Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие №9
С. А. Есенин. Основные мотивы лирики. Трагизм восприятия (задания по микрогруппам)
1 ГРУППА.
Анализ стихотворений первого периода творчества (1912-1916): «Береза» (1913) «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914) «О красном вечере задумалась дорога» (1916) Индивидуальное сообщение: анализ поэмы «Русь» (1914) Вопросы для анализа: «Береза» (1913) 1. Определите тематику стихотворения. 2. Какие художественные средства использует поэт в этом стихотворении? 3. Каков тон стихотворения? «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914) 1. Какой лексикой и образностью насыщено стихотворение? 2. Охарактеризуйте образ «лирического» я. 3. Какие художественные средства использует поэт в этом стихотворении? «О красном вечере задумалась дорога» (1916) 1. Найдите предметный центр стихотворения. Какое место занимает этот образ в художественном мире поэта? 2. Какие художественные средства использует поэт а этом стихотворении? 3. Каков общий эмоциональный итог стихотворения? 2 ГРУППА.
Анализ стихотворений второго периода творчества(1917-1920): Индивидуальное сообщение о статье С.Есенина «Ключи Марии». «Разбуди меня завтра рано…»(1917) «Инония»(1917) «Я последний поэт деревни»(1920) Вопросы для анализа: «Ключи Марии» 1. Идея Мирового Древа – «Религия мысли» 2. «Узловая связь природы с сущность человека» 3. Основные виды образов по Есенину. 4. Суть есенинского имажинизма. «Разбуди меня завтра рано…» (1917) 1. Кого ожидает лирический герой стихотворения? 2. С чем связаны приметы ожидаемого гостя? 3. Каково отношение поэта к революции в этом стихотворении? «Инония»(1917) 1. Как Есенин характеризует Инонию? 2. Какой путь к счастью предлагает «пророк Есенин Сергей»? 3. Какая символика представлена в поэме? «Я последний поэт деревни»(1920) 1. Каков символ вторжения цивилизации в деревню? 2. На каких уровнях развернут этот образ? 3. Как вы понимаете слова: «Я последний поэт деревни»?
ГРУППА
Анализ стихотворений третьего периода творчества (1921-1925): «Пушкину» (1924) «Шаганэ ты моя, Шаганэ»(1924) «Гори, звезда моя, не падай»(1925) Индивидуальное сообщение: анализ поэмы «Черный человек» (1925) Вопросы для анализа: «Пушкину» (1924) 1. Какому событию посвящено стихотворение? 2. Какие стихотворения напоминает? 3. Что представляет собой организация стихотворения? 4. Как С.А. Есенин оценивает творчество А.С.Пушкина? «Шаганэ ты моя, Шаганэ»(1924) 1. Каков замысел и идейное своеобразие «Персидских мотивов»? 2. В чем особенность композиции этого стихотворения? С какой цель. Выбрана именно такая композиция? 3. Каков пафос стихотворения? «Гори, звезда моя, не падай»(1925) 1. Какова тематика стихотворения? К какому жанру относится? 2. Какое настроение у лирического героя? 3. Какое значение имеет образ звезды в народно-песенном творчестве и в русской классической поэзии?
ЛИТЕРАТУРА 1. Базанов, В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия / В.Г. Базанов. – Л., 1982 2. Бешская, Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина / Л.Л. Бешская. - М., 1990. 3. Захаров, А.Н. Поэтика Есенина / А.Н. Захаров. – М., 1995. 4. Есенин, С.А. Материалы к биографии / Сост. Н.И. Гусева, С.И. Субботин, С.В. Шумихин. – М., 1993. 5. Марченко, А. Поэтический мир Есенина / А. Марченко. - М., 1989. 6. Шубникова-Гусева, Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека». Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. / Н.И. Шубникова-Гусева. - М, 2001.
|