Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Основные требования к уроку с точки зрения духовного гуманизма






Основные требования к уроку с точки зрения духовного гуманизма

Анализ различных источников показал, что урок, построенный на основе духовного гуманизма (гуманный урок), имеет ряд существенных особенностей, отражающих целостный педагогический процесс. «Гарантом целостного педагогического процесса является жизнь ребёнка. Урок следует осмыслить не как основную форму организации процесса обучения, а как аккумулятор жизни ребёнка в целом, жизни детей в целом, создавая тем самым второй уровень жизни детям, более интересной, многогранной и богатой, чем их спонтанная жизнь» [1, с.249-250].

При целостном подходе обучение и воспитание не разделяются. Этот процесс един и всё содержание учебного материала направлено и на обучение, и на воспитание одновременно, отвечая актуальному состоянию ученика. Поэтому учитель не игнорирует состояние ученика, а входит в его позицию и делает так, чтобы движение ребёнка с его многосторонним содержанием в какой-то степени совпало с намерениями учителя. В этом раскрывается суть воспитания ученика жизнью и с помощью самой жизни.

Ребёнок приходит в школу не только для усвоения нового материала, он приходит со своим жизненным опытом, который необходимо учитывать: «Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого школьника в отдельности» [2, с. 230]. На уроках необходимо создавать ученикам условия для того, чтобы они жили (А. Н. Леонтьев), а не готовились к жизни.

Исходя из фундаментального для педагогики положения Л. С. Выготского, о том, что «обучение должно опережать развитие и вести его за собой» [3, с.124], материал урока должен подаваться с учётом не только актуального уровня развития учащихся, но и с учётом их ближайшего развития. Противоречие, которое в данном случае возникает, решается через сотрудничество ребёнка и взрослого, ученика и учителя. Поэтому правильно организованное сотрудничество на уроке между учителем и учеником – основа успешности обучения и образования. «В школе ребёнок обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, а тому, что он делать ещё не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством» [1, с. 133].

При подготовке гуманного урока, важным является умение учителя сотрудничать с учеником. Не подавлять, не оставлять его наедине с самим собой в решении учебных задач, а сотрудничать.

«В сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им, но всегда существует определённая, строго закономерная дистанция, которая определяет расхождение при самостоятельной работе и при работе в сотрудничестве» [1, с. 132]. При сотрудничестве ребёнок поднимается на высокую интеллектуальную ступень, которая была бы ему не доступна в одиночку. Сотрудничество основано на подражании, но, кроме того, оно всегда имеет эмоциональную окраску. При личностно-ориентированном подходе с учетом духовного гуманизма, сотрудничество основывается на любви, доверии, духовной общности и потому его результативность всегда высокая. Когда в результате открытого сотрудничества у учащихся возникают определённые научные понятия, тогда продолжается скрытое сотрудничество, которое продолжается и тогда, когда ученик выполняет самостоятельную работу без помощи учителя.

Таким образом, главное, что должно присутствовать на уроке – это открытое и скрытое сотрудничество с детьми. Само сотрудничество выступает как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежит идея стимулирования и направления преподавателем процесса развития познавательных интересов учащихся. Учитывая синергетические подходы к уроку, можем предположить, что сотрудничество – это такой вид взаимодействия в системе, в данном случае в уроке, при которой результативность, целое, значительно превышает простой набор всех компонентов системы.

Кроме того, пространство урока необходимо насыщать теми специфическими человеческими отношениями, которые будут присущи нашей жизни в будущем – это чувства коллективизма, доброты, дружбы и товарищества, отзывчивости и сопереживания, взаимопомощи и уважения личности. «Эти отношения должны стать не только предметом обучения и воспитания, но в первую очередь, нормой совместной работы педагога и учащихся на уроке» [2, с. 232].

В ходе урока учитель отказывается от единоличного владения оценочной деятельностью. Весь учебно-воспитательный процесс необходимо направить на развитие в учениках оценочных суждений и на утверждение содержательной оценки и самооценки.

Важно обратить внимание на информационное наполнение урока. Обычно, последние научные открытия не успевают попасть на страницы программ и учебников. Но именно они обладают особой привлекательностью и притягательностью для детей, несут мощный энергетический импульс, активизируют мышление. Если фактический материал по предмету хорошо усвоен учителем и преподается ученикам десятки лет без изменений, то отжившие свой век ментальные конструкции становятся тормозом для развития мышления учащихся. Поэтому в содержание урока необходимо вводить новые открытия в области науки.

В работах Ш. А. Амонашвили и В. Г. Ниорадзе утверждается, что «урок является важнейшей, ведущей формой процесса творения судьбы детей; в нём аккумулируется жизнь детей и обогащается она светом духовности и знаний [4, с. 34 – 35]. Ш. А. Амонашвили и В. Г. Ниорадзе предложили создать образовательные курсы, развивающие в детях целостный мировоззренческий взгляд [4, с. 32 – 34]. Эта идея была практически реализована в экспериментальной деятельности школы № 1 г. Тбилиси и школы № 200 г. Москвы. Отличительной особенностью образовательного курса является «развитие в детях < …> важнейших глобальных умений и способностей с помощью особо организованных знаний. К глобальным умениям и способностям Ш. А. Амонашвили относит: «познавательное чтение, письменноречевая деятельность, лингвистическое чутьё, математическое воображение, духовная жизнь, постижение прекрасного, планирование деятельности, смелость и выносливость, общение и др.» [4, с.33 – 34].

Примерами образовательных курсов могут служить: для начальной школы – «Уроки письменноречевой деятельности» В. Г. Ниорадзе [5]; «Уроки математических воображений» Ш. А. Амонашвили [4]; курсы для старшей школы – «Физика языком сердца» Ирены Стульпинене [6], «Биология языком сердца» Виктории Бак [7].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал