Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе






Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен ее половозрастными и индивидуальными особенностями.

Возрастэто относительно ограниченная во времени ступень физического, психического, личностного развития индивида, которая характеризуется определен­ными физиологическими, психическими, социальными изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей.

Возрастные особенностикомплекс физических, познава­тельных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Учеными установлено, что психофизиологическое развитие происходит неравно­мерно в разные возрастные периоды. Л. С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, или возрастные кризисы. В детском развитии выделяют: кризис первого года жизни, кризис трех лет, кри­зис шести-семи лет, подростковый кризис. Обобщенный результат психического развития в данный возрастной период называют новообразованием этого периода.

В современной возрастной психологии и педагогике общепринятой является сле­дующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года); раннее или преддошкольное детство (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство (от 3 до 6 лет); младший школьный возраст (от 6 до 10 лет); подростковый возраст (младшие подро­стки — 11—12 лет; старшие подростки — 12—15 лет); юношеский возраст (ранняя юность — 15—17 лет; второй период юности — 17—21 год). Следует помнить, что всякая возрастная периодизация условна.

Младенчество — период непосредственно-эмоционального общениясо взрослы­ми. Это ведущая деятельность младенца. Новообразования возраста: потребность в общении, эмоциональные отношения. Считается, что в этот период ребенок не совершает вполне осознанных действий.

В раннем детстве ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная.Ребенок осваивает общепринятые способы действий с предметами, которые и явля­ются объектом его познавательной деятельности. Новообразованиями возраста являются: речь, наглядно-действенное мышление, «чувство Я», осознание своей «отделенности» от других людей.

Дошкольный возраст характеризуется новым уровнем социального развития. Ребенок начинает более активно вступать в отноше­ния с другими людьми. Именно отношения являются объектом его познавательной деятельности. Поэтому преимущественное развитие получает личностная (потребностно-мотивационная) сфера.

Ведущая деятельность дошкольника — игра (ролевая, сюжетная, творческая). Игра является и источником эмоциональных переживаний, и удовлетворяет потреб­ности ребенка в общении, познании, практическом действии. В игре развивается воображение как основа творчества. Продолжается половая идентификация, модель собственного полового поведения дополняется отношением к противоположному полу. Характерная черта дошкольного возраста — любознательность. Центральное новообразование этого возраста: способность предвидеть и понимать последствия своих поступков (действий) и осознанно их выполнять. Формируется также потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Младший школьный возраст. Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Веду­щей деятельностью считается учебно-познавательная деятельность. Поэтому преимуще­ственное развитие получает в этот возрастной период интеллектуально-познавательная сфера. Главные новообразования этого возрастного периода: переход от наглядного, эмпирического мышления к теоретическому мышлению; произвольность познавательных процессов, внутренний план действия, а также самоконтроль и рефлексия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал