Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лоббирование






Большой вклад системы ПР в развитие и повышение эффективности предпринимательской деятельности может быть сделан через механизмы лоббирования.

Лоббирование (от англ, lоbbу - коридор, кулуары, где депутаты парламента могут общаться с посторонними) - это процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Лоббирование является одним из основных приемов паблик рилейшнз по непосредственному воздействию на аппарат государственной власти, парламент со стороны представителей общественности - деловых кругов, профсоюзов и многих слоев населения.

История лоббирования уходит корнями в Соединенные Штаты Америки, в период правления (1869-77) восемнадцатого президента - боевого генерала гражданской войны Улисса Симпсона Гранта. Вечерами после напряженного трудового дня он и его министры, сенаторы, команда имели привычку в вестибюле одной из гостиниц встречаться с заинтересованными людьми, которые высказывали свои просьбы и пожелания. Очень часто эти просьбы сопровождались крупными вознаграждениями для ускорения решения вопросов.

Лоббирование и сегодня как процесс защиты интересов граждан мало изучен и многими в обществе воспринимается как отрицательное явление.

Лоббирование - это механизм воздействия на процесс принятия решений государственными и законодательными органами.

Главная цель лоббирования - добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций в получении государственных дотаций, социальных льгот, международных инвестиций. Такая защита отдельных интересов не должна входить в противоречие с законом, не противоречащим общественным правопорядкам. Процесс лоббирования сдерживает односторонне командную деятельность властных структур и ограничивает всесилие директивности аппарата государственной власти.

Сегодня в России правительство и вся кредитно-финансовая система Центрального Банка и Министерства финансов находится под сильным давлением различных кругов лоббистов, которые " выбивают" дешевые кредиты, налоговые льготы, завышенные пенсии для специалистов собственных ведомств. В России лоббирование все еще носит дикий характер, протекающий нередко в условиях криминальной обстановки и коррупции. И все же конструктивные и цивилизованные формы приобретает лоббирование через механизм связей с общественностью, который помогает выявить действительные потребности в поддержке и лоббировании отдельных производств, сфер общественной жизни, социальных групп населения. Активная роль в этом паблик рилейшнз поистине неоценима.

Процесс лоббирования в российской экономике в основном преследует следующие цели:

Участие в формировании национального бюджета. В Государственной Думе при его рассмотрении и принятии наибольшее давление оказывают аграрники, топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы, выбивающие для себя максимально возможную долю бюджета.

Перераспределение льготных кредитов, лицензий, квот, акцизов по экспорту и импорту. Сегодня в Россию 9 из 10 автомобилей поставляется бесплатно с учетом их дальнейшей реализации различным льготным категория - ветеранам, инвалидам, чернобыльцам и многим другим.

Создание системы эффективных налогов и льгот по ним. В парламенте идет жесткое сопротивление со стороны органов исполнительной и законодательной власти упорному стремлению творческих союзов добиться налоговых льгот. Противодействие мотивируется тем, что стоит эти льготы ввести, как творческие союзы превратятся в " крышу" для массы сомнительных коммерческих структур.

Добиться справедливого урегулирования таких важнейших вопросов национальной экономики, как приватизация, продажа или выделение земли, регистрация банков и многих других.

К сожалению, наша страна и сегодня лидирует во всем мире по количеству чиновников во властных структурах. Причем для российских чиновников в отличие, скажем, от американских и японских нет обязательной финансовой отчетности в случаях персональной отставки. Но когда высокий чиновник одновременно является и избранником народа и представителем лоббистской группировки, практически невозможно провести в его действиях, поступках, мотивах четкую грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией.

Мы уже давно привыкли, что совершенно обыденной вещью в прессе, на телевидении, радио, с парламентской трибуны стали обвинения в коррупции, связях с мафией и т.п. Конечно же, одной из главных причин наличия элементов " дикого" лоббизма является отсутствие законодательной базы этого явления. Такое законодательство необходимо для того, чтобы лоббизм из орудия произвола и криминала превратился в чрезвычайно престижную форму поддержки российского предпринимательства.

В настоящее время можно выделить три основных направления влияния бизнеса на правительственные круги и законодательную власть.

Криминальный, связанный с подкупом, взятками, т.е. коррупцией, очень часто приводит к тяжелым последствиям для себя и окружающих.

Легальный путь включает два способа. Первый, когда лидеры коммерческих структур сами идут в политику, что не всегда оправдано, но достаточно популярно.

Наиболее эффективный и цивилизованный второй путь - влияние на Политические решения с соблюдением закона и правовых норм, что требует продолжительной и кропотливой работы с властными и законодательными структурами. Это наиболее характерно при решении таких основных вопросов, как оказание влияния на процесс законотворчества. Работа заключается в донесении до депутатского корпуса интересов соответствующих групп и фирм и организация с этой целью посещения " новых" объектов, встреч, презентаций, семинаров, конференций. Сюда же относятся подготовка кампаний в прессе, а также участие в разработке проектов соответствующих законов, указов и распоряжений.

Оказание влияния на решение органов исполнительной власти требует усилий по созданию связей с властными структурами в процессе подготовки нормативных документов.

Следующий важный вопрос - участие в формировании органов представительной (законодательной) власти. Это активная работа по выдвижению своих кандидатов, а также финансирование избирательных компаний в поддержку тех кандидатов, чьи программы соответствуют интересам фирмы. Это может быть работа с перспективными молодыми специалистами, подготовка которых для выдвижения требует достаточно продолжительного срока.

И, наконец, решение такого важного вопроса, как организация влияния на кадровые назначения в органах исполнительной власти, включает предложение соответствующих кандидатур, обеспечение поддержки средствами массовой информации, организацию их подготовки, комплексные меры по их выдвижению и продвижению.

Понятно, что решение данного комплекса проблемных вопросов со всей очевидностью не может ограничиваться отдельными разовыми приемами. Это прежде всего систематическая, ежедневная, целенаправленная организационная работа, в которой немалую роль может играть и личное обаяние при неформальных личных контактах. Все это требует продолжительного времени, знаний деловой среды, конкретных людей.

Можно привести многочисленные примеры ошибочного, неоправданного " вхождения во власть" отдельных предпринимателей и хозяйственников. Усидеть сразу на двух стульях могут только немногие лица, но и им в конечном счете приходится делать выбор между практическим делом и политикой. Давно известно, что политики должны делать политику, талантливые, одержимые идеей предприниматели - заниматься бизнесом. Соотносить их интересы, обеспечивать результативные контакты с властными и общественными структурами должны компетентные профессионалы в области паблик рилейшнз, обеспечивающие эффективное лобби.

Здесь может оказаться полезным и показательным зарубежный опыт.

Практика американского лоббирования знает много случаев разоблачения отдельных сенаторов и следовавшее затем возмущение общественности. Поэтому начиная с 1907 г. была принята серия законодательных актов, регулирующая и регламентирующая лоббирование в американском обществе. Так, в

1907 г. был принят федеральный закон, регламентирующий финансирование избирательных кампаний, в 1925 г. - закон о федеральной практике коррупции (Fеdегаl Соrruрt Рrасtiсеs Асt), в 1946 г. - закон о федеральном регулировании лоббирования (Fеdегаl Rеgulаtiоп оf Lоbbуing Асt). Наконец, в 1987 г. были приняты окончательные поправки к новому федеральному закону о регулировании лоббирования. Но несмотря на мощную законодательную основу, созданные условия цивилизованного взаимодействия лоббистов, и сегодня в практике работы американского конгресса имеют место случаи коррупции и подкупа лиц из властных структур. Достаточно широкую огласку получила в 1997 г. акция по лоббированию экспорта самолетов марки (типа.) F-16 из США в Грецию, стоившая 45 млн долл. Компания " Филипп Моррис" ежегодно на лоббирование собственных интересов выделяет из бюджета фирмы 10-12 млн долл.

В соответствии с законом о федеральном регулировании в США предусмотрена обязательная регистрация лоббистов и их ежегодная отчетность. Наиболее эффективное лоббирование ведется крупными ассоциациями, представляющими интересы отдельных отраслей, торговых сфер, профессиональных союзов и промышленников. Ассоциации общенационального масштаба имеют центры на уровне федерального штата и местном уровне. Примером таких ассоциаций является Национальная ассоциация производителей (Nаtiоnаl Аssосiаtiоп оf Маnufасturегs), Национальная ассоциация риэлтеров (Nаtiоnаl Аssосiаtiоn оf Rеаitоrs), Американская медицинская ассоциация (Nаtiоnаl Меdiсаl Аssосiаtiоn), Американский институт бензина (Аmеriсаn Реtгоlеum Institutе).

Сегодня в США лоббирование превратилось в большой бизнес, затраты на который составляют сотни миллионов долларов. Процесс лоббирования осуществляют сами коммерческие корпорации и компании, трудовые союзы и группы граждан, в основном представляющие молодое движение в лоббировании. Группы граждан, представляющие интересы широкой общественности, добиваются положительных решений в области охраны окружающей среды, по отдельным вопросам ценового контроля, защищают интересы класса потребителей.

Среди основных направлений в работе лоббистов на первый план выступают:

поиск достоверной фактической информации. Данная информация сосредоточена в огромном количестве фактов, статистических данных, экономической информации, экспертных оценок и решений в структурах госаппарата, которые, как правило, предоставляют ее пользователям;

оценка действий представителей государственной власти. Интерпретация потенциальной значимости грядущих законопроектов является одной из ключевых задач лоббирования. Лоббисты предсказывают ход законотворческой деятельности и рекомендуют соответствующие действия в процессе их рассмотрения;

оценка состояния и основных результатов коммерческой деятельности компаний и фирм. В результате почти ежедневных контактов с членами Конгресса лоббисты доводят до их сведения позицию и мнение ведущих коммерческих компаний по отношению к действиям государства;

защита позиции своих клиентов. Лоббисты наряду с представлением информации Конгрессу имеют возможность высказываться и быть выслушанными. Таким образом мнение многих деловых кругов доходит до конгрессменов и влияет на законотворчество.

поддержка корпоративных продаж. Американское правительство является крупнейшим национальным закупщиком продуктов. Лоббисты действуют в интересах компаний, помогая им осуществлять выгодные продажи. Доброжелательные личные (приватные) отношения некоторых лоббистов с государственными служащими могут использоваться в целях ориентации бизнеса компании, формирования ее имиджа.

Лоббирование может осуществляться несколькими путями - закрыто перед комитетами законодателей или публично на открытом обсуждении. Представители общественности также могут открыто встречаться с лоббистами. В практике лоббирования широко используется путь широкомасштабной защиты интересов, так называемое лоббирование у корней травы (grаss rооts lоbbуiпg). Примером может служить кампания 1983 г. Банки и ассоциации аккумулирования денежных средств и займов убедили общественность направить в адрес сенаторов и конгрессменов мощный поток писем, заставивший бы последних отменить закон об удержании этими учреждениями налога на уплату процентов по вкладам в пользу федерального правительства. Налог

был отменен. Другим примером лоббирования " у корней травы являются действия ответственного за отношения с Конгрессом Федерации американских обществ экспериментальной биологии господина Тара Кагановича, который организовал 13 тысяч массированных сообщений по Интернет в Сенат, добиваясь отмены предполагаемого сокращения бюджетного финансирования медицинских исследований в 1996 г. Основу действенности практики лоббирования " у корней травы" составляет широкомасштабная массированная и концентрированная серия быстрых и точных атак - десятки тысяч людей, фирм, компаний, профессиональных союзов в течение нескольких дней, часов одновременно засыпают парламентариев письмами, факсами, сообщениями через Интернет, телефонными звонками на одну и ту же тему, добиваясь решения одной проблемы,

Профессиональный лоббизм - высокодоходная деятельность в сфере бизнеса, осуществляемая специалистами служб паблик рилейшнз. В Вашингтоне действуют свыше 7 тысяч зарегистрированных в Конгрессе лоббистов и почти 800 юридических, консалтинговых фирм, ПР-фирм и компаний, официально зарегистрированных в Министерстве юстиции. Практика лоббирования в высшей степени подтвердила целесообразность законодательной легализации ее участников. Эта легализация исключает в основном всякую таинственность и неожиданные и неприятные сюрпризы. К сожалению, наше российское лоббирование сопровождается бесконечными сговорами, традиционной " борьбой под ковром", найденными " чемоданами" фактов коррумпированности целого ряда власть имущих. Сам факт официального признания лоббирования ставит властные структуры под контроль общества, чем и ограничивает чиновничий произвол.

Так как лоббизм в Соединенных Штатах Америки легален, подлежит контролю, закон защищает его интересы. Поэтому помимо официально зарегистрированных лоббистских организаций, деятельность любых других структур, лиц, защищающих частные интересы, запрещена. Например, чиновники в соответствии с законодательством могут принимать подарки, презенты общей стоимостью, не превышающей 50 долл., депутаты - соответственно 100 долл. Нарушение данного закона приводит к лишению свободы сроком до 20 лет.

В настоящее время в Российском парламенте обсуждается возможность подготовки проекта федерального закона о лоббировании.

Необходимость лоббирования обусловлена неизбежным осуществлением множества различных мнений по всем проблемам, затрагивающим интересы общества, в том числе по профессиональным, территориальным, отраслевым, партийным и многим другим.

Российский парламент составляют представители субъектов Федерации, отдельные фракции и группы, имеющие конкурирующие интересы. Эффект разногласий может быть сбалансирован специальным механизмом лобби. В России интересы банковского, нефтепромышленного, аграрного и оборонного секторов отстаиваются на организованной основе. В парламенте сложились формальные механизмы влияния граждан и организаций на представителей исполнительной и законодательной власти, несмотря на отсутствие закона о лоббировании.

Организации и граждане могут адресовать свои предложения, замечания по законодательству субъектам права законодательной инициативы: депутатам Государственной Думы, Совету Федерации, законодательным органам субъектов РФ на местах, Президенту РФ. У нас в России, так же как и в США, большую часть законопроектов пишут не политики, а государственные служащие.

Основная законодательная работа осуществляется 28 комитетами Государственной Думы, в том числе комитетами по экономической политике, аграрным вопросам, обороне, промышленности, энергетике, строительству, образованию, комитетом внешних экономических связей и др.

Создание проекта каждого закона и процесс прохождения его через Госдуму ведется соответствующим комитетом. При этом нередко практикуется дополнительное включение в ту или иную депутатскую комиссию представителей заинтересованных организаций.

Например, при разработке Закона об альтернативной службе к депутатам Госдумы поступило обращение ответственных работников оборонного ведомства, подписанное многими командующими округами, о том, что в случае принятия этого закона рубежи России охранять будет некому.

Представляет практический интерес опыт Парламента Великобритании в поощрении участия лоббистов в рассматриваемых вопросах. Так, возможность заинтересованных групп выразить свою реакцию предоставляет издаваемый парламентом " зеленый документ" (grееn рареr), который является первичным, дискуссионным и, как правило, предшествует выпуску законопроекта.

По результатам дискуссии издается " белый документ" (whitе рареr), содержащий реакцию на " зеленый". Этот " белый документ" является основой для окончательного принятия законопроекта. Если на стадии " зеленого документа" реакция приветствуется, то после издания " белого документа" время для эффективного лоббирования упущено.

Российские парламентарии придают, как правило, большое значение получению достоверной информации по наиболее острым проблемам российской экономики - о состоянии национального и мирового рынков, действительного потенциала экономики и научно-технического прогресса в ведущих странах мира, о возможных инвестициях внутри страны и за рубежом и многим другим проблемам. Все это необходимо знать, чтобы при обсуждении решающих для страны вопросов не поставить в менее выгодные условия отечественных производителей и не навредить национальным интересам России в целом. В связи с этим целесообразно иметь при парламенте постоянно действующие группы по связям парламентариев с другими ветвями власти и, несомненно, по связям с общественностью.

Коммерческие структуры, руководители предприятий и фирм нередко через своих представителей в собственных интересах используют элементы " мягкого" лоббирования, помогая " своему" депутату связать интересы своего электората с законопроектами, проходящими через парламент.

Одним из таких элементов может быть приглашение депутата посетить открытие новой автоматической линии, презентацию достижений коммерческой фирмы. В процессе такого знакомства можно неназойливо и по существу обсудить возможную помощь по реализации задуманных проектов, модернизации оборудования и др. Это " мягкое" лоббирование может сослужить и хорошую службу депутату, предоставив возможность получения более объективной информации на местах, профессиональных консультаций, оказания благотворительной помощи другим общественным организациям.

При любом лоббировании действуют два обязательных условия.

  1. С точки зрения информационного обеспечения нужны специалисты, знающие сам вопрос лоббирования, владеющие компетентными аргументами и данными, обосновывающими важность предлагаемого решения.
  2. Для реализации механизма лоббирования нужны оперативные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений.

Автор нескольких книг по паблик рилейшнз Дэвид Врэгг (David Wragg) - глава корпоративной службы коммуникаций фирмы " Royal Bank of Scotland" - рекомендует при осуществлении деятельности в области лоббирования придерживаться следующих правил.

Не делай ничего как индивидуальная компания или группа давления, которая может быть представлена в составе крупной ассоциации. Гораздо больший интерес к себе можно вызвать, действуя как часть большого объединения.

Нацеливайся на членов парламента, которые могут быть заинтересованы в твоем бизнесе. Члены парламента могут представлять округа, чьи жители заняты в твоей компании.

Установи хорошие контакты с государственными ведомствами в нужной сфере, которые заинтересуются твоими проблемами. Сделай себя и своих старших коллег доступными для них.

Если проблема серьезна, например касается базового законодательства, подкрепляй лоббирование выпуском необходимых статей или в чрезвычайных ситуациях используй рекламу.

Делай материалы для политиков и госслужащих максимально короткими, как только возможно, так как у них всегда нет времени. Соблюдай фактичность и точность - тому есть этические и практические причины. Если твои материалы дезориентируют, тебе больше никогда не поверят.

Приглашай политиков и должностных лиц на мероприятия, заслуживающие внимания - открытие фабрики, презентацию нового вида товара или нового вида услуг. Установи контакты за счет простых, легко воспринимаемых коммуникаций.

Регулярное чтение материалов парламента способствует осведомленности о его делах. Существуют специальные агентства, осуществляющие мониторинг парламента для клиентов и предупреждающие клиентов о приближающихся дебатах по интересующим вопросам.

Будь упорен, практичен и честен. Политики ценят практические рекомендации, которые они могут защищать перед своими избирателями. Политики и пресса всегда умеют распознать " липу". Честность - политика, которая работает.

Практика работы парламента в России по формированию института лоббирования уже дает предпосылки для создания цивилизованного лоббизма. И это несмотря на имеющуюся некомпетентность в этой сфере, остающееся недоверие со стороны многих представителей общественности.

Можно надеяться, что организованный лоббизм как новая для нас сфера паблик рилейшнз уже в ближайшее время получит интенсивное развитие и законодательную почву.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал