Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Древнерусское государство в IX – XI вв.






 

Закономерным этапом в развитии народов является создание ими своей государственности. Не избежали этого процесса и восточные славяне. Однако недостаточность сведений различных наук об этом древнем периоде нашей истории порождает среди историков споры о том, когда появилось первое государство, каким народом оно было создано, каков был характер политического и социально-экономического строя Киевской Руси?

Существует несколько точек зрения о времени появления первого восточнославянского государства. Самая ранняя дата, называемая учеными это IV - V вв., государство во главе с Божем и Моджаном. Исследователь Б.Рыбаков считал первым славянским государственным объединением суперсоюз «Русь», сложившийся в VI в. Арабские историки утверждали, что в VIII в. на Восточно-Европейской равнине существовали уже три славянских государства: Славия с центром в Новгороде, Артания со столицей в Чернигове, Куяба - во главе с Киевом. Однако, большинство исследователей полагают, что первым древнерусским государством была Киевская Русь, возникшая, по мнению украинских ученых в 60-е, а московских - в 80-е годы. IX века.

Долгое время шли споры о способности восточных славян к созданию своего государства. По этому вопросу в литературе возникли норманнская и антинорманнская (славянская) и неонорманнская теории. Норманнская и славянская появились в XVIII веке, неонорманнская сложилась в XX в. Авторство первой теории приписывают немцам по происхождению, ученым Российской академии наук Г.Байеру, Г.Миллеру и А.Шлецеру[19]. Основоположником антинорманнской концепции был М.Ломоносов, неонорманнской – Б.Греков, М.Тихомиров, Б.Рыбаков. Неорманнисты, опираясь на легенду «о призвании варягов» из «Повести временных лет», сделали вывод о том, что восточные славяне в IX в. были диким, неразвитым народом. Они не сумели сами объединиться в государство и пригласили для решения этой задачи своих северных соседей - норманнов[20]. Многие русские ученые восприняли норманнскую теорию как унижение русского народа немцами. Поэтому в ответ появилась патриотическая славянская теория М.Ломоносова, утверждавшего, что государство у восточных славян создали киевские князья Кий, Щек, Хорив и их сестра царевна Лыбедь, а варяги к этому процессу не причастны. С точки зрения неонорманнистов в этих подходах присутствуют две крайности – преувеличение роли варягов и их недооценка. Они заявили, что не вызывают сомнения как восточнославянские корни государственности, так и участие выходцев из Скандинавии в объединении славянских племен. По мнению представителей данной научной школы история доказала, что государственность нельзя привнести извне. Становление государства является результатом внутреннего развития этноса и определяется разнообразными обстоятельствами. Одним из таких факторов было Великое переселение народов, в ходе которого у славян разрушались родовые связи, этнические объединения перерастали в военно-территориальные союзы племен, усложнялась хозяйственная и экономическая деятельность.[21] Появилась потребность к упорядочению усложняющихся отношений, к разработке наиболее приемлемых форм общежития. Процесс создания государственности у восточных славян ускорился под воздействием и внешних факторов.[22] Так на юге обострилась вражда славян с Хазарским каганатом, который подчинил часть славянских племен, заставил их платить дань, контролировал торговые пути из Европы на Восток. Возникла потребность избавления южных племен от гнета хазар и налаживания постоянной охраны славянского общества. Это становилось возможным только при наличии государства. После того, как в восточнославянских землях сложились экономические и политические предпосылки для объединения на Руси, появились варяги.

По сведению «Повести Временных лет» в 862г. славяне обратились к варяжским конунгам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, пойдите княжить и владеть нами».[23] Первыми приглашенными норманнскими князьями стали Рюрик[24], Синеус и Трувор[25]. Первый вокняжился в Новгороде, второй - в Белоозере, третий - в Изборске. Рюрик стал основателем первой правящей династии на Руси.[26] С их княжения начался варяжский этап становления Древнерусского государства, который растянулся на десятилетия и даже на века, постепенно накапливая черты государственности. Держава Рюрика, объединенная не столько силой оружия, сколько общими интересами славянских, финских племен и пришлых варяжских воинов, уже переросла рамки племенного союза, обладала некоторыми чертами государства. Сидевшие в городах правители Синеус и Трувор не только обеспечивали безопасность окрестного населения, собирали с него дань, предотвращали племенные конфликты, но и пытались упорядочить общественную жизнь, подчинить ее единым для всей округи нормам. По сообщению летописи братья Рюрика правили не самочинно, а в соответствии с волей старшего брата. Иными словами Рюрик выступал как верховный правитель, а его братья как наместники - представители князя, обладавшие ограниченным суверенитетом над подвластными землями.

Большую роль в становлении древнерусской государственности сыграл преемник Рюрика князь Олег (879 - 912 гг.)[27]. Он начал формировать территорию государства Русь, присоединив к своим владениям значительную часть славянских союзов[28]. В 882г. появилась первая столица объединенных земель - Киев[29], которую Олег захватил хитростью и коварством[30]. Таким образом, он стал первым правителем Киевской Руси. Олег принял титул «Великий князь», что означало князь князей. Власть Олега над покоренными землями приняла форму «великого княжения». Властители союзов племен и отдельных княжеств стали его вассалами, с которыми Олег строил отношения на договорных началах. Киевский князь выступал как высший военачальник, верховный судья, адресат и распределитель дани. При этом, объезжая подвластные земли, верша суд и собирая платежи[31], великий князь не преступал заранее оговоренных пределов своей власти, считался с еще сохранившимися элементами родоплеменного строя, сохранял автономию многих земель. Вместе с тем все большую роль начала играть дружина («княжьи мужи»), которая стала не только военной, но и политической опорой Киевского правителя. Она разделялась на «старшую» - «бояре» и младшую - «отроки». Бояре уже были не просто воинами, а разбогатевшими на службе у князя людьми с которыми он считался и советовался по всем вопросам. Лучшие и самые преданные из них стали составлять государственный совет князя, получивший первоначально название «синклит» позднее – Боярская дума. Из среды бояр назначались также правители отдельных районов. Младшая дружина состояла из слуг князя и была только военной силой.

Укреплению государственности способствовала и внешняя политика Олега. Киевский князь нанес удар по Хазарскому каганату и перестал платить хазарам дань. Он стремился превратить Русь в полноправного партнера с ее великим южным соседом - Византией. Цель была достигнута, после того как Олег совершил победоносные походы 907 и 911 гг. на Константинополь и добился заключения первых международных договоров с Византией на выгодных для Киевской Руси условиях[32]. Деятельность первого правителя Киевской Руси оставила глубокий след в народной памяти, где он сохранился как «Вещий» и «Мудрый». Таким образом, этот князь из фигуры местного значения, управлявшей небольшим Новгородом, к исходу своего княжения стал властелином огромной державы и государственным деятелем международного масштаба.

Наследником Олега в Киеве стал сын Рюрика Игорь Старый (912 - 945 гг.). Он, также как и его предшественник, стремился укрепить международное положение Киевской Руси. С этой целью Игорь предпринял два военных похода на Византию и один в Малую Азию. Однако результаты внешней политики Игоря были менее успешными, чем у Олега. Поход 941г. на Византию им был проигран, так как византийцы применили «греческий огонь», уничтоживший значительное число русских кораблей. В военный поход 944г. Игорь пригласил с собой печенегов, что заставило греков, не вступая в военные действия, выплатить Игорю высокую дань. Правда, военной славы князю на родине это не принесло. В 945г. был заключен новый русско-византийский договор, на менее выгодных условиях, чем прежние соглашения. Отменялось право беспошлинной торговли. Русским купцам запретили оставаться на зиму в Византии. По завершении своего дела они должны были сразу же возвращаться домой.

Во внутренней политике Игоря Старого главное это борьба с сепаратизмом различных племен за укрепление единства, созданного Олегом государства. [33]. Чтобы упрочить свою власть на местах князь расширил свою дружину за счет коренной региональной знати, поставил во главе территорий преданных ему наместников. Кроме того, при нем претерпел изменения характер сбора дани. Как уже отмечалось ранее, платежи были своего рода разовой военной контрибуцией с завоеванных племен. Игорь же для укрепления экономического могущества Киевской Руси ввел регулярный сбор дани, превратив ее в постоянный государственный налог. Возможно, что предшественники Игоря устно договаривались о размерах собираемых платежей, и превышение этих пределов рассматривалось племенами как грубое нарушение обычного права. Но, скорее всего, дань не была фиксированной, и это позволяло киевским князьям произвольно увеличивать ее объемы. Подобная практика вызывала недовольство и конфликты между центром и регионами. Вершиной противоречий на налоговой основе стало столкновение Игоря и его дружины с племенем древлян. После кончины князя Олега древляне заявили о своем выходе из состава Киевской Руси. Игорь совершил карательный поход в столицу древлян Искоростень, подавил их сопротивление и обложил налогами, большими, чем при Олеге. В ответ в 944г. древляне отказались участвовать в военном походе Киева на Византию. Вернувшись из похода, Игорь в наказание ввел для древлян еще более высокие платежи. В 945г он повез собранные налоги в Киев. Но по настоянию дружины решил вернуться и возобновить взимание дани. Возмущенные древляне во главе с князем Малом подняли восстание[34] и жестоко расправились с Игорем.[35]

После Игоря Старого верховной правительницей на Руси стала его вдова Ольга Великая, Святая, Мудрая (945-964 гг.). При ней были проведены важные для становления государственности преобразования. Жестоко отомстив древлянам за казнь мужа, [36] Ольга, тем не менее, извлекла уроки из его налоговой политики. Она поняла, что сложившаяся система насильственного сбора дани неограниченных размеров, порождает конфликты, и грозит самому существованию молодого государства. Ольга провела первую налоговую реформу, учредила фиксированную дань - урок, определила места ее сбора - погосты и назначила чиновников, ответственных за сбор платежей - тиунов. Тиуны принимали дань и организовывали ее отправку в Киев. Нередко князья сами приезжали в погосты, забирали собранную дань и, одновременно, облагали виновных штрафами-вирами, вершили суд и т.д. Со временем города-погосты превратились в центры властвования Киева на местах. Традиционная власть старейшин в них постепенно сменилась управлением княжеских представителей, что ослабило племенное, но усилило княжеское правление. В целом, введенная Ольгой новая организованная система обложения населения налогами, оказала содействие развитию экономики, помогла стабилизировать социльно-политическую обстановку в стране, укрепила основы Киевского государства. Княгиня Ольга сделала выводы и из внешней политики Игоря Старого. В ходе его походов погибло огромное количество людей. Поэтому Ольга прекратила воевать с другими странами. Вооруженные столкновения оттеснила мирная дипломатия. В этой связи особое значение имело личное крещение Ольги[37]. В 955 она посетила Константинополь, где приняла христианство.[38] По преданию ее крестным отцом стал византийский император Константин VII Багрянородный. Получение титула крещеной дочери великого правителя выделило киевскую княгиню среди прочих государей, повысило престиж Руси на международной арене. Однако решить задачу по христианизации всей Руси Ольге не удалось. Против крещения страны выступили ее сын Святослав, языческая дружина и особенно волхвы. Ольга ограничилась пропагандой христианской идеологии, которую она вела до конца своих дней и за это была канонизирована русской церковью. Княгиню Ольгу отстранили от власти в 964г. По одной версии это сделал Святослав, недовольный ее миролюбивой внешней политикой, по другой - языческие жрецы, протестующие против ее миссионерской деятельности.

Святослав правил Киевской Русью с 964 по 972 гг. Многие историки характеризуют его как национального героя Русской земли, другие - как удачливого авантюриста, любителя мотаться по степям в поисках сражений и приключений. Действительно, Святослав вошел в историю как самый воинственный киевский князь.[39] Он мало занимался внутренними делами государства, сосредоточившись на внешней политике. При этом определяющим направлением во взаимоотношениях с другими странами стала война. Все короткое правление Святослава прошло в военных походах. Однако, они не были хаотичными и бесцельными. Организуя военные походы, Святослав отстаивал государственные интересы Руси. Он стремился к завершению объединения славянских племен, к получению новых торговых рынков, к защите русских границ от степных кочевников. Решению этих задач способствовали удачные походы Святослава на Восток. В 964г. он присоединил племя вятичей. В 965г. Святослав разгромил сначала союзников хазар Волжскую Булгарию и Буртасское царство, а затем уничтожил и саму Хазарию. В 966г. на Северном Кавказе он победил ясов и касогов, в Приазовье подчинил Тмутаракань. Тем самым был открыт путь для торговли с Востоком. На Западе главным объектом внимания Святослава была Дунайская Болгария, которую с 967 по 971 гг. князь по просьбе Византии пытался завоевать. Но двойственная политика Византии помешала Руси закрепиться на Дунае.[40] Княжением Святослава многие историки завершают первый период становления Древнерусского государства. Из союза племен Русь превратилась в государство с единой центральной княжеской властью, объединив большинство территорий, населенных славянскими племенами. Племенное деление исчезло, сложилась единая народность, повысилась внешняя безопасность. Завоевание торговых путей и выгодных торговых соглашений обеспечили экономическое могущество Руси.

Новым этапом в развитии Киевской Руси стало правление Владимира I Великого. (980 -1015).[41] При нем к концу X в. завершился процесс подчинения Киеву союзов племенных княжеств, [42] окончательно сложилось государство Русь, внешние границы которого оставались практически неизменными до середины XII века. Серьезным решением в политике Владимира I был отказ от язычества и принятие в качестве государственной религии христианства.[43] Религиозная реформа Владимира I проводилась в два этапа. Сначала он отобрал из огромного языческого пантеона несколько главных божеств во главе с Перуном. Но эта мера не дала желаемых результатов - славянские племена продолжали поклоняться своим старым богам. На втором этапе Владимир I сделал выбор в пользу одной из трех монотеистических религий - христианство в православном варианте.[44] Безусловная дата христианизации Руси неизвестна. Принято считать, что население Киева крестилось в 988г., хотя в некоторых документах указываются и 987 и 989 гг. Неясно, где крестился сам Владимир I. По одним сведениям это произошло в Корсуне, по другим - в Киеве. Принятие христианства было революцией во всех сферах жизни, так как меняло веками сложившийся уклад. Поэтому введение православия не могло обойтись без борьбы, без насаждения его в ряде мест[45]. Но насилие при крещении Руси не стало распространенным явлением. Историческая наука не располагает информацией о принудительной христианизации «глубинки». Причина этого в том, что православие уживалось на Руси с древнейшими языческими обрядами[46]. Этим же объясняется и сравнительно быстрая, в основном за 100 лет, христианизация древнерусского общества. Швеции понадобилось для этого 250, а Норвегии -150 лет. При этом большинство западных соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев, а Русь сделала свой выбор сама.

Принятие христианства имело большое историческое значение. Единство веры вело к исчезновению племенной розни, укрепляло единство древнерусского общества. Христианство придавало новый более высокий статус княжеской власти и повышало ее авторитет. Появилась новая влиятельная образованная социальная группа – духовенство, сыгравшее большую роль в просвещении населения. Основываются новые субъекты хозяйственной деятельности-монастыри, занявшие важное место в колонизации земель, в развитии хлебопашества и торговли. Христианизация смягчала болезненные процессы становления многонационального государства, которое развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным. Превращение Киевской Руси в христианское государство определило качественно иной уровень ее взаимоотношений с европейскими странами. Русь была включена в семью христианских народов, стала рассматривать себя как часть европейского сообщества, стремилась играть в нем видную роль, установить прочные связи, приобщиться к многовековым ценностям христианского мира. Крещение Руси стало поворотным этапом развития ее культуры. С принятием православия Русь стала усваивать достижения греко-римской цивилизации в области литературы и искусства. Было позаимствовано каменное строительство, храмовое зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература, летописание, переписка книг. Благодаря синтезу системы славянского письма («кириллица» и «глаголица») с восточнославянской языковой средой сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написан знаменитые «Русская правда», «Слово о полку Игореве», «Повесть Временных лет» и т.д.. Менялись нравственные ориентиры. Под влиянием христианской морали и этики изменились стереотипы поведения людей. Внедрение в жизнь христианских заповедей приводит к гуманизации славянского общества, постепенному исчезновению жестоких обычаев и традиций, исчезновению кровной мести, человеческих жертвоприношений, торговли соплеменниками.[47].

При Ярославе Мудром (1019 - 1054 гг.)[48] Киевская Русь вступает в период наивысшего расцвета. Он вошел в историю как князь созидатель, просветитель, «храмец». По инициативе Ярослава Мудрого зарождается школьное образование, открываются первые школы в Новгороде и Киеве. При нем из наиболее образованных людей выросли первые русские писатели. Ярким представителем древнерусской литературы был митрополит Илларион. Он написал выдающееся произведение «Слово о законе и благодати», [49] посвященное крещению Руси. С XI века на Руси начала хождение и переводная литература с греческого, латинского, древнееврейского языков религиозного, исторического и философского характера. Ярослав Мудрый способствовал распространению литературы, основывал библиотеки при соборах, монастырях, княжеских дворцах. Первая библиотека разместилась в Софийском Соборе Киева, где все желающие могли получить манускрипты для чтения. Ко времени правления Ярослава Мудрого относится и зарождение летописания. По мнению А.Шахматова, первая летопись была создана в 1037г. и стала основой для знаменитой «Повести Временных лет» конца XI в. Ярослава Мудрого. При этом князе основывались города, сооружались прекрасные деревянные и каменные храмы, княжеские терема и боярские палаты. Одним из красивейших городов Руси и Европы был Киев. Немецкие авторы сравнивали его со столицей Византии Царьградом. Ярослав окружил его новой каменной стеной со знаменитыми Золотыми воротами, в центре возвел величественный Софийский Собор, который по красоте и убранству не уступал одноименному храму в Константинополе.[50] При Ярославе Мудром стали также строиться монастыри, первыми из которых были монастыри св. Георгия, св.Ирины и Киево-Печерская Лавра в Киеве. Важно отметить, также, что при Ярославе совершенствовалось древнерусское законодательство, появился письменный свод законов «Русская правда», куда вошли нормы обычного русского права и княжеские законодательные акты.[51]

Великий князь Ярослав вел активную и плодотворную внешнюю политику. Он стремился обезопасить и укрепить границы Руси и поднять ее международный авторитет. Решая первую задачу Ярослав в 1030г. построил в Прибалтике крепость Юрьев, разгромил поляков и отогнал от русских рубежей в 1036г. печенегов. Международный авторитет Киевской Руси он укреплял посредством заключения династических браков с правящими домами Византии, Франции, Германии, Скандинавии[52]. Свои отношения с Западом князь строил на принципах независимости, равноправного партнерства и выгоды для Руси. Так, видя попытки Константинополя посредством религии, через греков-митрополитов превратить Русь в провинцию Византии, Ярослав в 1051г. поставил во главе церкви русского священника Иллариона. Другим примером является заключение в 1043г. после трехлетней войны с Византией выгодного для Руси договора. Подтверждались ранее установленные привилегии для русских купцов, отпускались пленные и т.д. В целом при Ярославе Мудром Киевская Русь стала одним из самых сильных и развитых государств своего времени, не уступающим по своему уровню европейским странам.

Предметом дискуссий в литературе является вопрос о характере социально-экономического и политического укладов Киевской Руси IX - XI вв. В советское время авторитетной считалась концепция Б.Рыбакова, Б.Грекова согласно которой Древнерусское государство было раннефеодальным обществом.[53] Это, прежде всего, аграрное общество, где главной ценностью и главным источником доходов являлась земля. Уже произошло «окняжение»[54] общинных земель. Земля раздавалась великими князьями в руки служивших им местных князей, дружинников, церкви. Это первоначально делалось для того, чтобы собирать с них подати («столы-кормления»). С XI века земли выделялись боярам в вотчинное наследственное владение. С XII в. их дают отрокам за службу в поместное условное владение.[55] Так в Киевской Руси складывалось феодальное сословие. Налицо была и такая сторона феодализма как эксплуатация на землях феодалов зависимых людей. Сначала землю бояр обрабатывали страдные холопы, [56] затем стали использовать труд долговых общинников.[57] Из последних и формировался слой поземельно зависимых крестьян. Феодал наделял крестьянина небольшим участком земли, инвентарем и за это получал от крестьянина ренту, сначала в виде оброка (натурального, денежного), позднее - заставлял крестьянина работать в своих владениях (барщина). В результате наметилась еще одна, характерная для феодализма, черта: сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей мелким крестьянским хозяйством. По мнению советских историков, рабовладение в древнерусском обществе было не развито.

Политический строй Древней Руси советские исследователи представляли как раннефеодальную монархию.[58] Во главе стоял Великий Киевский князь, в руках которого сосредоточилась верховная законодательная, исполнительная и судебная власть, передаваемая потомкам по наследству. Управление государством осуществлялось князем вместе с дружиной. Из бояр формировалась Боярская дума (первоначальное название «синклит») с совещательными, но юридически не закрепленными в «Русской правде», правами. Дружина была независима, служила князю по ряду-договору, могла его покинуть. Территориями управляли либо племенные князья, либо наместники Киева. От родоплеменного строя сохранилось народное самоуправление в виде собраний. В городах они назывались вече, в сельской местности – сход. В тех землях, где князья были слабыми, господствовало народное самоуправление, и, наоборот, при сильных князьях, вече особой роли не играло. Полномочия вече также не определялось никакими юридическими нормами. Постепенно складывалась иерархия феодальных сословий. Население Киевской Руси делилось на высшую, среднюю и низшую категории. К высшей категории относились князья и княжьи мужи (дружина). К средней категории - просто люди (свободное городское и сельское население), к низшей - холопы (зависимое население).

Значительная часть историков сегодня не разделяют взгляд на Киевскую Русь как на раннефеодальное общество. Исследователи И.Фроянов, С.Юшков и др. называют ее дофеодальным государством, где социально-экономическую основу составляло общинное землевладение и крестьяне-общинники. С их точки зрения земля принадлежала общине. Князья и дружина землю не ценили. Источником доходов для знати была военная добыча и дань с завоеванных земель[59]. Частные земельные владения существовали, но были небольшими и играли вспомогательную роль, служили только для содержания семьи знатного человека. Наличие крупных земельных владений - вотчин не подтверждается археологической наукой. Обнаруженные археологами княжеские[60] и боярские села носили не сельскохозяйственный характер, а были охотничьими, рыболовецкими или коневодческими [61]хозяйствами знати. Исходя из вышесказанного, эти историки отрицают и наличие в Киевской Руси феодальной иерархии и раннефеодальной монархии. По их мнению, в социальной сфере преобладало свободное население, а князь был первым среди равных.

А Пьянков, И.Смирнов, Л.Семенникова говорят о Киевской Руси как государстве развитых рабовладельческих отношений. Доходы князей и дружины основывались на работорговле и эксплуатации труда рабов. В ходе войн главной добычей были пленники, которых либо продавали на невольничных рынках Константинополя, Крыма, Кавказа, либо привозили в качестве рабочей силы. На рабстве была основана крупная земельная собственность, в рабов превращали долговых общинников.[62] Авторы данной точки зрения признают наличие вотчин, но считают, что они не играли ведущей роли в экономике Древней Руси. Вотчины были немногочисленны и являлись островками в море доминирующих свободных землевладельческих общин. Данные ученые полагают, что власть в Киевской Руси строилась на принципах общественного договора. Великий князь не был в полном смысле государем, как на Востоке, или даже на Западе. Государственное устройство держалось на договоре княжеской власти и земель, утверждаемых вечевыми собраниями волостей, городов и т.д. Договоры предусматривали взаимные обязательства. Народное вече обладало большими правами, ведало вопросами войны и мира, распоряжалось земельными и финансовыми ресурсами, обсуждало законы, смещало администрацию, организовывало народное ополчение[63]. Особую роль играли и города, где было развито самоуправление и они в большей степени были политическими центрами, а не ремесленными и культурными как на Западе. Иными словами в Киевской Руси господствовало народоправство.

В целом следует признать, что государственность в славянских землях складывалась постепенно. Сначала Древнерусское государство являлось свободной федерацией княжеств во главе с Великим Киевским князем.[64] Местные князья участвовали во внешнеполитических акциях Киева, платили ему дань, а в остальном они были автономны. По мере укрепления центральной власти, введения централизованного сбора дани, принятия единой религии, создания единой правовой системы федеративное устройство упраздняется. Составными частями государства становятся не племенные союзы, а волости во главе с родственниками великого князя, которые превращаются в его управителей-наместников. До середины XI в. развитие Древней Руси шло по восходящей линии: от объединения разрозненных славянских племен до создания сильного единого государства. Со второй половины XI в. начинает ослабление Киевской Руси, которое закончилось ее распадом и созданием новых государственных образований.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дискуссия в исторической литературе о времени появления первого государства у восточных славян и его основателях.

2. Чем знамениты первые русские князья?

3. Социальная структура Киевской Руси.

4. Особенности политического и социально-экономического развития

Древнерусского государства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал