Медведя. (Ваня ходит по кругу и радостно находит «следы».) Улыбнулся Ваня: «Нет, не приснилось мне все это, до свидания друзья». (Машет рукой, кланяется.) Ведущий предлагает нарисовать символически красками на чистой полоске бумаги оставшиеся на снегу маленькие следы Зайца, следы побольше — Лисы, самые большие следы — Медведя. Ведущий вместе с участниками рассматривает получившийся рисунок, предлагает по очереди «проиграть его на музыкальных инструментах»: нарисованные маленькие следы Зайца озвучить на коробочке (сколько следов, столько и звуков), следы побольше — Лисы — на ксилофоне, большие следы Медведя — на барабане или конгах. Дети по возможности могут выбрать инструменты самостоятельно. В это же время остальные дети движениями изображают озвучиваемых героев. Все желающие могут «проиграть рисунки» на инструментах. Ведущий: Сказка закончена, нам пора прощаться, до свидания! (Все участники аплодируют друг другу, либо прощаются, традиционно для данного занятия ударяя в бубен на каждый слог и говоря или пропевая «До сви-да-ни-я!».) Эта же сказка может быть рассказана и показана совершенно иначе, какрезулътат совместного творчества детей-исполнителей и ведущего. Игротренинг-театрализация «Мы рассказываем сказку» вариативен (можно добавить, заменить или просто упустить какой-либо элемент в зависимости от аудитории), экономичен, обладает необходимой универсальностью, гибкостью, позволяющей сочетать его с различными методиками, высокой адаптивностью к различным условиям и создает большой потенциал для дальнейшей творческой деятельности как детей, так и педагогов. Также опытно-экспериментальным путем нами было доказано эффективное воздействие данной формы работы на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности дошкольников. Список литературы Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ / Ю. Г. Зарубина, И. С. Константинова, Т. А. Бондарь, М. Г. Попова. — М.: Теревинф, 2008. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. — М.: Владос, 2003. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. — М.: Теревинф, 2004. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. Бин Дж., Оулфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих игр. — М.: Теревинф, 2002. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — СПб.: ЛОИРО, 2000. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М.: Владос, 2002. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. Выготский Л. С. Психология искусства. — СПб.: Азбука, 2000. Галянт И. Г. Смешные человечки: игры пальчиковые, игры с палочками. — Челябинск: Цицеро, 1999. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Пер. с нем. — СПб.: Питер, 2003. Захарова И. Ю. Танцы как метод лечебного воздействия // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. — 2001. — № 4. — с. 95-135. Клюева Г. Н. Развитие координации и чувства метроритма у детей на начальном этапе обучения в ДШИ: Учебное методическое пособие. — Омск, 2013. Константинова И. С. Музыкальные занятия как средство психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями развития: Дисс.... канд. психол. наук. — М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 2011. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2007. Куприна Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка. — М.: Академия, 2007. Макшанцева Е. Д. Детские забавы. — М.: Просвещение, 1991. Список литературы
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. — М.: Смысл, 1999. Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, 5 мая 2008 года, Санкт-Петербург. / Ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Астерион, 2008. Некту Ж. Мастерская звуковой терапии (французский опыт в области музыкальной и танцевальной терапии) // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. — 2001. — № 4. — С. 61-77. Осипова А. А. Общая психокоррекция. — М.: Сфера, 2002. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М.: Владос. 2000. Поплянова Е. М. Палочки-скакалочки: игры, песенки, танцы для детей. - Челябинск: MPI, 2008. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко. С. Д. За-брамной. — М.: Академия, 2005. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство). — М.: Апрель-пресс, издательство Института психотерапии, 2004. Русские народные песни: мелодии и тексты / Под ред. О. Агафонова. — М.: Музыка, 1987. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. — М.: ГНОМ-Пресс, 1998. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. — СПб.: ЛОИРО, 2001. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. — М.: Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-Пресс», 2008. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб.: Лань, 2000. Шутова Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей средствами музыкального воздействия: Монография. — М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова; Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогичекий университет, 2008.
|