Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Духовный смысл подросткового перелома
Чрезвычайно важно увидеть связь между рассмотренным выше шагом в зрелость и его значением в духовном возрастании. Подростковый период в духовном смысле – это время, когда мы сбрасываем с себя законнические путы, которые мешают нам строить личные отношения с Богом. Мы должны отказаться от власти наших родителей как божественных заместителей и позволить Богу стать нашим Отцом. Другими словами, нам надо отказаться от своих родителей, чтобы быть усыновленными Богом. Если мы не прошли через этот процесс, мы остаемся в духовном детстве и не сможем выйти из-под давления закона и подчинения его правилам. Павел ставит знак равенства между родительскими структурами и законом, как мы видели выше. Если мы вновь посмотрим на отрывок из Послания к Галатам (Гал. 4: 1-7), мы увидим, почему у людей бывает так много духовных проблем. Павел сравнивает детство с рабством (Гал. 4: 1) и говорит о том, что дети были " порабощены вещественным началам мира". Эти вещественные начала мира, его основные принципы, в другом месте названные заповедями человеческими, являются бесполезными в деле достижении настоящей зрелости: " Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: " не прикасайся", " не вкушай", " не дотрагивайся", – что все истлевает от употребления, – по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2: 20-23). Павел хочет сказать, что мы должны освободиться от рамок и быть приняты как сыновья и дочери Божьи. Эта свобода от родительских структур приводит нас к взаимоотношениям любви с Богом и к послушанию Его принципам. Это уводит нас от образа мышления, основанного на соблюдении правил, и позволяет жить в соответствии с принципами, а не правилами. Однако, если мы никогда не спорили с властью наших земных родителей, тех, которые дали нам первый закон, мы не сможем спорить с властью закона вообще. Мы не сможем в таком случае понять, что закон не способен спасти нас. Вот почему люди, связанные, подобно фарисеям, слепым подчинением власти, строго придерживаются законов. Они стараются быть " достаточно хорошими", чтобы собственная законническая совесть приняла их. Послушайте, что говорит об этом Павел: " А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя" (Гал. 3: 23-25). Мы должны выйти из-под закона, потому что его руководство закончилось. Мы усыновлены новым родителем, Самим Богом! Как Павел, мы должны отвергнуть представления о том, что подчинение родительским наставлениям могут спасти нас: " Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3: 20). Это приводит нас к прямым взаимоотношениям с Богом как с Отцом и лишает рабской ментальности: " Посему ты уже не раб" (Гал. 4: 7). Этот призыв к свободному соединению и подчинению Богу является противоположным детской системе правил. Мы должны выйти из прошлой системы постановлений и рамок и родительского управления нами, чтобы стать свободными для подчинения Богу в Духе. Павел выражает свое мнение о сущности свободы следующим образом: " К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя»" (Гал. 5: 13, 14). Он повторяет то, что Иисус однажды сказал фарисеям, представителям власти того времени, призвав их выйти из отношений подчинения правилам, основанных на детском отношении к Богу, и перейти к взаимоотношениям с Отцом, построенным на любви. Фарисеи так и не прошли духовную стадию подросткового возраста, когда могли научиться оспаривать мнение старейшин и отцов и выстроить собственную систему убеждений: " Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима; и увидевши некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть, неумытыми руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук; и пришедши с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исайя, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»" (Мк. 7: 1-8). Вопросы фарисеев и их осуждение происходили из почитания родительских структур и заповедей человеческих, " преданий старцев". Фарисеи не были достаточно свободны, чтобы увидеть истину. Иисус также обвинял фарисеев в том, что для них важнее исполнить предания старцев, чем угодить Богу. Снова влияние учений человеческих: " Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы" (Лк. 11: 47, 48). Здесь Иисус говорит о том, что законники поддерживали злые дела своих предков, а это значит, что и сами были такими же. Он призывает нас спрашивать себя, чему именно мы беспрекословно подчиняемся; Он призывает оставить эту преданность учениям человеческим и отдать свою верность Иисусу (Мф. 10: 34-37). Преданность Ему должна быть сильнее, чем преданность в наших земных отношениях с родителями и представителями власти, потому что родительские отношения у нас должны быть с Богом. Мы видим, как Иисус решил вопрос со своими родителями, когда начал проявлять свою независимость и поставил перед собой цель, отличавшуюся от родительской. До определенного возраста Иисус был под властью родителей, как то повелевается законом. Но в подростковом периоде все начало меняться. Когда Иисусу было двенадцать лет, его родители заметили, что Он отделился от них в храме. Когда они сказали Ему, что беспокоились, Иисус ответил: " Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? " (Лк. 2: 49). В другом моменте Он также ясно дал понять, что в первую очередь будет подчиняться Богу, а не своей матери: " Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой" (Ин. 2: 4). Иисус возрастал и передавал свою преданность Богу, то же самое должен сделать каждый из нас. Во всех этих примерах Иисус хотел подчеркнуть два момента. Во-первых, нам нужно выйти из-под родительской власти и отдать свою преданность Богу. Во-вторых, когда это произойдет, наше мышление должно последовать за нашим выбором, и мы больше не должны починяться заповедям человеческим. Помните, как фарисеи критиковали учеников Иисуса за то, что те срывали колосья в субботу? Иисус ответил им: " Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: " милости хочу, а не жертвы", то не осудили бы невиновных; ибо Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф. 12: 3-8). Когда Иисус говорит, что Сын Человеческий есть господин и субботы, Он ставит Себя выше каких-либо правил. Правила были написаны, чтобы служить определенному плану, и этот план – любовь. Черно-белое слепое подчинение правилам сменилось мышлением, основанным на принципах любви. Наше подчинение Иисусу должно стать на место подчинения традициям родителей. Жесткие люди с фарисейским образом мышления не могут принять учение Иисуса. Если у них нет строгих правил на каждый случай жизни, они теряются и начинают придумывать новое правило, что и делали фарисеи. Библия говорит нам, чтобы мы любили, и если мы нарушили одно из " преданий старцев", но поступили в соответствии с принципами любви, так тому и быть. Фарисейское учение не учитывало людские нужды, такие, как голод или болезни (Мф. 12: 10-12). Если когда-либо убеждения человека не позволяют ему помочь другому человеку в беде, ясно, что его мировоззрение не вмещает в себя любовь Божью. Они " осуждают невиновных" (Мф. 12: 7). Однажды я услышал от одного из руководителей церкви, что если единственный способ вылечить ребенка от аутизма* заключается во вмешательстве медицины, значит, воля Божья для этого ребенка – оставаться в страдании. Он сказал, что не видит в Писании указаний на допустимость вмешательства медицины. Если Бог создал ребенка таким, значит, Он хотел, чтобы ребенок оставался без любви и общения. Мировоззрение этого пастора слишком узко, чтобы вместить в себя любовь. Он не свободен от предписаний о " субботе" и поэтому готов " осудить невиновного". * Психическое нарушение, связанное с активным отстранением от внешнего мира, вызванным погружением в мир личных переживаний. – Примеч. ред. Когда люди отделяются от законнических " принципов этого мира", во взаимоотношениях и в их способности любить наступают радикальные перемены. Их мышление с жесткого и конкретного становится свободным и символичным, основанным на принципах любви. Они начинают понимать тайны Бога и приходить к Нему, применяя Его истину в мудрости и любви, вместо того чтобы прятаться за строгими законническими формулами. Евангелие предстает перед ними как руководство к построению взаимоотношений между ними и Богом, а не как список правил, которые нужно выполнить. Меняется представление людей о различных ситуациях, и они начинают руководствоваться светом любви. В главе, посвященной любви, Павел говорит следующее: " Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор. 13: 11-13). Когда люди начинают рассуждать как взрослые, выйдя из черно-белого детского мышления, милосердие и сострадание становятся главными чувствами, а любовь – самой важной. Люди, которые не прошли через подростковый период в духовной сфере и не вышли из области родительских правил, не думают, что видят сквозь " тусклое стекло, гадательно" или " отчасти". Они уверены, что у них есть " абсолютно точный" ответ на все вопросы. Когда мы становимся подростками в духовном сфере, мы замечаем, что пытаемся быть ближе к Богу, нашему Отцу. Нам нужна Его поддержка, чтобы пройти через испытания. Мы не уверены ни в чем, и наше мировоззрение не дает нам ответа на ежеминутно возникающие в жизни вопросы. Мы понимаем, что нам нужны взаимоотношения с Ним, а не просто система правил. Мы проходим через собственную Гефсиманию, пытаясь подчиниться воле Божьей, несмотря на боль, которую при этом испытываем (Лк. 22: 42). Нет простых разумных ответов на боль; ответ заключается в общении с Богом во время испытаний. Те, кто хочет видеть все ответы в маленьких черно-белых коробочках, не понимают евангельского учения. Люди, которые отказались от подчинения правилам, смогли вступить в реальные взаимоотношения с Богом как со своим Отцом. В их рассуждениях подчинение правилам уступает место мышлению, основанному на принципах. Они меняют свое мировоззрение; если раньше оно основывалось на законе, то теперь основывается на любви. Их вера перестает быть просто этической системой и становится общением с живым Богом. Отвержение человеческих " традиций" и попытка понять суть вещей, присущие импульсивному подростковому периоду, являются единственным способом построить взаимоотношения с небесным Отцом. Когда мы перестаем подчиняться правилам, которые " держат нас в узде", мы оказываемся в положении " нищих духом" (Мф. 5: 3) и поэтому нуждаемся в Отце. В этом и заключается смысл усыновления. Это избавление и духовная зрелость. Мы должны осознать свое детское подчинение закону, признать это и войти в общение с милосердным Отцом. Это вера, которая спасает. Освобождение из пут подчинения закону позволило великим пророкам, таким, как Иоанн Креститель, выполнить свое предназначение. Иоанн Креститель противостал духовным руководителям своего времени, назвав их " порождения ехиднины" (Мф. 3: 7). Мартин Лютер противостал религиозной власти своего времени, заявлявшей, что нет прямой связи с Богом, только через посредника. Человек, который ощущает себя взрослым, может выполнить то, чего требует от него Бог. Мы должны владеть собственной жизнью и не нуждаться в родительском одобрении, " угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши" (1 Фес. 2: 4). В следующей главе мы посмотрим, что происходит, если мы не делаем этого.
|