Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Предмет и метод истории экономики и экономических учений.
1. Предмет и задачи курса истории экономики и экономических учений. 2. Методы изучения истории экономики и экономической мысли. 3. Этапы развития истории экономики и экономической мысли. 4. Функции истории экономики и экономических учений
Курс истории экономики и экономических учений - один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он закладывает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Полноценным специалистом можно стать, только имея знания истории хозяйствования, они необходимы для развития стратегического и оперативного экономического мышления. Знания истории экономики и экономических помогут как в понимании современной экономической теории, так и в поиске путей выхода из экономического кризиса и создания стабильно растущей экономики в стране. Предметом изучения истории экономики и экономических учений являются изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи, факторы зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений, концепций, течений и школ экономической мысли. Особенность курса - огромный объем материала. Важно знать ключевые факты экономической истории, имена, теории, концепции и понять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь. Источниками данных об экономическом развитии могут служить: • археологические раскопки и исследования; • данные переписи населения; • тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов: • результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов: • статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира: • результаты проведения экономических реформ в различных странах на определенных этапах экономического развития и др. Курс истории экономики и экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов. Изучая эволюцию экономических концепций мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления. На развитие и содержание экономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и концепций протекает под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и уточнения различных подходов, позиций, методов, при известной консервативности и несомненной преемственности знаний и выводов. На формирование и развитие экономических теорий воздействуют: • труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика; • взаимовлияние национальных школ; • развитие смежных разделов экономической науки - статистики, математики, демографии, социологии и др.; • совершенствование методов научного исследования; • расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки; • взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий. Методологически история экономических учений опирается на совокупность методов экономического анализа, к которым относят методы: • анализ и синтез, • индукции и дедукции, • логической абстракции, • гипотеза • каузальный (причинно-следственный), • антиномия, • функциональный, • системный, • исторический, • математического моделирования и др. Кроме того, история экономики и экономической мысли использует ряд общефилософских и специально-научных методов исследования: • метод научной абстракции - позволяет сформулировать понятия, категории; • принцип историзма - используются хронологический (характеристика «портретов» мыслителей, ведущих школ, направлений экономической мысли) и проблемно-категориальный (исследование содержания концепций, их новизны, значимости) приемы изложения; • приемы историко-сравнительного исследования (сопоставительный анализ разных концепций позволяет более точно раскрыть их содержание, провести оценку и типологизацию); • описательный (дает возможность сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях); • аналитический (позволяет раскрыть причинно-следственные связи явлений); • формально-логический (позволяет исследовать внутреннее строение явления, выявить предпосылки его возникновения и эволюции); • моделирования (поиск оптимальных схем организации экономических систем, государственного регулирования и т.п.) • конкретно-социологический. Вопрос о периодизации истории хозяйственного развития является достаточно сложным. Со времени возникновения истории экономики как науки предпринимались разные попытки ее периодизации. В качестве критериев периодизации предлагалось использовать • географический фактор (Мечников), • историю денег (Гильдебранд), • торговлю, • денежное обращение, • культуру, • религию и т.д. Выделяют два основных подхода к периодизации экономической истории: формационный и цивилизационный. • Формационный подход основан на марксовом делении мировой истории на пять социально-экономических формаций, последовательно сменяющих одна другую. Этот подход упрощенно рассматривает историю как процесс смены низших общественных форм высшими. • Цивилизационный подход - концепция периодизации истории общества, предусматривающая исторический круговорот различных типов общества и исторических эпох через несколько стадий от зарождения до завершения. В основу цивилизационного подхода положена совокупность всех черт того или иного общества (материальных, культурных, нравственных религиозных, в их единстве). Общепринятой периодизацией в настоящее время является следующая: древняя история (100 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.), средние века (V –XV вв.), новое время (XVI – начало XX в.), новейшее время (с 1914 г. до наших дней). Во второй половине 20 века наиболее популярными были теории «индустриального общества» (Арон) и «стадий экономического развития» (Ростоу), впоследствии получившие дальнейшее развитие в теории о «постиндустриальном обществе» (Белл, Канн, Бжезинский, Турен). В основе разделения человеческой цивилизации на аграрный, индустриальный и постиндустриальный этапы лежит критерий развития техники, уровень развития производства. Согласно концепции «постиндустриального общества», в обществе - в зависимости от уровня техники - последовательно преобладают «первичная» сфера экономики (сельское хозяйство), «вторичная» (промышленность), а затем «третичная» сфера (сфера услуг и информатика). В постиндустриальном обществе основная роль отводится науке и образованию. В каждой из названных стадий складываются специфические формы социальной организации: в аграрном обществе - это церковь и армия, в индустриальном – корпорация, в постиндустриальном обществе - университеты. В основе критерия периодизации истории экономических учений в современных условиях лежит чаще всего цивилизационный подход. (Есть и другие способы классификации этапов развития экономических учений ) Всю историю экономической мысли можно разделить на следующие этапы: 1. Период недифференцированного экономического знания (до XV в.). 2. Период разработки терминологии и формирования системы экономических категорий (XV-XVII вв). 3. Период становления и развития классической политической экономии. 4. Пролетарская политэкономия. 5. Период маржинальной революции и развития неоклассического направления (70-ые годы XIX века - 30 годы XX века). 6. Период «кейнсианской революции». 7. Современный этап в истории экономической мысли - этап возрождения либеральной доктрины и неоинституционализма.
|