Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект, предмет и методы теории организации






ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ МЕСТО

В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

 

Объект, предмет и методы теории организации

Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их необходимые внутренние связи, законы функционирования и развития.

Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает, какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в своем функционировании и развитии. Появление новой теории оправдано лишь тогда, когда открываются собственные объект и предмет исследования.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя.

Предмет — это исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта.

 

Авторы различных школ и направлений в теории и практике менеджмента по-разному подходили к выбору объекта и предмета организации. Так, в учении Ф.У. Тейлора объектом организации является организация труда, а предметом — трудовые процессы, трудовые приемы и движения, а также методы работы.

У Г. Форда объект организации — это организация производства, а предмет — технологические потоки, производственные процессы.

В классической школе в качестве объекта выступает организация в целом, а предметом организации являются структуры и функции аппарата управления, регламентация содержания и методов работы.

Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы рассматривают в качестве объекта организации людей, а в качестве предмета исследования — мотивы поведения людей в организации.

 

Объект теории организации — это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

 

 

Предмет теории организации — организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

 

В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.

 

Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы:

 

1) общие категории для большинства социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.);

2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.);

3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

 

Приведенное разделение теории организации на категории носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в практике организаторской деятельности эти категории применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

 

Под методом (от греч. methodos — буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Метод теории организации — набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

 

 

Основные методы теории организации:

· индуктивный,

· статистический,

· абстрактно-аналитический,

· сравнительный.

Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.

Абстрактно-аналитический метод позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет выявить в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется путем либо вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо составления обобщенной картины изучаемого явления, либо замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

 

Сравнительный метод заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.

 

Организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплинарной науки. Поэтому в этих условиях особое значение приобретают новые методы комплексного и функционального анализа, системного и исторического подхода (рис.).

 

Подходы к изучению проблем организации

 

 


Благодаря широкому применению новых методов и подходов к проблемам теории организации появляется возможность наиболее полного, глубокого и всестороннего их исследования.

Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Исследование организаций с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства организации, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.

Применение функционального подхода позволяет:

· изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организации;

· установить то место, которое занимает та или иная организация в природных и общественных процессах;

· выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.

Системно-исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание темпов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

1.2.Цели и задачи «теории организаций».

Основной целью является формирование необходимых системных знаний по теории организаций, их практическому применению в управлении хозяйственными и другими организациями в современных социально - экономических условиях.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

§ изучаются становление и развитие теории организаций как междисциплинарной области научного знания, основные научные подходы (классическая теория организаций, школа человеческих отношений, школа социальных систем и др.) к исследованию организаций, предмет, структура и содержание теории организаций как учебной дисциплины;

§ анализируется роль организаций в современном обществе, их типология и специфика;

§ раскрываются законы, принципы и механизмы функционирования организации как целостной системы, взаимодействующей с окружающей внешней средой;

§ определятся влияние социальных, экономических и других факторов на функционирование и развитие организации;

§ изучаются элементы организационной системы и их взаимодействие между собой;

§ определяется содержание и роль миссии и целей организации; природа и легитимность власти; руководства и лидерства в организации;

§ исследуются система и структура коммуникаций, их влияние на эффективность функционирования организации, корпоративная культура и проблемы ее трансформации; причины, типология и динамика организационных конфликтов и управление ими, организационные изменения и сопротивления инновациям, сущность, планирование и реализация стратегического управления организаций;

§ рассматривается и изучается роль Паблик Рилейшенз в повышении эффективности взаимодействия организации с внешней средой;

§ обобщается практический опыт работы различных отечественных и зарубежных хозяйственных и других организаций; обеспечивается подготовка студентов к профессиональной деятельности в реальных социально - экономических условиях; формируются необходимые практические знания, умения и навыки по управлению хозяйственной организацией, современным технологиям и методам прикладных исследований и организационного консультирования.

Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди складывают свои способности и влияют на поведение организации в целом в интересах ее эффективности. Таким образом, основополагающая задача теории организаций – изучение влияния индивидуумов и групп людей на функционирование организации и происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал