Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что же следует понимать под выборами?Стр 1 из 3Следующая ⇒
Выборы и избирательное законодательство: общий обзор
В российском государстве народовластие является базовым принципом организации власти, что подтверждается ст. 3 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Что же следует понимать под выборами? Вообще термин «выборы» можно раскрывать как с позиции теоретиков, так и законодателя. В современной юридической науке наблюдается многообразие взглядов в отношении понятия «выборы». Так, например, под выборами понимают: 1) узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти (М.В. Баглай); 2) институт и процесс принятия политико-правовых решений, субъектом которого является общество в лице его дееспособных граждан, а объектом государственная власть (Ю.А. Веденеев); 3) способ формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также занятия определенных государственных должностей, обеспечивающий представительный характер выбираемых органов (Н.А. Богданова); 4) важнейшую форму участия граждан в управлении государством (Д.Б. Катков). В статье 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» впервые закреплено, что выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Существует целый ряд критериев, в зависимости от которых выборы можно классифицировать. В зависимости от территориальных рамок проведения выборы можно делить на общенациональные, региональные и муниципальные. С учетом вида выборного органа или должности выборы делятся на парламентские, президентские, в законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представительные органы муниципального образования и т.д. В зависимости от способа волеизъявления избирателей выборы различаются прямые и непрямые (косвенные, многостепенные). Прямые выборы - наиболее распространенный тип голосования, предусматривающий непосредственное выражение избирателями собственного отношения к выдвинутым кандидатурам. Помимо этого возможно проведение непрямых выборов, при которых между избирателями и кандидатами на замещение должностей существует промежуточное звено, опосредующее волю избирателей. Например, при проведении косвенных выборов избиратели путем голосования формируют коллегию выборщиков, которая собирается только один раз с единственной целью - определить лицо или лиц, которые будут замещать выборные должности. Различают очередные и внеочередные выборы. Очередные выборы - это выборы, которые назначаются и проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа государственной власти, органа местного самоуправления. Основания досрочного прекращения полномочий обычно закрепляются в соответствующих главах конституций (уставов), регламентирующих правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, либо выборных должностных лиц. Выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является вакансия в составе депутатского корпуса, образованная вследствие досрочного прекращения полномочий (выбывания) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе. Выделяются общие и частичные выборы. Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного органа. Частичные выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, т. е. частичного (поэтапного) обновления депутатского корпуса. Например, 1/3 часть сената Конгресса США переизбирается каждые два года. Ротация позволяет избежать резких изменений в составе депутатского корпуса, обеспечить стабильность и преемственность в работе представительного органа. Выборы делятся на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторныевыборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были по решению соответствующей избирательной комиссии либо решению суда признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования - факультативной стадии, которая происходит в рамках того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование, и когда ни один из баллотирующихся кандидатов не набрал необходимого числа голосов в свою поддержку. Повторные выборы - самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение. Избирательное законодательство – совокупность законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение выборов в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации Нормативные правовые акты федерального уровня: 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней 3. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (одобрена 24 ноября 2001 г. на восемнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи, подписанная президентами Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины 7 октября 2002 г. в г. Кишиневе) 4. Декларация о критериях свободных и справедливых выборах (Принята единогласно на 154-й сессии Совета Межпарламенского Союза; Париж, 26 марта 1994 года). 5. Декларация принципов международного наблюдения за выборами от 27 октября 2005 г. 6. Рекомендации международным наблюдателям Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами (одобрены 7 декабря 2002 г. на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств в г. Санкт-Петербурге). Федеральные законы: 7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 8. О выборах Президента Российской Федерации; 9. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 10.О политических партиях; 11.Об общественных объединениях; 12.Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; 13.О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».
|