Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Этносоциолингвистика»

Задание 1. Дать определение следующим терминам:

Язык-

Культура –

Языковая личность –

Языковая картина мира –

Ментальность –

Менталитет –

Концепт –

Концептосфера –

Лингвокультурология –

Ценностные ориентации –

Этническая культура –

Этническая идентичность –

Национальная культура –

Взаимосвязь языка и культуры

а) взаимосвязь;

б) общее;

в) различия.

 

Задание 2. Проведите анкетирование в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока (от 15-20 человек)

 

Задание 3. Мини-исследование в виде статьи.

Цель: охарактеризовать языковую и социокультурную ситуацию одного из регионов Севера.

Задание 4. Подготовить сообщение

Примерный список тем:

· Образ человека в ненецком (долганском, русском…) языке.

· Антропоморфизм представлений о мире как лингвокультурная универсалия.

· Отражение народной этики в лексике чукотского (вепского, русского…) языка.

· Картина мира в зеркале фразеологии (на материале саамского и русского языков).

· Грамматика русского языка и русский менталитет.

· Народные сказки и национальный характер.

 

Задание № 5. Опишите свой «этнический автопортрет». Для этого ответьте на несколько вопросов:

1) Какие черты вашего народа вы считаете самыми важными? Обозначьте их списком из 10 слов (прилагательных или существительных).

2) Какие черты отличают ваш народ от других народов? Замечали ли вы в ситуации межкультурной коммуникации какие-то странные, непривычные для вас детали поведения ваших партнеров? Перечислите их списком, составив табличку «Мы и они», или опишите, прокомментировав.

3) Каковы главные ценности вашего народа? Что для людей вашей национальности самое главное в жизни? Что имеет большое значение? Что незначительно? Как ваш народ относится к природе? времени? пространству? мужчине? женщине? детям? дому? счастью? несчастью? деньгам? и т.д. – список можете составить или дополнить самостоятельно.

4) Как вы считаете, в какой степени вам свойственны основные, главные черты вашего народа? разделяете ли вы его ценности? чувствуете ли себя его частью?

5) достаточно ли вы знаете о культуре вашего народа? хотелось бы вам узнать больше? о чем именно?

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема, раздел Всего часов Задания для самостоятельной работы Список литературы для подготовки Форма контроля
Тема 6. Язык и культура 4 ч.   КОНСПЕКТИРОВАНИЕ v Формы существования языка С.30-48 v Языковые ситуации С.101-116. v Языковой контакт С.169-178   Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. - 2-е изд., испр. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 206 с Выполнить задание №1, 2  
Задание № 1. Ответьте на вопросы.
  1. Дайте рабочее определение культуры. Какие подходы в понимании культуры можно выделить на рубеже тысячелетий? Обоснуйте перспективность ценностного подхода.
  2. Культура и цивилизация. В чем их отличие?
  3. Как связаны язык и культура по мнению В.Гумбольдта?
  4. Каковы основные положения гипотезы Семира-Уорфа?
  5. Дайте понимание языковой картины мира. В чем различие концептуальной и языковой картин мира?
  6. Приведите 5 русских фразеологизмов и 5 фразеологизмов из изучаемого вами родного языка, в которых была бы отражена национальная специфика.
  7. Найдите в поэтических текстах Б.Л.Пастернака 10 метафор, которые описывали бы: а) мир; б) природу; в) чувства человека; г) его эмоциональные состояния.
  8. Какие понимания символа вам известны? Приведите примеры символов-чисел и цветосимволов. Какие из них являются национальными символами, а какие универсальными?
  9. Какую роль играют стереотипы в культуре? Каковы их функции?
  10. Какие компоненты можно выделить в содержании языковой личности?
  11. Какова история исследования гендерных различий в языке?
  12. Назовите несколько фразеологизмов с компонентом «голова» и столько же с компонентом «ноги». Чем объясняется резко противоположная оценка (позитивная и негативная) этих ФЕ?
  13. Какие мифологемы лежат в основе фразеологизмов с компонентами «душа» и «сердце»? Приведите примеры.
Задание № 2. Проведите мини-исследование с использованием «Диагностического теста отношений» (Г.Солдатова) и опросника «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В. Рыжова). Это экспериментальное исследование, поэтому его план строится с учетом его особенностей. Алгоритм выполнения: 1) Уточните цель исследование. 2) Выбрать основной метод исследования, например, письменный опрос. 3) Определить базу проведения исследования, группу опрашиваемых. 4) Подобрать и обосновать содержание материалов для проведения исследования. 5) Провести опрос. 6) Обработать полученные результаты.   Критерии оценки выполнения задания. Задание считается успешно выполненным, если: 1) уточнена цель проведения исследования; 2) представлен подробный план его осуществления; 3) проведено исследование на группе людей не менее 10 человек; 4) проведена количественная обработка экспериментальных данных; 5) результаты количественной обработки представлены в адекватной наглядной форме (либо диаграмма, либо график, либо таблица); 6) сделан общий вывод, раскрывающий достижение цели исследования.  

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы расчета насадочной ректификационной колонны | Изучение методов трансляции
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал