Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности






Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное. В развитии, свойственном человеку, выделяют 2 пути:

филогенез (историческое развитие человека) – исторический путь, проделанный человеком в определенный период;

онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида) – путь развития отдельного индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления до высшего расцвета (акме) и угасания.

В педагогикепод развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с изменениями:

– морфологическими (роста, веса, объема);

– биохимическими (состава крови, костей, мышц);

– физиологическими (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания.

Социальное развитие связано с изменениями:

– психическими (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера);

– духовными (нравственным становлением, изменением сознания);

– интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).

Обычно, если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин – «развитие», если нравственное, духовное – термин «формирование».

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Формирование личности – это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития.

3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное

Человек – представитель уникального вида живых существ; высшая особь живого развития на Земле. Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Личностьсоциальное состояние индивида и индивидуальности, присущее только человеку.

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Индивидединичное, целостное, неделимое, самостоятельное природное существо. Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.

Индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Она проявляется в чертах характера, темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, интересах, потребностях и способности человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал