Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура гуманного урока






1. Урок – аккумулятор жизни детей и потому необходимо создавать условия, чтобы дети жили на уроке, а не готовились к жизни.

2. Тема урока может отвечать учебной программе, но нужна еще подтема, которая выражает его духовную суть и вызывает интерес у учеников.

3. Урок имеет свой лейтмотив, в нем выражена главная идея. К лейтмотиву необходимо обращаться в ходе урока. Он – смыслообразующая его часть.

4. На уроке сообщается план совместных действий учителя и учеников, принимаются предложения по его дополнению.

5. Урок имеет какой-либо отличительный признак, он не может быть похож по своей структуре на все предыдущие уроки. В уроке должен присутствовать элемент неожиданности для учеников.

6. Учитель общается с учениками на паритетных началах, не возвышаясь над ними. Необходимо обращать внимание на диалогическую культуру речи, уметь выражать свои чувства, мысли, избегать эмоционального перенапряжения.

7. Урок проводится в определённом темпе, но с учётом возможных «спадов» и «подъёмов». Такой темп урока условно можно назвать «уроком на волнах». Если материал усваивается в ходе сотрудничества, то темп увеличивается, если ученики устали, то понижается.

8. В уроке все органично и целостно, он подчиняется определённым законам. Перечислим некоторые из них:

· Красоты и изящного исполнения приёмов;

· Любви и творящего терпения;

· Вдохновения. Учитель старается вдохновлять учеников и сам вдохновляется от них.

9. Основные дидактические принципы гуманного педагогического процесса, которые находят своё отражение в уроке.

«Устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в них:

1. Ребёнок познавал и усваивал истинно человеческое.

«Истинно человеческое» – иначе правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное.

2. Познавал себя как человека.

«Как человека» – то есть, как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни…

3. Проявлял свою истинную индивидуальность.

«Истинная индивидуальность» – значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы.

4. Находил общественный простор для развития своей истинной Природы.

«Общественный простор» – то есть очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков….

5. Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами.

Интересы ребёнка – его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» – значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность…. Носителями общечеловеческих интересов являются для ребёнка взрослые, окружающие его, особенно же – учителя.

6. Были предотвращены источники, способные провоцировать ребёнка на асоциальные проявления.

Такими источниками могут быть: грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живёт ребёнок, грубость в отношении ребёнка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность» [1, с. 229 – 230].

Уважаемые коллеги, гуманная педагогика – это теория и творческая практика гуманного педагогического процесса, которая расширяется и дополняется самим учителем, творящим в субъективном образовательном поле, поэтому предложенные выше рекомендации являются лишь основой, на которой каждый из Вас может самостоятельно творить и дополнять своё образовательное поле.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга I / Амонашвили Ш.А. – М.: Арита, 2010. – 288с.

2. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики: собрание сочинений в 20 кн. / Шалва Амонашвили [ред. Богуславский М.В., Александрова В. Г., Зуев Д.Д. Ниорадзе В. Г. ]. – М.: Амрита, 2012. –. – Кн. 4. Об оценках – 2012. – 368 с.

3. Выготский / [сост. и автор предисловия А. А. Леонтьев]. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики педагогики).

4. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики / Шалва Александрович Амонашвили. – Донецк.: Изд-во «Ноулидж», 2013. – 130 с.

5. Ниорадзе В. Г. По стугенькам СКАЛЕ. Уроки по выращиванию письменноречевой деятельности у школьников: сборник учебно-методических материалов / Валерия Гивиевна Ниорадзе. – Донецк, 2006. – 154 с., алл. (Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики).

6. Стульпинене Ирена. Физика языком сердца: приложение к курсу физики средней школы для духовно–нравственного воспитания / Ирена Стульпинене. – Рига: Паркс рекламай, 2006. – 182 с.

7. Бак В.Ф. Биология языком сердца. Приложение к курсу биологии средней школы для духовно-нравственного воспитания / В.Ф. Бак. – Донецк: Издательство «Вебер» Донецкое отделение, 2008. –176 с.

8. Сухомлинский / [сост. и автор предисловия Г. Д. Глейзер]. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики педагогики).

9. Амонашвили Ш. А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры / Ш. А. Амонашвили. – Рига: Паркс рекламай, 2006. – 80 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал