Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 7. Инструментарий литературной критики.Стр 1 из 116Следующая ⇒
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
Возвращаюсь опять к своему пути, если только есть определённый путь у прогуливающихся. Г.Э. Лессинг. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии … звание критика и весьма важное, и весьма трудное. В.А. Жуковский. О критике СОДЕРЖАНИЕ Общие вопросы курса. С. 5. Раздел 1. Критика как гносеологическая, культурологическая и эстетическая проблема. С. Соотношение критики и литературоведения. Двойственная природа литературной критики. Критика как вид художественного творчества. Критика в системе других гуманитарных дисциплин. Аксиология и герменевтика. Роль богословия в критическом процессе. Функции и задачи литературной критики. Раздел 2. Исторический взгляд на развитие критической теории. Взгляды античных мыслителей. Эволюция литературно-критических концептов в Средние века и эпоху Ренессанса. «Подлинный век критики»: становление научной теории в XVIII веке. Спор о Лаокооне. Вклад Гегеля и Канта в развитие литературной критики. Гёте и Шиллер. Романтическая критика. Взгляды Шеллинга, Шопенгауэра и Ницше. Раздел 3. Исторический взгляд на развитие критической теории(продолжение). Становление литературно-критических школ. Сент-Бёв и биографическая школа. Жизнь писателя – источник сведений о его творчестве. Судьба и личность художника в оценке критика. Культурно-историческая и духовно-историческая школы. Фольклорная школа. Марксизм и литература. Психологическая школа критики. Фрейдистская критика (концепция психоанализа). К.Г. Юнг и теория архетипов. Русский формализм. Учение Г.Н. Фрая о миметических модусах. Новая критика (New Criticism). Экизистенциальная критика. Структурализм: адепты и оппоненты. Учение Ж. Деррида о деконструкции. Влияние постмодернизма на литературно-критическую теорию и литературно-издательский процесс. Новейшие взгляды на реалистическую литературу. Раздел 4. Субъективное и объективное начало в критической деятельности. Соотношение мысли и чувства. Личностный подход. Проблема вкуса. Выбор способов анализа, оценки и интерпретация художественного произведения. Противоречивость и диалектика критериев. Противоречивость и диалектика критериев. Принципиальная координация формы и содержания. Разбор формальных и содержательных элементов. Раздел 5. Этические аспекты критической деятельности. Мера объективной оценки и вопрос нравственности. Границы и пределы этической позиции. Баланс положительного и отрицательного: разница в психологическом восприятии. Достаточное основание для вынесения критической оценки. Тенденциозная критика. Интуиция и прогнозирование в работе критика. Раздел 6. Процесс создания критического произведения. Возникновение замысла. Поиск темы. Получение задания (проблема заказа). Подбор материала. Прочтение и обдумывание задачи. Определение концепции и позиции. Составление общего плана. Принципиальная координация формы и содержания. Взгляд на архитектонику и композицию литературного произведения. Соображения о языке и стилистике произведения. Раздел 7. Инструментарий литературной критики. Прямое выражение позиции. Критик о художественной концепции произведения. Применение пересказа (изложения) произведения. Использование цитирования: плюсы и минусы. Сопоставительный анализ. Юмор, ирония, гротеск, аллюзия, намёк как средства литературной критики. Графические и математические формы.
|