Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потренируйся.

Ловушка!

 

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

 

- если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

 

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

 

- если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

 

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

 

- если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

 

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

 

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

 

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

 

2) Выдели в каждом варианте основы.

 

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

 

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

 

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

 

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

 

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

 

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

 

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

 

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

 

 

Потренируйся.

 

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

 

 

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

 

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

 

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

 

Начиная работу с текстом,

 

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

 

 

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

 

Выстроившись в колонны,

 

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

 

Ответы: 3, 2, 3.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические особенности оценки эффективности управления инновационным маркетингом | Построение предложения с однородными членами
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал