Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возвышение Московского княжества в XIV-XV вв.






Ликвидировать монголо-татарское иго было невозможно в условиях

разрозненности усилий. Лишь при наличии единства всех сил русского

народа ордынская зависимость могла быть уничтожена. Поэтому именно

необходимость освобождения от власти Орды оказалась тем важнейшим

побудительным мотивом, который форсировал объединительные процессы в Русском государстве.

Объединение земель Северо-Восточной Руси продолжалось более двух столетий. Принято выделять три периода политического объединения русских земель:

1. XIV - первая половина XV вв. - выделение центра политического притяжения. Возвышение Московского княжества.

2. Феодальные войны князей московской династии: борьба за великий княжеский стол.

3. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Окончательное освобождение московского великого княжества от ордынского ига.

 

1.Первый период объединения русских земель (XIV- первая половина XV вв.).

 

На рубеже XIII - XIV вв. из Владимиро-Суздальского княжества выделилось 14 княжеств, из которых наиболее значительными были Суздальсконе, Тверское, Ярославское, Тверское, Переяславское и Московское. Таким образом сложилась особая система Великого княжества Владимирского. Великий князь Владимирский стоял во главе феодальной иерархии. Власть великого князя была номинальной, но все же давала некоторые преимущества. Поэтому князья всех княжеств вели ожесточенную борьбу за выдававшийся в Золотой Орде ярлык на владимирский княжеский стол. В этой борьбе решался вопрос о том, какое из этих княжеств станет политическим центром собирания русских земель.

 

Особенно упорная борьба за политическое лидерство развернулась между Тверским и Московским княжествами. Тверь впервые упоминается в 1208 г., хотя основана она была в середине XII в. В 1247 г. Тверь стала центром Тверского княжества. Первым тверским князем стал младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич. Московское княжество появилось несколько позже - в 1265 г. Первое упоминание в летописях о Москве относится к 1147 г., когда она входила во владения князя Ростовского и Суздальского Юрия Долгорукого - младшего сына Владимира Мономаха. Столицей княжества Москва стала при князе Данииле - младшем сыне Александра Невского. Ярослав и Даниил стали родоначальниками тверской и московской княжеских династий.

 

Причины возвышения Москвы.

 

1.Выгодное географическое положение в центре русских земель.

Москва находится на пересечении трех рек: Москвы, Яузы и Волги, а так же на перекрестке трех дорог: смоленской, рязанской и черниговской. Близость к торговым путям давала возможность развивать хозяйство, богатеть на транзитной торговле, создавать новые поселения и осваивать новые земли. Приток населения способствовал росту городов и развитию ремесла.

Территория Москвы была защищена и с запада и с востока густыми лесами и другими княжествами от вражеских нападений и находилась в стороне от Золотой Орды.

 

2.Политика московских князей. Историк В.О.Ключевский отмечал, что уже «генеалогическое положение московских князей во многом предопределило особенности их мировоззрения и политического поведения. Основатель династии московских князей не мог рассчитывать на получение великокняжеского владимирского стола по праву родового старшинства. Чувствуя себя бесправным среди родичей и не имея опоры в обычаях и преданиях старины, он должен был обеспечить свое положение иными средствами, независимо от очереди старшинства. Поэтому, как указывал В.О.Ключевский, «московский князь - враг всякому великому князю, кто бы он ни был».

Свидетельством такой политики является борьба, которую вели за получение ярлыка на великое княжение сыновья Даниила Юрий и Иван Калита. Главными их соперниками были князья тверские, старшие их родичи. На стороне тверских князей было право родового старшинства, а значит, право юридическое и нравственное. На стороне московских князей были деньги и умение пользоваться обстоятельствами. Тверские князья в начале XIV в. неверно оценивали сложившуюся ситуацию: не осознавая истинного положения дел, они всё ещё считали возможной борьбу с Ордой. Московские князья считали более выгодным действовать на Орду не оружием, а деньгами и смогли превратить хана в орудие своей политики. Иван Калита помог Орде подавить восстание в Твери против ордынского баскака Чолхана, в награду за помощь получил ярлык на великое княжение. С тех пор великокняжеский стол неизменно оставался за его потомками.

 

3.Московские князья последовательно проводили политику расширения своих владений за счет захвата или покупки земель соседних княжеств. Например, князь Даниил Александрович обманом взял в плен соседнего рязанского князя Константина, а землей его управлял как своей. Сын Даниила Юрий в 1203 г. напал на соседнего можайского князя Святослава, взял его в плен и захватил Можайский удел. После смерти отца он убил отцова пленника Константина и отхватил от его Рязанского княжества город Коломну. И если в первые годы княжения князя Даниила в его владения входили только крошечная Москва и еще меньший Звенигород, то сын Даниила Иван Калита (1327 -1340 гг.) в своей духовной грамоте, написанной не ранее 1327 г. наряду с этими городами перечисляет уже Коломну, Можайск, Серпухов, Рузу. В этих шести уездах находились 51 сельская волость и 42 дворцовых села. Общая площадь владений князя едва ли составляла 590 квадратных миль.

Получение ярлыка на великое княжение, а вместе с ним со времени Ивана Калиты и права сбора дани в Орду, позволило московским князьям распоряжаться обильными материальными средствами, которые они могли пускать в оборот и покупать в чужих уделах земли у частных лиц, церкви и князей. Перечисление владений московского княжества в духовной грамоте князя Василия II Темного свидетельствует о масштабном росте его территории до 15 000 квадратных миль.

 

4.Во времена Ивана Калиты складывается тесный союз власти московских князей с церковью, сыгравшей большую роль в образовании единого государства. Со времени Крещения Руси местом пребывания русского митрополита был Киев. По данным летописи, татаро-монгольское нашествие привело к массовому уходу населения из южно-русских земель. Вслед за населением на север уходит и высший иерарх русской церкви. В 1299 г. митрополит Максим уехал со всем своим клиром во Владимир, но впоследствии часто и подолгу жил в Москве. В 1326 г. митрополит Петр совсем перенес свою резиденцию из Владимира в Москву.

Сочувствие и поддержка духовенства, как отмечал В.О.Ключевский, «может быть всего более помогли Московскому князю укрепить за собою национальное и нравственное значение в Северной Руси». Так, в Москве впервые после нескольких столетий утвердилась и светская и церковная власть. Таким образом, при Иване Калите установилось главенство Москвы над другими русскими городами.

 

4.Усиление Московского княжества позволило внуку Ивана Калиты Дмитрию вступить в открытую борьбу с Ордой. В 1380 г. объединенные полки Северо-Восточной Руси под предводительством Великого московского князя Дмитрия одержали первую победу над главными силами Орды - войсками Мамая. После Куликовской битвы был окончательно побежден «страх ордынский». Русь поверила в свои силы. Победа на Куликовом поле открыла путь к национальному освобождению и консолидации русских земель. Московское государство, как справедливо писал В.О.Ключевский, «родилось на Куликовом поле, а не в скопидомском сундуке Ивана Калиты».

 

 

Начало великого княжения московских князей благотворно сказалось на состоянии русских земель. Летопись сообщает, что с тех пор, как московский князь получил титул великого князя, Северная Русь начала отдыхать от ордынских погромов, которые она до этого терпела: «бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша Татарове воевати землю Русскую». Сорок лет - это время от начала великого княжения московского князя Ивана Калиты (1328 г.) до 1369 г., когда впервые напал на Северо-Восточную Русь литовский князь Ольгерд.

 

В начале XV в. политическое объединение русских земель было замедлено осложнением отношений Руси с Золотой Ордой, а также продолжавшейся около 30 лет феодальной войной (1433 - 1463 гг.), поводом для которой послужил династический спор между князьями Московского дома. За конфликтом, возникшим в связи с вопросом о престолонаследии, скрывалось столкновение двух начал: складывающейся наследственной монархии (как формы централизованного государства) и феодальной раздробленностью. Следствием феодальной войны стало усиление великокняжеской власти, ликвидация уделов и установление территориального единства Московского княжества.

 

произошло выделение основных центров политического притяжения. Такими центрами стали Москва и Тверь. Образом,

 

На первом этапе – первая половина XIV в. – произошло выделение основных центров притяжения. Ими стали Москва и Тверь, бывшие до монгольского нашествия второстепенными русскими городами. В результате же агрессии с Востока русские из южных княжеств стали переселяться на север и роль этих городов возросла.

 

Первое упоминание в летописях о Москве относится к 1147 г., принято считать, что она была основана при младшем сыне Владимира Мономаха -Юрии Долгоруком (есть также мнение, что Москва более древнего происхождения). Первоначально будущая столица России существовала в виде пограничной крепости на Боровицком холме в устье р. Неглинная, в которой могло поместиться несколько сотен воинов.

 

Москва с самого начала занимала важное стратегическое положение и

находилась на перекрестке трех дорог: рязанской, смоленской и

черниговской и на пересечении трех рек Волги, Яузы и Москвы-реки. Городом в полном смысле Москва стала в начале XIII в. Столицей самостоятельного княжества Москва стала в 1265 г. при князе Данииле - младшем сыне Александра Невского.

 

К концу XIII в. из Владимиро-Суздальского княжества выделилось 14

княжеств, среди которых были Московское и Тверское княжества.

 

У Твери также были очень хорошие шансы стать столицей будущей

России, она, как и Москва, находилась на перекрестке торговых дорог, с

запада и востока ее окружали непроходимые леса, защищавшие от

нападений. В 1304 г. после смерти великого князя Андрея Александровича

великокняжеский престол по родовому старшинству должен был перейти к тверскому князю Михаилу Ярославичу. Московские же князья были самыми младшими представителями потомков Всеволода Большое Гнездо и шансов дождаться своей очереди у них не было. Поэтому не слишком разборчивый в средствах племянник Михаила московский князь Юрий Данилович решил действовать менее законными методами. Воспользовавшись отъездом Михаила в Орду, Юрий захватил у него Новгород. Михаилу удалось вернуть Новгород, а Юрия Даниловича вызвали на суд к хану Узбеку. Но Юрий смог оправдаться, а через некоторое время он даже женился на сестре хана Узбека - Кончаке, при крещении получившей имя Агафья.

 

В 1318 г., заручившись помощью татар, Юрий Данилович опять напал на Тверь, но вновь потерпел поражение. В плен к тверичам попала и его жена Кончака, в плену она умерла. В ее смерти Юрий обвинил Михаила Ярославича, которого вызвали в Орду и казнили. Ярлык на великое княжение был вручен Юрию Даниловичу.

 

В 1325 г. сын Михаила - Дмитрий Грозные Очи, встретив Юрия в Орде,

убил его. Дмитрия казнили за самосуд. Ярлык на великое княжение был

вручен брату Юрия Даниловича – Ивану I Калите, который начал

действовать еще более коварными методами, чем Юрий. Так, в 1327 г. в

Твери произошло восстаний против татар и был убит сборщик налогов

(баскак) Чолхан (родственник хана Узбека). Иван Калита доложил об этом в

Орду и принял участие вместе с татарами в подавлении тверского восстания.

После этого разгрома Тверь уже никогда не оправилась, хотя она еще долго

сохраняла претензии на лидерство. Ярлык же на великое княжение уже

никогда не уходил из рода московских князей.

 

Главным содержанием второй половины XIV в. стало укрепление позиций Москвы. Если прежде успех Москвы был во многом обусловлен поддержкой Орды, то в конце XIV в. Москва уже не прибегала к ее помощи. Так, в 1375 г. началась очередная московско-тверская война за великокняжеский ярлык, столкновение произошло между тверским князем Михаилом Александровичем и московским князем Дмитрием Ивановичем Донским.

В борьбе с Тверью Дмитрия поддержали Ярославль, Ростов, Суздаль, Новгород и другие княжества. Объединенное войско этих княжеств осадило Тверь, ее жители защищались три недели, но в конце концов вынуждены были сдаться. Тверской князь Михаил Александрович признал главенство Москвы и навсегда отказался от борьбы за великокняжеский престол.

 

 

Третий этап (XV в.) можно охарактеризовать как собирание русских земель Москвой уже в качестве единоличного лидера, не имеющего себе равных противников. Во второй половине XV в. это собирание перестало быть частным делом московских князей и приняло характер национально-патриотического движения. Теперь сами местные общества по разным причинам начинают стремиться под власть Москвы. Так, в Новгороде Великом на сторону Москвы стало простонародье, враждующее с местной аристократией. В княжествах Северной Руси к Москве, напротив, тяготел высший служилый класс, соблазнявшийся перспективами выгодной службы при дворе московского князя. В период правления великого князя московского Ивана III Васильевича (1462 - 1505 гг.) Москва подчинила себе до тех пор сохранявшие самостоятельность Тверскую, Вятскую, Пермскую, Ярославскую и Новгородскую земли. В 1490-х гг. под власть Москвы перешли также князья вяземские и несколько князей черниговской линии: одоевские, новосильские, воротынские, белевские, мезецкие, земли которых с середины XIV в. входили в состав Великого княжества Литовского.

При великом князе Василии III (1505 -1633 гг.) власть Москвы признали Псков с областью (1510 г.), Смоленская область (1514 г.), княжество Рязанское (1517 г.), в 1517 - 1523 гг. - княжества Стародубское и Новгород-Северское.

 

Расширение территории оказало могущественное влияние на политическое положение самого московского княжества и его князя. В XIV - начале XV вв. в Северо-Восточной Руси складывается новая народность - великорусская. По словам В.О.Ключевского, до середины XV в. «эта народность оставалась лишь фактором этнографическим, а не политическим, поскольку была разбита на несколько самостоятельных политических частей и единство национальное не выражалось в единстве государственном». При Иване III и Василии III вся великорусская народность соединилась под одной государственной властью. В течение полувека образовалось одно из самых крупных государств в Европе. С конца XV в. стало употребляться понятие «Россия».

 

Все это придало новый характер Московскому княжеству. Прежде оно было одним из нескольких княжеств Северо-Восточной Руси. Завершение собирания земель Северо-Восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в национальное государство и, таким образом, сообщило московскому князю значение национального великорусского государя.

 

Идея единства русской земли возникает прежде всего в московской правительственной среде и находит проявление в первую очередь в сфере внешней политики. В переговорах со своим зятем - великим литовским князем Александром - Иван III настойчиво повторял: «Русская земля от наших предков из старины наша отчизна; вся Русская земля Божiею волею наша отчизна». Таким образом, вся Русская земля, а не одна только великорусская её часть, была объявлена вотчиной русского государя. Эта мысль о единстве Русской земли из воспоминания теперь превращается в политическое притязание, в правовую основу внешней политики Москвы.

 

ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

 

Первые серьезные шаги на пути централизации сделал Иван III. Он не только присоединил к Москве земли Северо-Восточной Руси, но и приступил к перестройке их политической жизни по московскому образцу.

 

Политический строй Московского княжества на рубеже XV- XVI вв. развивался в сторону централизации. Московский князь пользовался титулом «государь всея Руси», в его власти проявлялись черты самодержца. Даже внешний вид государя во время торжественных церемоний показывал его отличие от подданных. В руках у него были скипетр и держава - символы верховной власти. На голове - «шапка Мономаха» - великокняжеская корона - выкованная из золота тюбетейка, опушенная мехом и увенчанная крестом.

В официальной московской легенде начала XVI в. «Сказание о князьях Владимирских» «щапка Мономаха» выдавалась за византийскую корону, перешедшую к Владимиру Мономаху от его деда, византийского императора Константина Мономаха, как знак царского достоинства. Есть и другая версия, согласно которой эта шапка была подарена Ивану Калите ордынским ханом Узбеком.

Значительное влияние на шедший в московском княжестве процесс централизации оказало наследие Византии. С её падением (1453 г.) и ликвидацией ордынского ига (1480 г.) московское княжество оказалось единственным независимым православным государством.

Падение Константинополя и женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог позволили ему провозгласить себя преемником византийских императоров, а Москву - столицей всего православного мира. При московском дворе был заведен пышный, сложный и строгий церемониал по византийскому образцу. С конца XV в. на печатях Ивана III изображался не только московский герб с Георгием Победоносцем, но и герб Византии с двуглавым орлом.

 

Изменение общественно-политического статуса Великого князя Московского отразилось и на его титуловании. Теперь его именовали: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский и Тверской… и иных». В новом титуле нашла отражение не только мысль о Московском государе, как национальном властителе, но также и идея божественного происхождения его власти.

 

Постепенно формировалось представление о том, что великие московские князья должны играть в православном мире ту же роль, которая ранее принадлежала византийским императорам. Некоторые деятели церкви охотно воспринимали константинопольскую традицию прославления монарха как основного оплота веры. Митрополит Зосима (1490 - 1494 гг.) сравнивал Ивана III с Константином Великим, при котором в IV в. н.э. христианство было признано легальной религией в Римской империи, а Москву называл «новым градом Константина». Эту идею византийско-русской преемственности позже развил псковский монах Филофей, говоривший о Москве как о «Третьем Риме», сменившем отпавшие от истинной веры собственно Рим и «второй Рим» - Константинополь. «Четвертому Риму» не бывать, - утверждал Филофей. При Иване IV эта идея получила официальное признание и в государственных и в церковных кругах.

 

Ряд князей, формально сохранивших независимость, вынуждены были повиноваться Москве; остальные (Стародубские, Оболенские, Белозерские) перешли в разряд великокняжеских слуг, они получали назначение воеводами и наместниками, которые управляли новыми административно-территориальными единицами – уездами, бывшими самостоятельными княжествами.

 

Московский князь также руководил всеми вооруженными силами страны, а в дипломатических отношениях с Ордой выступал от имени всей русской земли.

Во главе Московского государства стоял «Государь всея Руси» – так

стал именовать себя Иван III (1462-1505). В своей деятельности он опирался

на совет бояр – Боярскую думу. Распределение должностей в системе

государственного управления происходило при помощи системы

местничества – порядка назначения на должность в соответствии со

знатностью боярина, определявшейся сроком его службы московскому князю

или родовитостью.

Управление на местах передавалось в руки бояр - наместников, которые за осуществление своих обязанностей получали «корм» от населения (в натуральной и денежной форме). Такая система, получившая название «кормление», приводила к большим злоупотреблениям со стороны «кормленщиков» и вызывала серьезные нарекания населения. Поэтому московские государи стремились ее ограничить. Одним из способов

ограничения этого и других форм произвола было укрепление системы

права. В этих целях при Иване III был разработан Судебник (1497),

который установил единые правовые нормы ведения судопроизводства для

всего Русского государства.

Таким образом, в конце XV – начале XVI в. завершился процесс

складывания единого Русского государства. Начавшись с борьбы

с ордынской зависимостью, этот процесс постепенно приобрел

самостоятельное значение, выйдя за рамки национально-освободительного

движения. Образование Московской Руси, несомненно, способствовало

развитию русской культуры и более интенсивному формированию

великорусской народности.

 

ГЛАВА 2. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО (XVI – XVII ВВ.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал