Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из работы историка Б.А. Рыбакова






«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, … то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была, безусловно, прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза < этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать..а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, то новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

 

С 1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трех положений.

С 2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трех характерных черт этого периода.

С 3. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду приведите не менее трех аргументов.

 

С 1 – С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из «Слова о полку Игореве»

«… Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Поможествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!...Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю русскую, за раны Игоря, буйного Святославовича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола Салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»

 

С1. Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?

С2. Что послужило автору «Слова…» поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода?

С3. В чем суть призыва автора ко всем князьям?

 

Задания С4 - С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С 4. Назовите основные этапы и направления походов войск Батыя на Русь в XIII в. Каковы, были, последствия этих походов для Руси?

 

С 5. Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных.

Большинство историков утверждало, что воздействие завоевателей на жизнь древнерусского общества было крайне негативным.

Какая другая точка зрения по вопросу о роли ордынского владычества в истории Руси, России вам известна? Какую из них вы считаете более убедительной? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

С 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский баскак Чол-хан с большим отрядом. Притеснения и насилия, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участие московский князь Иван Калита.

Укажите причины, которыми можно объяснить выступление Ивана Калиты на стороне ордынцев.

Каковы были последствия восстания в Твери для московских князей и для всей Руси?

 

С 7. Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII XIV вв. Укажите, что (какие черты и т.д.) было общим, а что – различным.

 

Примечание: Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

Общее
Различия

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал