Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии гуманного урока, предложенные Валерией Гивиевной Ниорадзе.






1. Отмечать попытки учителя устанавливать сотрудничество с детьми.

2. Проявлять личностный, а не предметный (ЗУН) интерес к ученику.

3. Усиливать воспитательные и нравственные аспекты взамен обучающим приёмам.

4. Настраивать детей прилагать усилия, чтобы они собственным напряжением и мотивационно присваивали знания.

5. Строить уроки на основе устремления ребёнка на развитие, взросление и свободу.

6. Создавать ученикам условия жить на уроках (думать, рассуждать, творить), а не просто слушать и усваивать материал.

7. Стремиться к установлению духовной общности с каждым учеником.

8. Помогать ребёнку обращать внимание на свой духовный мир. Зарождать интерес к духовному аспекту слова.

9. Сделать ведущими оценочные действия учеников (самоконтроль, самооценка, самопроверка), взамен единоличного выставления отметок учителем.

10. Развивать такие человеческие качества как чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость, сочувствие, чистота. Они или есть или их нет; Эти человеческие качества не подлежат статистической обработке, тестированию, технологизации.

11. Есть главный метод воспитания – это образ жизни самого воспитателя, учителя: его благородство, милосердие, культура, его возвышенное слово, его стремление совершенствоваться, утончать свои чувства и отношение к ребёнку, ко всем окружающим.

12. Вырабатывать положительное отношение школьника к учению, чтобы он не отбывал в школе, а проживал учение (А.Н. Леонтьев).

13. Пропитывать образовательные курсы духовностью.

14. Превращать учебные предметы (дающие в итоге знания), в образовательные курсы, создающие в детях целостный мировоззренческий взгляд на те знания, которые они присваивают в процессе учения.

Рассмотрим подробнее эти критерии. Урок строится по определённым законам. Он представляет собой модель жизни, отрезок пространства, в котором проживаются многие события в сжатом виде для того, чтобы из всего многообразия мира постичь лишь малую его часть. Школьные уроки – это различные вариации на главные темы жизни: «Что такое мир вокруг меня? Кто такой я в этом мире? Каково мое место в нем?». Урок не бывает безличным, он несет отпечаток мыслей, чувств учителя и его мировоззрения. Духовный мир учителя может наполнить урок многомерной красочной жизнью или превращать его в плоский и тоскливый отрезок времени.

Гуманный урок имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционного урока. Эти особенности связаны с мировоззрением учителя, с его духовным гуманизмом.

Он представляет собой не единовременную акцию, а результат серьёзной и глубокой работы учителя над самовоспитанием чувств, мыслей и поступков. Работа над уроком должна проходить задолго до его начала и проявляться во многих обычных уроках в виде постоянной совместной работы учителя и учеников над личностными человеческими качествами. Поэтому главным условием проведения гуманного урока является выращивание духовной общности между учителем и учениками в ходе каждодневной учебной деятельности.

В ходе гуманного урока в детях взращиваются человеческих качества: чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость, сочувствие, чистота. Они или есть или их нет. Эти человеческие качества не подлежат статистической обработке, тестированию, технологизации и потому их нельзя сделать объектом анализа, рейтинговой оценки или соревнований.

Человеческие качества учеников не могут быть развиты сами собой, как естественное следствие процесса обучения. Чаще всего они вырабатываются в ходе побуждения со стороны взрослых. Вот как писал В.А.Сухомлинский о педагогическом приёме побуждения: «В основе побуждения почти всегда лежит непосредственное обращение к чувству собственного достоинства, к здоровому самолюбию школьника. Но это обращение не должно превращаться в захваливание, – надо очень тонко, незаметно пробудить у воспитанника желание утвердить своё достоинство» [8, с. 194].

Иногда в систему воспитания отдельных школ входят дневники добрых дел, рейтинг добрых дел класса и другая подобная система оценивания нравственных качеств детей. Готовя гуманные уроки нужно обратить внимание на то, что «ни в коем случае не должны быть предметом похвалы проявления элементарной моральной культуры; большую ошибку допускают отдельные воспитатели, представляя как доблесть готовность прийти на помощь человеку и т. п. Хвалить надо лишь в том случае, если ученик поднялся над требованиями азбуки моральной культуры» [8, с. 194].

Усиливать воспитательные и нравственные аспекты взамен обучающим приёмам, а к ученику необходимо проявлять личностный, а не предметный, с точки зрения знаний, умений, навыков, интерес. Поэтому детский коллектив, с которым работает учитель, интересует его не только с позиции успешности или неуспешности усвоения учебного материала. Для учителя важно увидеть в учениках достойных для общения личностей. Об этом В. А. Сухомлинский писал так: «Если всё время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринуждённым, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они – воспитанники, а учитель – их воспитатель. Это общение должно пронизывать деятельность, не связанную с обучением, усвоением материала, оценками, успеваемостью и т.п. … Здесь, в этом общении, все чувствуют себя равными, здесь каждый является, прежде всего, не учеником, а человеком. В таком общении каждый предстаёт перед вами, не таким, каким делает его оценка, а таким, каков он есть, когда раскрываются все его человеческие способности и задатки. Само это общение и является неисчерпаемым источником той радости, которая навсегда оставляет отпечаток в эмоциональной памяти учителя, благодаря которой дни и часы общения с детьми вспоминаются как счастливейшее время жизни» [8, с. 24]. Такое общение становится основой создания духовной общности. «Лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником, – пишет Ш.А.Амонашвили, – В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо посредничества, как бы сами собой» [9, с. 77].

Учитель, который готовить урок, должен помнить, что есть главный метод воспитания – это образ жизни самого воспитателя, учителя: его благородство, милосердие, культура, его возвышенное слово, его стремление совершенствоваться, утончать свои чувства и отношение к ребёнку, ко всем окружающим. «Каждое слово, каждый поступок педагога должны отражать его личность, его нравственность, человечность, доброту, правдивость… С учителя начинается, по сути, познание ребёнком мира человека; легко понять, что значит при этом пример учителя. Большое духовное богатство надо иметь воспитателю, чтобы постоянное самовыражение его личности действовало на ученика как стимул к самоусовершенствованию. Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанников пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов» [8, с. 199].

Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы проживать и эмоционально переживать содержание урока вместе с детьми. Если этого не будет, то не возникнет важнейшего этапа урока – обращения взгляда ученика на свой собственный духовный мир. Если удаётся обострить взгляд ребёнка внутрь себя, то это создаёт основную мотивационную ситуацию на уроке и настраивает детей прилагать усилия, чтобы они собственным напряжением приобретали знания. В этом случае ученик пытается не просто усвоить содержание урока, а с его помощью ответить на самые важные для себя вопросы: «Каков мир вокруг него? Каково его место в этом мире? Как ему жить в нём?». Гуманный урок – это совместное коллективное действие, направленное на самосовершенствование и учителя, и ученика. В нём учитель не выступает как некий идеальный образ, которому всё известно. Он сам рассуждает, мыслит, переживает, сорадуется, ищет ответы на сложные вопросы и тем самым побуждает к подобным действиям учеников.

Для урока существуют определённые законы, которые проявляются в нём: Закон Красоты и изящного исполнение урока. Закон Вдохновения: самому вдохновляться от детей и вдохновлять их. Закон Любви. Закон Творящего терпения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал