Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре образовательной программы






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков в школе» состоит в том, чтобы познакомить обучающихся в магистратуре с предметом, основными понятиями и проблематикой методики преподавания иностранного (английского) языка в школе как научной дисциплины, а также расширить их представления об актуальных проблемах методики преподавания иностранного языка в школе.

 

1.2. Задачи:

1. установление взаимосвязи методики преподавания иностранного языка с другими науками: педагогикой, психологией, лингвистикой, страноведением, социологией культурологией и др.;

2. характеристика ключевых понятий методики преподавания иностранного языка (межкультурная компетенция, диалог культур, речемыслительная деятельность, коммуникативная компетенция, учебно-методический комплекс (далее по тексту - УМК), личностно-ориентированный подход в обучении, учебно-речевая ситуация, индуктивные и дедуктивные методы обучения, внутриязыковая и межъязыковая интерференции, вербальные и невербальные опоры, аутентичный текст и др.);

3. знакомство с основными методами исследований в языковом образовании, принципами обучения иностранному языку (дидактическими, общеметодическими, частнометодическими, лингвистическими, психологическими);

4. знакомство с актуальными проблемами преподавания иностранного языка (проблемы обучения межкультурной коммуникации, проблемы обучения межличностному общению, тестирование, инновации в контексте оптимизации школьной системы образования и др.);

5. изучение современных методов и технологий в преподавании иностранного языка в школе (проектный метод, кейс-метод, языковой портфель, мультимедийные технологии обучения иностранным языкам, активные методы и др.).

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Цикл (блок) ОП: Б1.В.ДВ Дисциплины по выбору

 

2.2. Связь с другими дисциплинами учебного плана

Перечень предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
1. Современные проблемы науки и образования 2. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации 3. Основы теории коммуникации   1. Культура речевого общения 2. Практики 3. Научно-исследовательская работа

 

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения

Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика рефератной работы, рекомендации по использованию литературы, ЭВМ и др. Формируемые компетенции
  Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку  
  Модуль 1.  
  Раздел 1. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в школе. Предметы языкового цикла в системе школьного образования. Непрерывность и преемственность в языковом образовании. Система уровней владения языком как основа системы языкового образования. Общеевропейские уровни владения иностранным языком. ИЯ как средство межкультурного общения. Межкультурная компетенция как цель обучения ИЯ. Различные подходы к определению содержания обучения иностранным языкам. Компоненты содержания обучения ИЯ в школе: лингвистический, психологический и методологический. Раздел 2. Технологии и методики построения современного урока иностранного языка Реализация принципа ситуативности на уроках ИЯ. Формы взаимодействия учителя и учащихся на уроке ИЯ. Эффективность урока ИЯ: анализ и самоанализ урока. Современные УМК по ИЯ и критерии их анализа. Электронный учебник – новая образовательная реальность. Аутентичные материалы как средство обучения иностранным языкам. Государственные аттестационные требования к учителю/преподавателю иностранного языка. Формы организации внеклассной работы по ИЯ в школе. Нестандартные уроки по ИЯ в школе. Раздел 3. Проблемы обучения аспектам ИЯ. Типологии фонетических, грамматических и лексических упражнений. Способы предупреждения языковых ошибок. Понятие о фонетическом, лексическом и грамматическом минимумах в обучении ИЯ в школе. Пути и способы семантизации новых лексических единиц. Языковые обучающие игры на уроке иностранного языка. ИКТ на уроке иностранного языка. Раздел 4. Проблемы обучения разным видам иноязычной речевой деятельности. Понятия «подготовленная» и «неподготовленная» речь, их соотношение при обучении иностранному языку в школе. Проблема создания учебно-речевой ситуации на уроке ИЯ; ее структура и способы ее создания. Проблема обучения технике чтения и технике письма на ИЯ. Трудности обучения чтению в различных современных международных европейских языках. Раздел 5. Современные средства контроля результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении предметной области «Иностранный язык» Современная система контроля (измерителей) уровня сформированности коммуникативных умений и языковых знаний, учащихся в области ИЯ в контексте школьного образования. Тестирование как актуальная проблема теории и практики обучения иностранным языкам (виды тестов, тестовых заданий). Проблема подготовки выпускников школ к сдаче ЕГЭ по ИЯ. Раздел 6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку в школе. Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования. Инновации в контексте оптимизации системы образования. Компетентностный подход. Личностно-ориентированные педагогические технологии. Проект в преподавании ИЯ. Игровые технологии на уроках ИЯ. Мультимедийные технологии обучения ИЯ в школе. Языковой портфель как технология обучения ИЯ. Проблемный метод обучения ИЯ. Обучение в сотрудничестве. ИКТ на уроках ИЯ. Активные методы обучения ИЯ. Кейс-метод. Литература: 1. Азимов Е.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Изд-во «ИКАР», 2009. 2. Библер В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование, 1996. №4. С. 66-73. 3. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Арис-пресс, 2004. 4. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: Монография. – М.: МИЭТ, 2004. 5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. 6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 7. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. 8. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в школе. Изд-во Каро, 2006. 9. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. – СПб: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2004. 10. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. 11. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002. 12. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. Учебное пособие для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений. Образовательно-издательский центр «Академия», 2010. 13. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. 14. Метод проектов при обучении иностранному языку: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.М. Нуриахметова. – Бирск: Бирск.гос.пед.ин-т, 2002. 15. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2005. 16. Мустафина Ф.Ш. Методика преподавания иностранных языков: Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2004. 17. Мустафина Ф.Ш., Иванова Т.В. Обучающие игры в преподавании иностранных языков. - Уфа: Восточный университет, 2002. 18. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе. Монография. – М.: МПГУ, 2011. 19. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 21. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Мн.: Лексис, 2003. 22. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение общению на иностранном языке. Учебное пособие. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 23. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993. 24. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. 26. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-4 классы. – М.: Просвещение, 2006. 27. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностранный язык». – М.: Владос, 2010. 28. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 29. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996. 30. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности. Диссертация на соискание ученой степени д-ра педагогических наук. Москва, 1992. 31. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: ACT: Астрель, 2008. 32. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Практикум к базовому курсу. Учебное пособие для вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2006. 33. Соловова Е.Н. Программа основного общего образования по английскому языку: 5-9 классы. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: АСТ: Астрель, 2010. 35. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: обзор основных направлений методической мысли в России / Г. М. Васильева, С. А. Вишнякова, И. П. Лысакова и др.; под ред. Л. В. Московкина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008. 36. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 37. Фокина К.В., Тернова Л.Н., Костычева Н.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. 38. Фокина К.В., Тернова Л.Н., Костычева Н.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. 39. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова М.А., Шапиро Е.И. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи, учителям-словесникам, логопедам и студентам. – СПб.: КАРО, 2006. 40. Цатурова И.А. Тестирование устной коммуникации. Изд-во: Высшая школа, 2004. 41. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. 42. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2011. 43. Юрина С.И., Михалева Г.В. Учись сам и научи другого: учебно-методическое пособие под редакцией Е.В. Поляковой. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. 44. European Language Portfolio: Council for Cultural Cooperation, 1997. 45. Oxford, R. Language Learning Strategies. N.Y., 1990. https://www.prosv.ru, https://www.englishclub.com, https://www.englishteachers.ru https://www.englishatschool.ru, https://www.bl.uk, https://www.rsl.ru, https://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege   ОК-1, ОК-4, ОПК-2, ПК-1, ПК-2  
  Тесты (см. Фонд оценочных средств)
  Общая трудоемкость самостоятельной работы (час)
  Подготовка к зачету  
  Вопросы и задания для СРС (по разделам). РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ Вопросы 1. Методика обучения иностранным языкам как наука. Предмет методики, ее цели и задачи. Основные методические понятия, методы исследования. 2. Система уровней владения языком как основа системы языкового образования. Общеевропейские уровни владения иностранным языком. ИЯ как средство межкультурного общения. Межкультурная компетенция как цель обучения ИЯ. Содержание понятия «диалог культур». 3. Различные подходы к определению содержания обучения иностранным языкам. Компоненты содержания обучения ИЯ в школе: лингвистический, психологический и методологический. 4. Цели и содержание обучения ИЯ в школе. Методы и средства, принципы обучения ИЯ в школе. Задания 1. Проанализируйте любой базовый учебник и другие компоненты УМК (учебно-методического комплекса) по иностранному языку с точки зрения поставленных целей: какие упражнения и тексты позволяют реализовать практические, образовательные, воспитательные и развивающие цели. 2. Проанализируйте УМК с точки зрения содержания обучения. Определите содержание одной из учебных тем. Рекомендуемая литература Основная 1. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2011. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: ACT: Астрель, 2008.   Дополнительная 1. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. 2. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в школе. Изд-во Каро, 2006. 3. Мильруд Р.П. Культурное самоопределение личности как проблема иноязычного образования // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 404-415. 4. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Мн.: Лексис, 2003. 5. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение общению на иностранном языке. Учебное пособие. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 7. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996. 8. Сафонова В.В. Культуроведедческий ракурс современного языкового образования. Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. М.: изд-во Некоммерческое партнерство «Национальное общество прикладной лингвистики», 2013. С. 26-46. 9. Соловова Е.Н. Программа основного общего образования по английскому языку: 5-9 классы. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 10. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова М.А., Шапиро Е.И. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи, учителям-словесникам, логопедам и студентам. – СПб.: КАРО, 2006. Аудиовизуальные средства 1. Пассов Е.И. Особенности, содержание и анализ урока в условиях реализации новых ФГОС [Электронный ресурс]: Видеозапись открытой лекция научного руководителя авторского коллектива линии УМК «Английский язык 2-11» изд-ва «Просвещение» Е.И. Пассова от 12.10.2012. https://www.youtube.com/watch? v=0ens5OdIsQc 2. Мильруд Р.П. Методические рекомендации по реализации ФГОС начального общего образования для учителей английского языка начальной школы на примере УМК серий Starlight и Spotlight [Электронный ресурс]: Видеозапись лекций д.пед. наук, проф. Р.П. Мильруд, ноябрь, 2011. https://www.youtube.com/watch? v=0gg2I6z2Xwc РАЗДЕЛ 2 ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Вопросы 1. Основные черты и технологии урока иностранного языка (далее по тексту - ИЯ). Формы взаимодействия учителя и учащихся на уроке ИЯ. Реализация принципа ситуативности на уроках ИЯ. Эффективность урока ИЯ: анализ и самоанализ урока. Нестандартные уроки по ИЯ в школе. 2. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка. Государственные аттестационные требования к учителю иностранного языка. Функции речи учителя иностранного языка. Требования к речи учителя иностранного языка. 3. Сюжетно-тематическое и поурочное планирование. 4. Внеурочные технологии обучения школьников в системе филологического образования. Проблема мотивации в обучении иностранным языкам. Формы организации внеклассной работы по ИЯ в школе. 5. Современные УМК по иностранным языкам и критерии их анализа. Электронный учебник – новая образовательная реальность. Аутентичные материалы как средство обучения иностранным языкам. Задания 1. Ознакомьтесь с возможными путями и способами реализации культурологического подхода к обучению иностранному языку. Изучите принципы отбора содержания социокультурного компонента в обучении иностранному языку. Проанализируйте учебники по иностранному языку (средний и старший этапы) с точки зрения реализации этих принципов. 2. Разработайте сценарий внеклассного мероприятия на иностранном языке для среднего этапа обучения с целью расширения лингвострановедческих знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка. Рекомендуемая литература Основная 1. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2011. 2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: ACT: Астрель, 2008.   Дополнительная 1. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 2. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в школе. Изд-во Каро, 2006. 3. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. 4. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 1999. 5. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993. 6. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2006. 7. Соловова Е.Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования. Автореф. дисс.... д. пед. наук. М., 2004. 8. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 9. Юрина С.И., Михалева Г.В. Учись сам и научи другого: учебно-методическое пособие под редакцией Е.В. Поляковой. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. Аудиовизуальные средства 1. Капран М.А. Урок английского языка в 9 классе [Электронный ресурс]: видеозапись конкурсных испытаний Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014» от 03.12.2014 - https://www.youtube.com/watch? v=Q0Zl_a3Q8l8 2. Открытый урок с «Просвещением». Урок №27. Английский язык. [Электронный ресурс]: Видеозапись урока английского языка с использованием электронного учебника изд-ва «Просвещение» от 05.02.2016. - https://www.youtube.com/watch? v=E07Yeno24jY& index=5& list=PLPx1EkGOy04_ggsjIjRoZvpyyZmlGBKqr РАЗДЕЛ 3 ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АСПЕКТАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Вопросы 1. Современные технологии формирования слухопроизносительных и ритмико-интонационных, лексических, грамматических, орфографических навыков иноязычной речи у учащихся на разных этапах обучения ИЯ в школе. Понятие о фонетическом, лексическом и грамматическом минимумах в обучении ИЯ в школе. 2. Понятие внутриязыковой и межъязыковой интерференции. Способы предупреждения языковых ошибок. Фонетические и фонологические ошибки в речи учащихся, их предупреждение и исправление. 3. Типологии фонетических, грамматических и лексических упражнений. Лексико-грамматические тесты. Приемы контроля уровня сформированности языковых навыков у учащихся. 4. Языковые обучающие игры на уроке иностранного языка. Задания 1. Проведите анализ учебного материала УМК по иностранному языку, выделите основные виды фонетико-интонационных, грамматических и лексических упражнений. 2. Составьте фонетическую зарядку с целью формирования слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков для младших школьников, либо фонетическую зарядку с целью совершенствования произносительных и интонационных навыков для учащихся средних классов. 3. Приведите примеры межязыковой и внутриязыковой интерференции, наблюдаемой в работе с грамматическими и лексическими явлениями. 4. Составьте лексико-грамматический тест для проверки усвоения учащимися нового языкового материала, включая шкалу оценивания. Рекомендуемая литература Основная 1. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2011. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: ACT: Астрель, 2008.   Дополнительная   1. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в школе. Изд-во Каро, 2006. 2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999. 3. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2005. 4. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение общению на иностранном языке. Учебное пособие. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 5. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Мн.: Лексис, 2003. 6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: ACT: Астрель, 2008. 8. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 9. Юрина С.И., Михалева Г.В. Учись сам и научи другого: учебно-методическое пособие под редакцией Е.В. Поляковой. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. Аудиовизуальные средства 1. Пассов Е.И., В.П. Кузовлев, Э. Ш. Шерегудова, А.Н. Еремкина. Обучение произношению на английском языке [Электронный ресурс]: видеозапись фрагмента урока английского языка от 23.03.2012 - https://www.youtube.com/watch? v=-XAgxnLc39k 2. Васильева О.В. Урок английского языка в 5 классе [Электронный ресурс]: видеозапись конкурсных испытаний Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014» от 03.12.2014 - https://www.youtube.com/watch? v=4IiwewJLdPw РАЗДЕЛ 4 ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАЗНЫМ ВИДАМ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Вопросы 1. Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранному языку в школе. Понятия «подготовленная» и «неподготовленная» речь, их соотношение при обучении иностранному языку в школе. 2. Технологии развития навыков и умений чтения на иностранных языках, навыков и умений аудирования иноязычной речи, технология обучения иноязычному говорению (диалогическая и монологическая речь, полилог), технология развития навыков и умений иноязычной письменной речи. 3. Проблема создания учебно-речевой ситуации на уроке ИЯ; ее структура и способы ее создания. 4. Проблема обучения технике чтения и технике письма на ИЯ. Трудности обучения чтению в различных современных международных европейских языках. Задания 1. Спланируйте речевую зарядку к одному из параграфов из учебника. Предварительно проанализируйте материал всего раздела учебника, чтобы определиться с задачей работы и содержательной стороной фрагмента урока. 2. Разработайте тест по чтению или аудированию для среднего или старшего этапа обучения ИЯ в школе, включая шкалу оценивания и соответствующее методическое обоснование. 3. Составьте памятки для учащихся по написанию писем различных видов. 4. Составьте письменный анализ урока / видеоурока иностранного языка, обращая внимание на развивающий, обучающий и развивающий потенциал данного урока, а также соотношение различных видов речевой деятельности на уроке. Рекомендуемая литература Основная 1. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2011. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: ACT: Астрель, 2008.   Дополнительная   1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. 2. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001. 3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999. 4. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2005. 5. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение общению на иностранном языке. Учебное пособие. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 6. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Мн.: Лексис, 2003. 7. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 8. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 9. Юрина С.И., Михалева Г.В. Учись сам и научи другого: учебно-методическое пособие под редакцией Е.В. Поляковой. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. Аудиовизуальные средства 1. Старцева А.В. Урок английского языка в 5 классе [Электронный ресурс]: видеозапись конкурсных испытаний Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2015» от 31.10.2015 - https://www.youtube.com/watch? v=j-4ulf1SvqU 2. Касич А. Урок английского языка на тему «Creating a Healthy Family» в 11 классе МАОУ Гимназии №2 им. А.П. Чехова г. Таганрога [Электронный ресурс]: видеозапись открытого урока английского языка студента 5 курса ТГПИ имени А.П. Чехова, победителя Всероссийской студенческой олимпиады по методике преподавания английского языка в школе от 23.04.2013 - https://www.youtube.com/watch? v=7MZeuCgGv4c 3. Steve Lever. The Evolution of Writing: The Challenges of Teaching an Old-Fashioned Skill in a Modern World [Электронный ресурс]: видеозапись из курса на английском языке «Решение учебно-практических задач на уроке английского языка в процессе коммуникативной деятельности с использованием УМК и учебных пособий издательств «Просвещение» и «Express Publishing», лектор: Steve Lever, организаторы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО) от 16.01.2014, Открытая библиотека видеолекций (www.lektorium.tv) - https://www.youtube.com/watch? v=7EwyeLkhSFg 4. Steve Lever. Learning to Read, Reading to Learn [Электронный ресурс]: видеозапись из курса на английском языке «Решение учебно-практических задач на уроке английского языка в процессе коммуникативной деятельности с использованием УМК и учебных пособий издательств «Просвещение» и «Express Publishing», лектор: Steve Lever, организаторы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО) от 16.01.2014, Открытая библиотека видеолекций (www.lektorium.tv) - https://www.youtube.com/watch? v=qVdH2HXE8Qs РАЗДЕЛ 5 СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» Вопросы 1. Проблема контроля уровня коммуникативной компетенции выпускников школ на ИЯ. Современная система контроля (измерителей) уровня сформированности коммуникативных умений и языковых знаний, учащихся в области ИЯ в контексте школьного образования. 2. Единый государственный экзамен по ИЯ как стандартизированный тест. Характеристика дидактических языковых тестов. Тестирование как актуальная проблема теории и практики обучения иностранным языкам (виды тестов, тестовых заданий). Проблема подготовки выпускников школ к сдаче ЕГЭ по ИЯ. Задания 1. Проанализируйте задания на контроль навыков и умений выпускников школ и критерии оценивания, предложенные в демоверсиях контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по иностранному языку, и соотнесите их с требованиями ФГОС и примерными программами по иностранному языку для старшего этапа обучения ИЯ. 2. Разработайте письменные тренировочные задания для учащихся старших классов с целью подготовки к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.   Рекомендуемая литература Основная 1. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2011. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: ACT: Астрель, 2008. 3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. Дополнительная   1. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. 4. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-4 классы. – М.: Просвещение, 2006. 5. Родоманченко А.С., Соловова Е.Н. Формы контроля умений устной речи на международных экзаменах по английскому языку как иностранному: монолог. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4. С. 46-54. 6. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. – СПб: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2004. 7. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002. 8. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 9. Цатурова И.А. Тестирование устной коммуникации. Изд-во: Высшая школа, 2004.   Аудиовизуальные средства   1. Вербицкая М.В. Подготовка к ЕГЭ 2015 г. по английскому языку на основе пособий издательства «Национальное образование» [Электронный ресурс]: видеозапись вебинара от 21.01.2015 г., проведенного 15.01.2015 проф. Вербицкой М.В., руководителем Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по иностранным языкам и ведущим научным сотрудником ФИПИ. 2. Вербицкая М.В. Структура и содержание устной части ЕГЭ по иностранным языкам [Электронный ресурс]: видеозапись доклада проф. Вербицкой М.В. на семинаре ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» для тьюторов экспертов ЕГЭ по иностранным языкам 23-24 сентября 2014 г. - https://www.youtube.com/watch? v=_Cc6CI2mC5M 3. Вербицкая М.В. Методические рекомендации по выполнению заданий разделов «Грамматика и лексика» и «Письмо» в ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс]: видеозапись лекции проф. Вербицкой М.В., председателя ФПК по английскому языку от 16.03.2013 - https://www.youtube.com/watch? v=E-q-LGgJ7q8 4. Соловова Е.Н. Методические рекомендации по выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» в ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс]: видеозапись лекции проф. Е.Н. Солововой, члена ФПК по английскому языку от 16.03.2013 - https://www.youtube.com/watch? v=uvrbZEWuO5k РАЗДЕЛ 6 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ Вопросы 1. Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования. Инновации в контексте оптимизации системы образования. Компетентностный подход. 2. Принципы реализации личностно-ориентированного обучения ИЯ в школе. Обучение в сотрудничестве. 3. Современные технологии обучения школьников иностранному языку: проект в преподавании ИЯ, игровые технологии на уроках ИЯ, мультимедийные технологии обучения ИЯ в школе, языковой портфель как технология обучения ИЯ, проблемный метод обучения ИЯ, ИКТ на уроках ИЯ, активные методы обучения ИЯ, кейс-метод. Задания 1. Разработайте план-конспект урока иностранного языка с использованием современных технологий обучения ИЯ в школе (на выбор). 2. Составьте подборку следующих категорий обучающих игр для уроков по иностранному языку: лексические игры; грамматические игры; фонетические игры; орфографические игры; творческие игры, ролевые игры. 3. Создайте учебно-методическое наглядное пособие (компьютерную презентацию, медиапроект, тренажеры для подготовке к сдаче ОГЭ и/или ЕГЭ) для обучения ИЯ в школе.   Рекомендуемая литература Основная 1. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2011. 2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. 3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: ACT: Астрель, 2008.   Дополнительная   1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 2. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: обзор основных направлений методической мысли в России / Г. М. Васильева, С. А. Вишнякова, И. П. Лысакова и др.; под ред. Л. В. Московкина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Научная библиотека КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-novatsii-v-metodike-obucheniya-inostrannym-yazykam-obzor-osnovnyh-napravleniy-metodicheskoy-mysli-v-rossii-g-m-vasilieva-s-a#ixzz44HOCT2JL 3. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. Учебное пособие для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений. Образовательно-издательский центр «Академия», 2010. 4. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: Монография. – М.: МИЭТ, 2004. 5. Красикова Е.Н. Кейс-метод как способ формирования организационной функции методической компетенции [Электронный ресурс] / Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» - https://www.tea4er.ru/home/volume1/1667-2012-04-08-15-45-32 6. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.   Аудиовизуальные средства 1. Китайгородская Г.А. Принцип личностно-ориентированного общения [Электронный ресурс]: видеозапись фрагмента видеокурса лекций проф. Г.А. Китайгородской «Как обучать общению на иностранном языке» от 14.09.2010 – https://www.youtube.com/watch? v=1bWTIRQk9XA 2. Китайгородская Г.А. Как превратить занятия иностранным языком с ребенком в увлекательную игру? [Электронный ресурс]: видеозапись встречи с проф. Г.А. Китайгородской «Спроси у автора метода» проф., автора метода активизации возможностей личности и коллектива от 17.11.2012 – https://www.youtube.com/watch? v=bZraszeghaY 3. Ильина С.В. Урок английского языка в 5 классе [Электронный ресурс]: видеозапись конкурсных испытаний Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2015» от 31.10.2015 - https://www.youtube.com/watch? v=9aC0DUkcun4  

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал