Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тайм-менеджмент для школьников: актуальность понятия






Тайм-менеджмент для школьников

Часть 1.

Тайм-менеджмент для школьников: актуальность понятия

Тайм-менеджмент — современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. Почему же появилась необходимость сегодня говорить о тайм-менеджменте для школьников?

Насколько нова эта тема для школы? Может быть, за новым словом скрывается привычная деятельность педагога? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент — абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Смеем предположить, что почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям… Все перечисленное — элементы тайм-менеджмента! Но тех навыков организации деятельности, которые традиционно получают ученики в школе в настоящее время, уже недостаточно.

Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде, сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.

В начальной школе на детей ложится огромная нагрузка. Одной из распространенных у детей является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.

Часто можно услышать жалобы как детей, так и их родителей на то, что на выполнение домашнего задания у них уходит огромное количество времени. А отсюда следуют нарекания на сложную программу, обвинение родителями учителей в том, что слишком много задают и т.д.

Анализ анкетирования детей и родителей при изучении данного вопроса показал, что:

· многие дети сами не садятся за уроки, а большинство тех, кто садится сам, до последнего момента откладывают их выполнение;

· некоторые школьники любят откладывать выполнение полезных дел на потом или вообще забывают про их существование;

· большинство детей не знают, чем себя можно занять в свободное время.

· основное занятие большинства детей в свободное время – это просмотр телевизора и игры на компьютере, что составляет около 4-6 часов в день, притом, данные занятия занимают наиболее продуктивное время;

· у отдельных школьников процесс выполнения уроков или полезных домашних дел растягивается надолго, потому что они отвлекаются в процессе выполнения работы на посторонние дела;

· занимается планированием своего дня незначительная часть школьников;

· значительное число школьников не соблюдают режим дня;

· многие школьники жалуются, что у них мало времени на отдых -основное время занимает выполнение домашнего задания.

Проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними из наиболее распространенных, так как школьники не владеют в достаточной степени умениями управлять временем. Таким образом, умение организовывать свое время стало необходимой компетенцией современного школьника.

Умение управлять временем является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. Тайм-менеджмент позволяет эффективно управлять не только собственной деятельностью, но и жизнью в целом.

Тайм-менеджмент — это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Понятие «тайм-менеджмент» пришло из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Термин «тайм-менеджмент» не вполне корректный: управлять временем — нельзя, организовать его — можно. Однако термин стал частью современного языка, поэтому и мы тоже будем использовать его наряду с понятием «организация времени».

Умения тайм-менеджмента являются одними из основных и в процессе обучения в школе, и во взрослой жизни. Когда человек тратит время впустую, то он теряет тот стержень, который позволяет ему конструктивно управлять собственной деятельностью и жизнью в целом, мобилизоваться, собраться и начать успешно действовать.

Можно возразить, что тайм–менеджмент – это задача совсем не детского возраста, что к ней надо обращаться в подростковом, юношеском возрасте. А это не совсем верно, т.к. в подростковом возрасте может быть уже поздно учить ребенка планировать время на подготовку домашнего задания, организацию полезной деятельности, на отдых: ребенок привыкнет к тому образу жизни, который у него был…Конечно, можно менять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать работу над этим с младшего школьного возраста.

Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем поднимаются педагогами, когда они с детьми работают над поговорками типа «Сделай дело, гуляй смело», или когда учат уроки с детьми на продленке, или на тематическом родительском собрании. Затрагивают эти моменты и родители, занимаясь воспитанием ребенка в семье, выполняя с ребенком уроки или стараясь приучить его к порядку. Однако вся работа по обучению ребенка умениям управлять временем протекает стихийно и как бы между прочим, опираясь в большей степени на собственный жизненный опыт родителей и педагогов. Стихийность связана с тем, что в школе отсутствует систематическая и целенаправленная работа, в процессе которой школьники смогли бы приобрести и обобщить соответствующие навыки, а родители освоить технологии формирования таких умений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал