Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические взгляды Древнего Рима






Своеобразным продолжением, развитием и конкретизацией экономических взглядов греческих мыслителей была экономическая мысль древнего Рима.

Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 - 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Судя по отзывам многих ученых, это ему удалось в той степени, в которой было возможно на том этапе экономического развития. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он очень рьяно поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости.

Земледельческие занятия, по мнению Катона, стоят выше любых других, не говоря уже о ростовщичество, которое хуже воровства. Поэтому Катон давал совет, как лучше вести сельское хозяйство.

Агрономические советы Катона чередовались с экономическими. Он говорил, что «нужно проверить количество денег и хлеба, которые подготовлены для кормления скота; количество вина, масла, которые проданы, что выручено, что осталось, что можно продать... Хозяин должен распорядиться работами... Он должен осуществить продажу: продать масло, если хорошая цена, вино, продать излишки зерна, старых волов, чахлых овец (шерсть, кожи, старый воз, старые железные орудия), пожилого больного раба, раба и вообще продать все, что ненужное. Хозяин должен стремиться продавать, а не покупать».

Марк Теренций Варрон (116-27 гг. дон. э.), как и Катон, болел за судьбу сельского хозяйства. Он оставил в наследство три книги «О сельском хозяйстве», в которых изложены задачи владельцев крупных латифундий. В трактате Варрона «О сельском хозяйстве» нашло отражение роста товарности рабовладельческих хозяйств и их превращения в хозяйства полунатурального-полутоварного типа. Называя две цели, достижение которых должны стремиться землевладельцы - польза и удовольствие, Варрон на первое место ставит пользу, т.е. получения дохода. С точки зрения доходности он и рассматривает вопросы организации рабовладельческого хозяйства. По мнению Варрона, доходность имения определяется его агрокультурой, но прежде - свойствами почвы, поскольку основная ценность хозяйства - земля. Вместе с тем он признавал зависимость доходности имения от его местонахождения. «Поместья, рядом с которыми есть места, куда удобно ввозить и продавать изделия своего хозяйства и откуда выгодно ввозить то, что нужно для собственного хозяйства, такие имения уже только это доходными», - писал он. Варрон, по сути, выделял два типа рабовладельческого хозяйства: пригородные имения и отдаленные хозяйства. Признавая влияние рынка на организацию хозяйства, Варрон признавал необходимость его рыночной ориентации, поскольку, с одной стороны, владельцы имений вынуждены покупать даже то, что они сами производят, но в недостаточном количестве, а с другой - порой становится невыгодно производить то в собственном хозяйстве, даже когда это возможно. Земледелие он предлагал сочетать со скотоводством, прибыльность которого была тогда велика.

На взгляды Варрона относительно использования в хозяйстве труда рабов повлияло восстание Спартака. Хотя он считает рабов только «орудиями, которые говорят», но все же советует рабовладельцев не покупать много рабов той же национальности, чтобы они не сговорились между собой, и применять более гибкие методы принуждения к труду, поощряя рабов материально и морально. Исходя из низкой производительности рабского труда, Варрон считал, что выгоднее пользоваться трудом наемных работников, особенно для возделывания больших сельскохозяйственных угодий и в нездоровых местностях, где большая смертность рабов могла бы нанести их владельцу значительные убытки.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла Люций Юной Модерат. В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифун­дий. Колумелла писал о крайне низкой производительности рабско­го труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обма­нывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономи­ка рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кри­зиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, «ла­тифундии погубили Италию».

Стремясь разработать принципы эффективной организации труда рабов, Колумелла рекомендовал ввести разделение труда, ее специализацию, использование квалифицированного рабского труда. Большое значение Колумелла предоставлял даже характеру отношений между господином и рабами. Диапазон предложенных им средств влияния на рабов был довольно широким: от традиционной плети до дружеского разговора и даже шуток. Это, по мнению Колумеллы, должно было способствовать росту производительности труда. Самое важное, чтобы имением лично управлял строгий и опытный хозяин. Учитывая это Колумелла советовал покупать пригородные имения, чтобы чаще там бывать. Владельцам отдаленных хозяйств он рекомендовал сдавать землю в аренду свободным колоннам, поскольку к тому времени это уже стало выгоднее, нежели использование рабов. Колумелла считал, что владельцу имения не следует часто менять арендаторов, лучше привлекать колон, прочно привязанных к месту. По его мнению, большое, но плохо обработанное поле даст меньше дохода, чем маленькое, но старательно обработанное. Хороший хозяин может сделать прибыльным любое клочок земли, выращивая там именно то, для чего эта земля больше пригодна.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интере­сы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его. Они требовали:

1) ограничить крупное землевладение;

2) упрочить положение разорявшихся крестьян.

Но в своей борьбе против крупных рабовладельцев Гракхи погибли.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал