Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное. В развитии, свойственном человеку, выделяют 2 пути: филогенез (историческое развитие человека) – исторический путь, проделанный человеком в определенный период; онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида) – путь развития отдельного индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления до высшего расцвета (акме) и угасания. В педагогикепод развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие связано с изменениями: – морфологическими (роста, веса, объема); – биохимическими (состава крови, костей, мышц); – физиологическими (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания. Социальное развитие связано с изменениями: – психическими (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера); – духовными (нравственным становлением, изменением сознания); – интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом). Обычно, если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин – «развитие», если нравственное, духовное – термин «формирование». Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Формирование личности – это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. 3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное Человек – представитель уникального вида живых существ; высшая особь живого развития на Земле. Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Личность – социальное состояние индивида и индивидуальности, присущее только человеку. Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Индивид – единичное, целостное, неделимое, самостоятельное природное существо. Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Она проявляется в чертах характера, темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, интересах, потребностях и способности человека.
|