Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СССР в 1985 – 1991 гг.






В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС был избран

М. С. Горбачев. Время его правления (1985–1991) вошло в историю как

период перестройки и распада СССР.

Новое советское руководство осознавало объективную необходимость

серьезных преобразований в стране, но у него не было заранее

разработанной, научно обоснованной концепции реформирования

существовавшей модели общества. М. С. Горбачев и поддерживавшие его

политические деятели (Э. А. Шеварнадзе, Е. К. Лигачев, Н. И. Рыжков, А. Н.

Яковлев и др.) выступили с инициативой «обновления»,

«совершенствования» социализма, «создания социализма с человеческим

лицом». Перемены должны были происходить под руководством КПСС

В 1985–1986 гг. была предпринята попытка реконструкции

технологически отстающих от Запада отраслей промышленности. Однако

курс на ускорение научно-технического прогресса, интенсификацию

производства и повышение качества продукции не дал ожидаемых

результатов. Падение мировых цен на нефть лишило СССР возможности

закупать на Западе современное оборудование. Попытки расширить

самостоятельность предприятий столкнулись с сопротивлением чиновников

министерств, антиалкогольная кампания 1985–1987 гг. существенно

не повлияла на укрепление дисциплины, однако серьезно ударила по

бюджету и вызвала недовольство населения южных регионов.

Идеология «штурмовщины» на производстве, не подкрепленная

новейшими технологическими разработками, объективно создавала

предпосылки для техногенных аварий. В 1986 г. произошла авария на

Чернобыльской АЭС, близ Новороссийска затонул пассажирский теплоход

«Адмирал Нахимов» и др. Все это создавало сильное социальное напряжение

в стране. В декабре 1986 г. в Казахстане прошли многочисленные протестные

демонстрации и митинги студентов и молодежи, которые были жестко

подавлены силовыми структурами власти.

В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев предложил новую

идеологию и стратегию реформ. В основу реформаторской стратегии u1073 были

положены гласность и демократизация – идея соединения социализма

с демократией. Благодаря гласности и разрешенному плюрализму мнений

началась переоценка ценностей в общественном сознании. Из-за

пробуксовки реформ произошел раскол высших эшелонов партийного

аппарата. С критикой руководства на октябрьском 1987 г. Пленуме ЦК

КПСС выступил первый секретарь Московского горкома партии

Б. Н. Ельцин. В литературе и публицистике активно развернулся

критический анализ сталинского периода истории страны. Это вызвало

ответную реакцию консервативных сил и способствовало размежеванию

общества по вопросам реформ и социалистического выбора. В 1988 г.

Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию СССР по реформе

политической системы, был принят новый порядок выборов. Высшим органом

власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, из состава которого

формировался постоянно действующий парламент – Верховный Совет.

Борьба общественных сил продолжилась в ходе избирательной

кампании и на I съезде народных депутатов СССР (май – июнь 1989 г.).

Лидером демократов стал академик А. Д. Сахаров, вернувшийся из ссылки.

Развернулась открытая борьба за национальный суверенитет, которую

возглавили прибалтийские депутаты. В эту борьбу активно включилась

Российская Федерация.

Перестройка планировалась как реформа сверху в рамках социализма,

однако очень быстро она вышла из-под партийного контроля. Начались

этнические конфликты в национальных республиках. Кровавые

столкновения произошли в Казахстане, в Карабахе, Сумгаите, Фергане,

Кишиневе, Баку, Оше. В 1988 г. стали складываться оппозиционные КПСС

объединения. Особенно сильными были народные фронты в Прибалтике

и других союзных республиках. В 1990 г. о суверенитете объявила Литва.

На этом фоне продолжалось ухудшение экономического состояния

страны, и, как следствие, резко упал уровень жизни и рождаемости,

нарастала социальная напряженность. Социальное недовольство

подпитывалось товарным дефицитом на сахар, мыло, стиральный порошок,

чай, табачные изделия и др. В январе 1990 г. в ряде городов введены

карточки на продукты первой необходимости.

Фактический провал курса на ускорение социально-экономического

развития заставил руководство страны пересмотреть программу

экономических реформ. Был провозглашен переход от преимущественно

административных к экономическим методам управления. В декабре 1986 г.

было принято решение о допущении частной формы собственности в

экономику, об усилении внимания к кооперации, о праве создания

смешанных и совместных предприятий. Госпредприятия стали

преобразовываться в арендные и акционерные, хотя формальный контроль за

ними сохранялся в руках прежнего руководства. Однако в экономике стал

формироваться частный сектор, в котором происходило «отмывание»

капиталов, заработанных в сфере теневой экономики (до 90 млрд. рублей в

год).

В сельском хозяйстве вводились арендные договоры на землю со

свободой распоряжения продукцией (на срок до 50 лет), что заложило основу

для формирования фермерства. Однако, отсутствие развитой

инфраструктуры на селе и контроль местных властей сдерживали развитие

предпринимательства. К концу 1990 г. в стране существовало 50 тыс.

фермерских хозяйств, которые производили около 1 % сельхозпродукции.

Умеренные экономические преобразования не дали ожидаемых

результатов. Ситуация в стране продолжала ухудшаться. С конца 1989 г.

началось абсолютное снижение объемов промышленного и

сельскохозяйственного производства. Дефицит бюджета составил 10 %

валового национального продукта.

__В 1990 г. принято постановление Верховного Совета СССР о

концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и

соответствующее этой концепции законодательство. Несмотря на сохранение

высоких налогов на прибыль (35–45 %), эти законы способствовали еще

большему развитию коммерческих структур. Однако сохранение

государственного регулирования цен, которые оставались на уровне 1961 г.,

объективно вело к усилению товарного голода – дефицита промышленных и

продовольственных товаров. Во многих регионах страны была введена

карточная система, устанавливались нормы отпуска товаров, ограничивался

их ассортимент. Новые кооператоры наживались на перепродаже

дефицитных товаров из государственной торговой сети, жизненный уровень

остальных слоев населения стал резко падать. В 4 раза возросла денежная

эмиссия, которая в 1990 г. составила около 20 %. Внешний долг СССР за

1985–1991 гг. вырос с 10 до 52 млрд. долл. Золотой запас СССР уменьшился

в 10 раз и составил 240 тонн, а в 1992 г. – 14 тонн. Население во всех

экономических проблемах обвиняло руководство КПСС. В промышленных

регионах начался рост забастовочного движения, которое к лету 1991 г.

приобрело огромный размах.

Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю привела

к созданию множества совместных предприятий, владельцы которых,

большей частью представители коммунистической номенклатуры,

сколачивали состояния, вывозя за рубеж природные богатства,

полуфабрикаты цветных металлов, стратегическое сырье.

Летом 1990 г. в стране были разрешены частная собственность

и приватизация (приобретение государственной собственности в частное

владение). Разрабатывались различные программы перехода к рыночной

экономике. В марте 1990 г. Горбачев был избран президентом Советского

Союза. Первый съезд народных депутатов РСФСР (май – июнь 1990 г.)

избрал Б. Н. Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня

1990 г. съезд принял Декларацию «О государственном суверенитете

РСФСР», согласно которой властные полномочия переходили u1080 из центра

в республику, т. е. от Горбачева к Ельцину. Борьба между этими лидерами

во многом определяла ситуацию до декабря 1991 г.

После съезда уже внутри России начался «парад суверенитетов»,

в авангарде которого шел Татарстан. Принятие автономными республиками

деклараций независимости прекратилось в марте 1992 г., когда был подписан

новый Российский федеративный договор.

Распаду Советского Союза способствовали события в Тбилиси (апрель

1989 г.), в Баку (январь 1990 г.), в Вильнюсе (январь 1991 г.), где в ходе

столкновений населения с войсками пролилась кровь. Руководство РСФСР

встало на сторону противников Кремля, конфронтация с союзным центром

усилилась. Резко упал авторитет КПСС, начался массовый выход

коммунистов из ее рядов. Республики, минуя центр, стали заключать между

собой двусторонние соглашения.

В марте 1991 г. состоялся общенародный референдум по вопросу

о сохранении обновленного Союза – «за» высказали 76, 4 % участвовавших

в референдуме. Однако итоги референдума не сняли напряженности в стране.

В мае 1991 г. в Новоогарево начал работу Комитет по подготовке нового

союзного договора. 12 июня 1990 г. президентом РСФСР всенародным

голосованием был избран Б. Н. Ельцин.

19 августа 1991 г., за день до намеченного подписания союзного

договора, была предпринята попытка государственного переворота (путча).

Инициаторы путча – группа высших должностных лиц союзного руководства

(вице-президент Г. И. Янаев, премьер В. С. Павлов, министр обороны

Д. Т. Язов, министр внутренних дел В. К. Пуго, председатель КГБ

В. А. Крючков) объявила о создании Государственного комитета по

чрезвычайному положению (ГКЧП), по приказу которого в Москву были

введены войска. Противоборствовавшие им демократические силы

объединились вокруг российского президента. На сторону Ельцина перешла

часть введенных в столицу воинских подразделений. Остальные военные

заняли выжидательную позицию. Горбачев был изолирован на

правительственной даче в Крыму. Противостояние длилось три дня и

закончилось арестом членов ГКЧП. Подписание нового союзного договора

было сорвано.

Используя ситуацию, Ельцин приостановил деятельность КПСС

в России, по его инициативе был распущен Верховный Совет РСФСР,

признана независимость Латвии, Литвы и Эстонии.

Путч стал сигналом для остальных союзных республик к отделению,

которое завершилось 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия).

Там руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение

о ликвидации СССР как субъекта международного права. Было объявлено о

создании нового межгосударственного объединения – содружества

Независимых Государств (СНГ).

Во внешней политике в эти годы был завершен кардинальный поворот

к сотрудничеству с Западом. В 1985 г. СССР заявил о переходе к новому

политическому мышлению: отказу от конфронтации двух u1089 систем

и сотрудничеству в решении глобальных проблем человечества. Изменение

внешнеполитического курса во многом было связано со стремлением

сократить непосильные военные расходы и получить за границей

долгосрочные кредиты. СССР и США в 1987 г. подписали соглашение об

уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Была прекращена

советская интервенция в Афганистане, нормализованы отношения с Китаем.

Советские войска были выведены из Германии и других стран Восточной

Европы. В мае 1990 г. произошло объединение Германии. Прекратилась

холодная война, распалась мировая социалистическая система, изменились

сферы влияния в Европе и мире. Распад СССР коренным образом повлиял на

геополитическую ситуацию в мире.

Россия на пути реформ (1991–2000 гг.)

Августовские события 1991 г. надолго закрепили за Б. Ельциным

положение центральной фигуры в политической жизни страны.

Но собственной продуманной и обоснованной программы экономических

преобразований, в которых нуждалась Россия, у демократических сил не

было. Демократическое руководство России поставило задачу свертывания

государственного регулирования экономики и перехода к свободным

рыночным отношениям, которые, как представлялось, в сочетании с

политической демократией должны были способствовать развитию

экономики России и выводу ее в число передовых стран.

В конце октября был обнародован план, разработанный премьер-

министром Егором Гайдаром под руководством американского экономиста

Джеффри Сакса, наряду с другими зарубежными специалистами

включенного в состав советников российского правительства. Сам

возглавивший это правительство. План предусматривал единовременное

введение свободных цен, либерализацию торговли, быструю приватизацию

жилья и государственных предприятий. Власть обещала быстрое улучшение

ситуации на рынке продовольственных и промышленных товаров и рост

благосостояния народа.

Либерализация цен в конце 1991 г. – начале 1992 г. привела к

драматическим последствиям: цены выросли в 10–12 раз, а к концу 1992 г.

более чем в 25 раз. Сберегательные вклады граждан обесценились и

миллионы людей оказались за гранью нищеты. От либерализации торговли

больше всего выиграл попавший под контроль мафиозных структур теневой

бизнес, а также иностранный капитал.

Другой проблемой была структурная перестройка экономики, ее

разгосударствление и приватизация. Эта работа была рассчитана на ряд

этапов. В начале проведена так называемая малая приватизация предприятий

торговли, общественного питания и услуг. Затем была проведена большая

приватизация – крупных предприятий путем их акционирования. Каждый

гражданин России получил приватизационный чек (ваучер) номинальной

стоимостью в 10 тыс. рублей, который удостоверял его долю в общественном

богатстве. Чек можно было вложить в любое приватизируемое предприятие.

К марту 1994 г. было приватизировано и акционировано более 30 тыс.

мелких и 15 тыс. крупных предприятий. Далее приватизация продолжалась

путем аукционов.

В результате действительно появился обширный частный сектор

и прилавки наполнились импортными товарами, но свободный рынок

конкурирующих между собой и эффективно работающих отечественных

предприятий не возник. В осуществлении приватизации были допущены

грубые просчеты и нанесен серьезный ущерб государству. Не была

разработана обоснованная государственная программа структурных реформ

на длительный срок. Не было серьезной программы конверсии военно-

промышленного комплекса. Многие предприятия просто снимались с

финансирования и оказывались в режиме самовыживания. Было резко

сокращено финансирование научных учреждений. В результате число

работников науки с 2 млн. в 1990 г. сократилось до 1 млн. в 1995 г.

Приватизация обернулась тяжелым ударом по научно-техническому

потенциалу страны. Значительно упали объемы производства, появилась и

стала массовой безработица, а богатства страны сконцентрировались в руках

немногих, в основном связанных с экспортно-импортными операциями и

имеющих связи в госаппарате крупных бизнесменов (позднее их стали

называть олигархами).

За годы перехода страны на рыночные рельсы ее экономика в своем

развитии откатилась на многие десятки лет назад. По данным Госкомстата

России она имела показатели:

Вид


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал