Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1. 1.Мышцы шеи и спины, откидывающие назад голову






1.Мышцы шеи и спины, откидывающие назад голову

2.Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняю­щие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке

3.Мышца спины, отводящая руки за спину

4.Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед

5.Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки

6.Мышцы, поднимающие туловище из поло­жения лежа в положение сидя при фикси­рованных ногах

7.Мышцы, обеспечивающие прямохождение

8.Мышца руки, отводящая плечо в сторону

9.Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак

Задание 2.

Приведите несколько примеров мышц, работающих как анта­гонисты и как синергисты.

Антагонисты

Синергисты

Задание 3.

Заполните таблицу

Таблица мышц по функциям *

Название Начало Прикрепление Функция Иннервация
Трапецевидная мышца (m.trapezius) Затылочный выступ, выйная связка, остистые отростки VII шейного грудных позвонков Акромиальный конец ключицы, акромион, ость лопатки Приближает лопатку к позвоночнику, вращает лопатку вокруг саггитальной оси, разгибает шейный отдел позвоночника Добавочный нерв (XI)
         

* продолжение таблицы в Приложении

 

РАЗДЕЛ 4. СПЛАНХНОЛОГИЯ

 

ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

Общая характеристика внутренних органов. Классификация внутренних органов. Общий план строения трубчатых, полых органов. Строение внутренних органов, не имеющих полости (паренхиматозные ор­ганы). Железы, их классификация. Лимфоидные образования (фол­ликулы, бляшки, миндалины). Ориентиры, используемые при определении проекции внут­ренних органов: ориентиры области головы и шеи, ориентиры для проекции органов грудной и брюшной полостей и таза. Влияние физических упражнений и спорта на положение и функции внутренних органов.

Тема занятия 15. Пищеварительная система.

Цель занятия: изучить особенности строения органов пищеварения в зависимости от функции.

Задачи занятия: рассмотреть и изучить строение ротовой полости, пищевода, строение желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Общий обзор органов пищеварительной системы. Положение и функциональное значение органов пищеварительной системы. Строение стенки пищеварительной трубки. Слизистая оболочка. Подслизистая основа. Мышечная оболочка. Адвентициальная серозная оболочки. Строение и классификация пищеваритель­ных желез. Лимфоидный аппарат пищеварительного тракта.

Ротовая полость. Стенки ротовой полости. Губы, преддве­рие рта. Твердое нёбо. Зубы, строение зуба. Зубная формула. ­Развитие зубов и их смена. Десны, строение и функция яз Мягкое нёбо. Зев. Железы полости рта: околоушная, подчелюстная, подъязычная, мелкие железы, их строение и функция. Жевательный аппарат в целом.

Глотка. Строение и топография глотки. Части глотки. Отверстия. Строение стенки глотки, слизистая оболочка, фиброзная основа и мышцы глотки.

Пищевод. Топография и строение пищевода, его части. Су­жения пищевода (анатомические и физиологические). Проекция пищевода на наружную поверхность тела.

Желудок. Форма, положение, топография желудка и его проекция на наружную поверхность тела. Части желудка. Строение стенки желудка. Слизистая оболочка, ее рельеф и строение. Мышечная оболочка и особенности ее строения. Се­розная оболочка. Отношение желудка к брюшине, большой и малый сальники. Изменчивость формы желудка в зависимости от типа телосложения и положения тела, взаимоотношений же­лудка с окружающими органами.

Тонкая кишка. Отделы тонкой кишки, их топография, осо­бенности строения и функции. Рельеф и строение слизистой оболочки тонкой кишки. Ворсинки, их форма, строение, функ­ция. Лимфоидные образования. Мышечная оболочка тонкой кишки. Отношение тонкой кишки к брюшине. Проекция тонкой кишки на поверхность тела.

Печень. Функции печени, ее топография и проекция на по­верхность тела. Наружное и внутреннее строение печени. Долька печени. Особенности кровеносной системы печени. Отношение печени к брюшине.

Желчные протоки и желчный пузырь, их топография, строе­ние, функция. Анатомические приспособления, регулирующие движение желчи в желчный пузырь и из пузыря в кишку.

Поджелудочная железа. Топография, строение, функции, части железы. Отношение поджелудочной железы к брюшине. Проток поджелудочной железы. Островковая часть поджелу­дочной железы, ее строение и функции.

Толстая кишка. Функциональное значение и топография тол­стой кишки. Особенности строения слизистой, мышечной и се­розной оболочек толстой кишки. Отделы толстой кишки, их то­пография. Отношение толстой кишки к брюшине. Проекция толстой кишки на поверхность тела.

Прямая кишка. Строение и топография, сфинктеры прямой кишки.

Брюшина. Париетальные и висцеральные листки брюшины.

Функция брюшины. Образования брюшины: полость брюшины, брыжейки, большой и малый сальники, связки. Отношение орга­нов брюшной полости к брюшине (экстра-, интра- и мезопери­тонеальное положение органов). (Лит. источники 1-4, 9).

 

Ход работы:

1. На муляжах и в атласе рассмотреть топографию и строение органов пищеварения.

2. В основе изучения используются контрольные вопросы

3. Зарисовать в протоколах занятия строение желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о полых и паренхиматозных органах. Послойное строение стенок пищеварительного тракта.

2. Полость рта, зев, лимфоидное кольцо Пирогова, глотка.

3. Пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.

4. Печень, строение, функции.

5. Поджелудочная железа, строение, функции.

6. Брюшина, полость брюшины. Связки, сальники, брыжейки.

Обеспечение: муляжи, атласы, таблицы.

Продолжительность: 2 часа

 

Тема занятия 16. Дыхательная система.

Цель занятия: изучить органы дыхания в связи с их функциями.

Задачи исследования: рассмотреть и изучить строение органов дыхательной системы - носовой полости, гортани, трахеи, бронхов, легких.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Общий обзор органов дыхания. Положение и функциональ­ное значение органов дыхания. Воздухоносные пути и дыха­тельный (респираторный) отдел.

Воздухоносные пути, их функция и особенности строения. Носовая полость. Особенности строения носовой полости в связи с функцией дыхания и обоняния. Придаточные носа, их строение и функции.

Гортань. Топография гортани и ее проекция на тела. Строение гортани: хрящи, связки, суставы, мышцы. Полость гортани. Преддверие, область голосовой щели и подголосовая полость. Голосовые и преддверные складки. Голосовая щель, желудочек гортани. Механизм образования звука. Воз­растные и половые особенности гортани.

Трахея и бронхи. Строение, топография трахеи и бронхов.

Легкие. Форма, топография и функция легких. Поверхности, краи, доли легкого. Ворота и корень легкого. Ветвление брон­хов в легком. Структурная и функциональная единица лег­кого - ацинус. Строение стенки альвеолы. Проекция границ легких на поверхность тела.

Плевра. Париетальный и висцеральный листки плевры. По­лость плевры. Плевральные синусы (карманы), их функция. Проекция границ плевры на поверхность тела.

Средостение. Органы, образующие средостение. Возрастные изменения дыхательной системы.

Влияние физических упражнений и тренировки на дыха­тельную систему. (Лит. источники 1-4, 9).

 

Ход работы:

1. На муляжах и в атласе рассмотреть органы дыхания.

2. В основе изучения используются контрольные вопросы

3. Зарисовать в протоколах занятиястроение органов дыхательной системы

Контрольные вопросы:

1. Носовая полость,

2. Гортань, трахея и бронхи.

3. Строение лёгких.

4. Ацинус. Плевра.

Обеспечение: влажные препараты, таблицы, муляжи.

Продолжительность: 2 часа

Тема занятия 17. Мочеполовая система.

Цель занятия: изучить строение и функции органов мочеполовой системы.

Задачи занятия: выявить общие черты строения органов выделения и размножения. Иметь четкое представление о строении нефрона, процессе мочеобразования, о строении женских и мужских половых органов.

МОЧЕПОЛОВОЙ АППАРАТ

Общий обзор органов мочеполового аппарата, мочевые и половые органы, их положение и функциональное значение.

МОЧЕВЫЕ ОРГАНЫ

Анатомия мочевых органов. Органы, образующие мочу, - почки. Форма почек, их топография, проекция на наружную поверхность тела. Оболочки почки, фиксирующий аппарат. На­ружное строение почки. Внутреннее строение почки (макро- и микроскопическое). Особенности кровообращения почки. Неф­рон - структурная и функциональная единица почки. Возраст­ные особенности почки.

Анатомия мочевыводящих путей: чашечки и лоханки. Моче­точник, его строение, топография, отношение к брюшине, суже­ние. Мочевой пузырь: форма, положение, строение стенки. Мо­чеиспускательный канал, строение, функция, половые различия.

ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ

Общий обзор половых органов. Мужские половые органы, их строение, топография и функция. Яичко. Придаток яичка, мошонка. Семенной канатик, его состав и части. Семявыносящий и семявыбрасывающий протоки. Семенной пузырек. Пред­стательная железа. Половой член, его строение. Женские половые органы. Яичник, его форма, топография, строение, отношение к брюшине. Строение стенки матки. Ци­клические и возрастные изменения яичника. Матка, ее форма, части, топография, отношение к брюшине. Строение стенки матки, связки матки. Маточные трубы, их строение, функция. Влагалище, своды, преддверие влагалища. Наружные женские половые органы. Большие и малые срамные губы, клитор, дев­ственная плева, железы преддверия. Грудная железа. Поло­жение органов малого таза у мужчины и женщины. Промежность. Мышцы и фасции промежности. Топография промежности у мужчины и женщины. (Лит. источники 1-4, 9).

Ход работы:

1. На муляжах и в атласе рассмотреть органы мочевых и половых органов

2. В основе изучения используются контрольные вопросы

3. Зарисовать в протоколах занятиястроение органов мочевых и половых органов

Контрольные вопросы:

1. Мочевыделительная система. Почка.

2. Нефрон. Мочеобразование

3. Строение женской половой системы.

4. Строение мужской половой системы.

Обеспечение: таблицы, схемы, муляжи, атласы.

Продолжительность: 2 часа

 

Тема занятия 18. Органы внутренней секреции

Органы внутренней секреции (эндокринные железы), их связь с сосуди­стой и нервной системами. Железы внутренней секреции как эффекторы нервной системы. Участие желез внутренней секре­ции в нейрогуморальной регуляции организма. Классификация желез внутренней секреции.

Шишковидное тело (эпифиз), гипофиз. Строение, топогра­фия, функция эпифиза и гипофиза.

Щитовидная железа, околощитовидные (паращитовидные) железы, вилочковая железа. Строение, топография, функции щитовидной, околощитовидных и вилочковой желез.

Надпочечник, хромаффинные тельца. Строение, топография, функция надпочечников.

Поджелудочная железа. Внутрисекреторная часть поджелу­дочной железы (островки), строение, топография, функция.

Половые железы. Внутрисекреторная часть половых желез. Возрастные изменения органов внутренней секреции.

Влия­ние занятий спортом на морфофункциональные показатели же­лез внутренней секреции. (Лит. источники 1-4, 9).

 

Ход работы:

1. На муляжах и в атласе рассмотреть топографию желез внутренней секреции

2. В основе изучения используются контрольные вопросы

3. Зарисовать в протоколах занятиястроение железы внутренней секреции

Контрольные вопросы:

1.Эндокринные железы, их роль в нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма

2. Щитовидная железа. Строение, функция.

3. Надпочечники. Строение, функции.

4. Поджелудочная железа. Строение, функция.

5.Половые железы.

Обеспечение: таблицы, схемы, муляжи, атласы.

Продолжительность: 2 часа



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал