Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 7. Инструментарий литературной критики.






ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

 

Возвращаюсь опять к своему пути,

если только есть определённый путь у прогуливающихся.

Г.Э. Лессинг. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии

… звание критика и весьма важное, и весьма трудное.

В.А. Жуковский. О критике

СОДЕРЖАНИЕ

Общие вопросы курса. С. 5.

Раздел 1. Критика как гносеологическая, культурологическая и эстетическая проблема. С.

Соотношение критики и литературоведения. Двойственная природа литературной критики. Критика как вид художественного творчества. Критика в системе других гуманитарных дисциплин. Аксиология и герменевтика. Роль богословия в критическом процессе. Функции и задачи литературной критики.

Раздел 2. Исторический взгляд на развитие критической теории.

Взгляды античных мыслителей. Эволюция литературно-критических концептов в Средние века и эпоху Ренессанса. «Подлинный век критики»: становление научной теории в XVIII веке. Спор о Лаокооне. Вклад Гегеля и Канта в развитие литературной критики. Гёте и Шиллер. Романтическая критика. Взгляды Шеллинга, Шопенгауэра и Ницше.

Раздел 3. Исторический взгляд на развитие критической теории(продолжение).

Становление литературно-критических школ. Сент-Бёв и биографическая школа. Жизнь писателя – источник сведений о его творчестве. Судьба и личность художника в оценке критика. Культурно-историческая и духовно-историческая школы. Фольклорная школа. Марксизм и литература. Психологическая школа критики. Фрейдистская критика (концепция психоанализа). К.Г. Юнг и теория архетипов. Русский формализм. Учение Г.Н. Фрая о миметических модусах. Новая критика (New Criticism). Экизистенциальная критика. Структурализм: адепты и оппоненты. Учение Ж. Деррида о деконструкции. Влияние постмодернизма на литературно-критическую теорию и литературно-издательский процесс. Новейшие взгляды на реалистическую литературу.

Раздел 4. Субъективное и объективное начало в критической деятельности.

Соотношение мысли и чувства. Личностный подход. Проблема вкуса. Выбор способов анализа, оценки и интерпретация художественного произведения. Противоречивость и диалектика критериев. Противоречивость и диалектика критериев. Принципиальная координация формы и содержания. Разбор формальных и содержательных элементов.

Раздел 5. Этические аспекты критической деятельности.

Мера объективной оценки и вопрос нравственности. Границы и пределы этической позиции. Баланс положительного и отрицательного: разница в психологическом восприятии. Достаточное основание для вынесения критической оценки. Тенденциозная критика. Интуиция и прогнозирование в работе критика.

Раздел 6. Процесс создания критического произведения.

Возникновение замысла. Поиск темы. Получение задания (проблема заказа). Подбор материала. Прочтение и обдумывание задачи. Определение концепции и позиции. Составление общего плана. Принципиальная координация формы и содержания. Взгляд на архитектонику и композицию литературного произведения. Соображения о языке и стилистике произведения.

Раздел 7. Инструментарий литературной критики.

Прямое выражение позиции. Критик о художественной концепции произведения. Применение пересказа (изложения) произведения. Использование цитирования: плюсы и минусы. Сопоставительный анализ. Юмор, ирония, гротеск, аллюзия, намёк как средства литературной критики. Графические и математические формы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал