Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия и ответственность






Делегирование полномочий

Организация – функция управления, задачами которой является формирование структуры организации, обеспечение всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы, а также обеспечение взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих.

Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность – обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована.

Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи, организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия и власть часто путаю друг с другом. В отличие от полномочий, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий.

Концепции полномочий:

1. Классическая концепция организационных полномочий. Полномочия передаются от высших к низшим уровням организации.

2. Концепция принятия организационных полномочий. Подчиненный имеет право отклонить требования начальника. На основе этого и была сформулирована концепция принятия полномочий. Полномочия определяются как информация (приказание), на основе которой участник направляет свои действия и определяет, что он обязан или не должен делать в рамках задач организации.

Типы полномочий:

· Линейные,

· Аппаратные (штабные).

Линейные полномочия – полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей.

Процесс делегирования линейных полномочий, то есть создание иерархии уровней управления организацией, называется скалярным процессом, а результирующая иерархия – скалярной цепью, или цепью команд.

Аппаратные задачи можно определить как консультативные или обслуживающие. Аппаратные (штабные) полномочия – делегирование специалистам полномочий по работе с документами и информацией. Штабные полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательное согласование, параллельные (право отклонять решения линейного руководителя) и функциональные полномочия (наделение представителей аппарата линейными полномочиями по некоторым вопросам в пределах определенной структуры).

Разновидности аппаратных полномочий:

· рекомендательные;

· обязательные согласования по некоторым решениям;

· параллельные (в целях установления системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок);

· функциональные (в целях запрещения аппаратом каких-либо действий в области своей компетенции);

· линейные полномочия внутри аппарата (в случае большого числа членов аппарата).

Существует два вида делегирования полномочий:

1. Делегирование использования. Предполагает конкретизацию всех действий исполнителя.
2. Делегирование полномочий. Основано на уважении к самосознанию, воображению и независимой воли других людей, сосредоточена на результатах а не на методах достижения цели. Исполнителя в этом случае делают ответственным за результат.

Пределы передачи полномочий внутри организации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями. Нарушать эти пределы никто не имеет права. Не разрешается делегировать полномочия, которые противоречат законам или моральным ценностям. Делегирование - это передача полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за выполнение определенных задач. Посредством делегирования руководители распределяют множество задач между работниками, которые должны быть выполнены, чтобы достичь цели организации. Поскольку сущность менеджмента заключается в умении добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и интересы других людей, то именно делегирование превращает должностное лицо в руководителя.

Ответственность — это обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение, а обязательство — это выполнение должностным лицом своей функциональной работы, обусловленной контрактом найма. Особенностью ответственности является то, что она делегируется лишь на время выполнения работы, но под контролем того лица, за которым ответственность закреплена. Чем выше уровень занимаемой должности, тем больше объем ответственности.

Полномочия и власть часто отождествляются. Но это разные понятия. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Власть это- же реальная способность действовать или право влиять на обстоятельства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал