Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет и метод истории экономики и экономических учений.






1. Предмет и задачи курса истории экономики и экономических учений.

2. Методы изучения истории экономики и экономической мысли.

3. Этапы развития истории экономики и экономической мысли.

4. Функции истории экономики и экономических учений

 

Курс истории экономики и экономических учений - один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он заклады­вает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни.

Полноценным специалистом можно стать, только имея знания истории хозяйствования, они необходимы для развития стратегического и оперативного экономического мышления. Знания истории экономики и экономических помогут как в понимании современной экономической теории, так и в поиске путей выхода из экономического кризиса и создания стабильно растущей экономики в стране.

Предметом изучения истории экономики и экономических учений являются изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи, факторы зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений, концепций, течений и школ экономической мысли. Особенность курса - огромный объем материала. Важно знать ключевые факты экономической истории, имена, теории, концепции и по­нять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.

Источниками данных об экономическом развитии могут служить:

• археологические раскопки и исследования;

• данные переписи населения;

• тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов:

• результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов:

• статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира:

• результаты проведения экономических реформ в различных странах на определенных этапах экономического развития и др.

Курс истории экономики и экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением ис­точников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся эко­номистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов. Изучая эволюцию экономических концепций мы стремимся уяс­нить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

На развитие и содержание экономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и концепций протекает под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и уточнения различных подходов, позиций, методов, при известной консервативности и несомненной преемственности знаний и выводов.

На формирование и развитие экономических теорий воздействуют:

• труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

• взаимовлияние национальных школ;

• развитие смежных разделов экономической науки - статистики, математики, демографии, социологии и др.;

• совершенствование методов научного исследования;

• расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки;

• взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.

Методологически история экономических учений опирается на совокупность методов экономического анализа, к которым относят методы:

• анализ и синтез,

• индукции и дедукции,

• логической абстракции,

• гипотеза

• каузальный (причинно-следственный),

• антиномия,

• функциональный,

• системный,

• исторический,

• математического моделирования и др.

Кроме того, история экономики и экономической мысли использует ряд общефилософских и специально-научных методов исследования:

• метод научной абстракции - позволяет сформулировать понятия, категории;

• принцип историзма - используются хронологический (характеристика «портретов» мыслителей, ведущих школ, направлений экономической мысли) и проблемно-категориальный (исследование содержания концепций, их новизны, значимости) приемы изложения;

• приемы историко-сравнительного исследования (сопоставительный анализ разных концепций позволяет более точно раскрыть их содержание, провести оценку и типологизацию);

• описательный (дает возможность сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях);

• аналитический (позволяет раскрыть причинно-следственные связи явлений);

• формально-логический (позволяет исследовать внутреннее строение явления, выявить предпосылки его возникновения и эволюции);

• моделирования (поиск оптимальных схем организации экономических систем, государственного регулирования и т.п.)

• конкретно-социологический.

Вопрос о периодизации истории хозяйственного развития является достаточно сложным.

Со времени возникновения истории экономики как науки предпринимались разные попытки ее периодизации. В качестве критериев периодизации предлагалось использовать

• географический фактор (Мечников),

• историю денег (Гильдебранд),

• торговлю,

• денежное обращение,

• культуру,

• религию и т.д.

Выделяют два основных подхода к периодизации экономической истории: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на марксовом делении мировой истории на пять социально-экономических формаций, последовательно сменяющих одна другую. Этот подход упрощенно рассматривает историю как процесс смены низших общественных форм высшими.

Цивилизационный подход - концепция периодизации истории общества, предусматривающая исторический круговорот различных типов общества и исторических эпох через несколько стадий от зарождения до завершения. В основу цивилизационного подхода положена совокупность всех черт того или иного общества (материальных, культурных, нравственных религиозных, в их единстве).

Общепринятой периодизацией в настоящее время является следующая: древняя история (100 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.), средние века (V –XV вв.), новое время (XVI – начало XX в.), новейшее время (с 1914 г. до наших дней).

Во второй половине 20 века наиболее популярными были теории «индустриального общества» (Арон) и «стадий экономического развития» (Ростоу), впоследствии получившие дальнейшее развитие в теории о «постиндустриальном обществе» (Белл, Канн, Бжезинский, Турен).

В основе разделения человеческой цивилизации на аграрный, индустриальный и постиндустриальный этапы лежит критерий развития техники, уровень развития производства. Согласно концепции «постиндустриального общества», в обществе - в зависимости от уровня техники - последовательно преобладают «первичная» сфера экономики (сельское хозяйство), «вторичная» (промышленность), а затем «третичная» сфера (сфера услуг и информатика). В постиндустриальном обществе основная роль отводится науке и образованию. В каждой из названных стадий складываются специфические формы социальной организации: в аграрном обществе - это церковь и армия, в индустриальном – корпорация, в постиндустриальном обществе - университеты.

В основе критерия периодизации истории экономических учений в современных условиях лежит чаще всего цивилизационный подход. (Есть и другие способы классификации этапов развития экономических учений )

Всю историю экономической мысли можно разделить на следующие этапы:

1. Период недифференцированного экономического знания (до XV в.).

2. Период разработки терминологии и формирования системы экономических категорий (XV-XVII вв).

3. Период становления и развития классической политической экономии.

4. Пролетарская политэкономия.

5. Период маржинальной революции и развития неоклассического направления (70-ые годы XIX века - 30 годы XX века).

6. Период «кейнсианской революции».

7. Современный этап в истории экономической мысли - этап возрождения либеральной доктрины и неоинституционализма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал