Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность управленческих решений






 

Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости, осуществить какие - то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и т.д.) наиболее предпочтительной. Поэтому принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления.

Эффективное решение должно быть:

- простым и логичным;

- приемлемым для большинства членов организации;

- экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);

- своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности);

- ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);

- устраняющим причины, а не последствия проблемы.

На эффективность решения оказывает влияние следующие факторы:

- понятность проблемы и причинно – следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяется разрыв между рациональным и приемлемым решением, которое не является лучшим);

- характер взаимоотношений внутри организации;

- занимаемая автором решения должность;

- наличие времени;

- степень риска;

- четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;

- наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждение, сроки реализации или отмены решения.

С точки зрения методики разработки и реализации решений их удобно разделить на три группы: социальные, технические и биологические. Это объясняется наличием трех основных подсистем земной цивилизации, на которые направлены решения.
Руководителю практически приходится разрабатывать и реализовывать все три группы решений в компании. Однако наибольшее место в его деятельности занимают решения, принятые в социальной системе, — такие решения называют управленческими (УР). Они направлены на организацию работы персонала, осуществление внешних связей, стратегическое планирование, совершенствование системы управления компанией и др.

 

Требования к управленческим решениям.

Разрабатываемое управленческое решение должно удовлетворять определенным требованиям и включать условия их достижения. Эта информация представлена в таблице:

 

Наименование требования Условия достижения
1. Соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия Контроль со стороны юриста, референта
2. Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать). Знания и интуиция руководителя
3.Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника
4. Отсутствие в тексте противоречивостей решения самому себе или ранее реализованным Контроль со стороны юриста, референта
5. Возможность организационной выполнимости Заключение специалистов или экспертов  
6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения Составление рабочих документов
7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях. Заключение внешних экспертов
8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений. Контроль за соблюдением должностных инструкций и положений об отделах и цехах.
9. Наличие возможности обоснованного положительного результата Набор расчетов и предложений.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а чаще всего подразделения или организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный (рис.).

Принятие решений в организации характеризуется как:

- сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

- процесс взаимодействия членов организации;

- поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

- выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

- часть общего процесса управления;

- неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

- основа для выполнения всех других функций управления.

То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знание и умение составляют компетентность любого руководителя, и в зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал