Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Россия в XVII в.






Данная тема предполагает проработку следующих аспектов: - ликвидация последствий Смуты; - новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур; - самодержавие; - Соборное уложение 1649 г.; - система крепостного права; - внешняя политика России в XVII в.; - церковный раскол; - социальные движения XVII в.; - к ультура России в XVII в.; - усиление светских элементов в культуре.

 

Персоналии Кто это?
Филарет  
Алексей Михайлович Тишайший  
А.Л. Ордин-Нащокин  
Федор Алексеевич  
Иван V Алексеевич  
Милославские  
Софья  
Петр I  
Никон  
Аввакум  
Богдан Хмельницкий  
С.И. Дежнев, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.А. Атласов  
В.В. Голицын  
Симеон Полоцкий  
Бр. Лихуды  
Симон Ушаков  
ДАТА СОБЫТИЕ
   
   
   
   
1645-1676  
   
1676-1682  
   
   
1653-1656  
   
   
1670-1671  
   
   
   
1654-1667  
   
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Столбовский мир  
Деулинское перемирие  
Мануфактура  
Новоторговый устав  
Соборное уложение  
Старообрядцы-раскольники  
Раскол  
Соляной бунт  
Медный бунт  
Переяславская рада  
«Вечный мир»  

Тестовое задание:

При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «+» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1. Что было одной из причин Смуты (конец XVI – начало XVII в.):

1) окончательное закрепощение крестьян

2) введение подушной подати

3) разорение страны в период опричнины и Ливонской войны

4) присоединение к Москве Великого Новгорода

 

А 2. Какая дата связана с образованием второго ополчения и освобождением Москвы:

1) 1589 г. 2) 1612 г. 3) 1662 г. 4) 1701 г.

 

А 3. С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:

1) 1648 г., 1662 г. 2) 1606 г., 1607 г.

3) 1670 г., 1671 г. 4) 1617 г., 1618 г.

 

А 4. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»:

1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.

 

А 5. В каком веке произошел раскол в Русской православной церкви:

1) XV в. 2) XVI в. 3) XVII в. 4) XVIII в.

 

А 6. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

1) 1613 г. 2) 1649 г. 3) 1654 г. 4) 1672 г.

 

А 7. Укажите, какое событие произошло позже всех других:

1) принятие Соборного уложения

2) воцарение Романовых

3) получение Россией выхода к Балтийскому морю

4) появление на политической арене Лжедмитрия I

 

А 8. Бессрочный сыск беглых крестьян был узаконен:

1) Судебником 1497 г. 2) Судебником 1550 г.

3) указом 1581 г. 4) Соборным уложением 1649 г.

 

А 9. Каким событием закончилось Смутное время:

1) принятием Соборного уложения

2) введением патриаршества

3) избранием царем Михаила Романова

4) введением опричнины

А 10. Первым царем, избранным Земским собором, был:

1) Борис Годунов 2) Лжедмитрий I

3) Василий Шуйский 4) Михаил Романов

 

А 11. Как называлось правительство, существовавшее в России в годы Смутного времени:

1) Избранной радой 2) Семибоярщиной

3) Негласным комитетом 4) Тайной канцелярией

 

А 12. Воинские части, сформированные в России XVII в. по образцу западноевропейских армий, назывались:

1) рекрутами 2) стрельцами

3) гвардейцами 4) полками «нового строя»

А 13. Как в конце XVI – XVII вв. именовали главу Русской православной церкви:

1) митрополит 2) владыка

3) патриарх 4) протопоп

 

А 14. Белыми слободами в XVI – XVII вв. называли городские поселения, жители которых:

1) временно освобождались от государственных повинностей

2) несли все государственные повинности

3) набирались в армию в качестве рекрутов

4) облагались специальным поземельным налогом

 

А 15. Первый сводный кодекс законов России, принятый в 1649 г., вошел в историю под названием:

1) Судебника 2) Жалованной грамоты

3) Соборного уложения 4) Табели о рангах

 

А 16. Государственные крестьяне – это:

1) лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях

2) крепостные крестьяне

3) крестьяне, владевшие землей на правах собственности

4) крестьяне, приписанные к мануфактурам

 

А 17. Понятие «отмена урочных лет» и бессрочный сыск беглых крестьян связано с документом:

1) Табель о рангах 2) Соборное уложение 1649 г.

3) Судебник 1497 г. 4) Жалованная грамота дворянству

 

А 18. Возникшие в России XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда, назывались:

1) мануфактурами 2) фабриками

3) ремесленными мастерскими 4) монополями

 

А 19. Что из названого было характерно для политического развития России в XVII в.:

1) провозглашение России империей

2) учреждение земских соборов

3) усиление самодержавной власти

4) смена правителей в результате дворцовых переворотов

 

А 20. К какому времени, относится понятие «семибоярщина»:

1) Смуте

2) преобразованиям Петра I

3) опричнине Ивана Грозного

4) восстанию под предводительством Степана Разина

 

А 21. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование:

1) Федора Алексеевича 2) Алексея Михайловича

3) Петра I 4) Екатерины II

 

А 22. Церковный раскол в XVII в. привел к:

1) секуляризации церковных земель

2) учреждению патриаршества

3) массовым религиозным выступлениям

4) созданию Святейшего Синода

 

А 23. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в:

1) создании нового органа власти – Земского собора

2) обещании царя подданным соблюдать законность

3) введения нового принципа наследования престола

4) учреждении в России патриаршества

 

А 24. Согласно условиям Столбовского мира со Швецией, заключенного в 1617 г., Россия:

1) лишилась выхода в Балтийское море

2) потеряла Левобережную Украину

3) получила выход в Балтийское море

4) потеряла Смоленские земли

 

А 25. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:

1) отменить медные деньги 2) ликвидировать «белые слободы»

3) отменить рекрутчину 4) ввести подушную подать

 

А 26. Что из перечисленного было последствием развития в XVII в. приказной системы управления:

1) повышение роли местных органов управления

2) повышение роли чиновников в управлении государством

3) усиление роли Земских соборов и Боярской думы

4) выборность органов государственной власти

 

А 27. Позднее других произошло событие:

1) восстание под руководством Ивана Болотникова

2) начало проведения церковной реформы патриарха Никона

3) восстание под руководством Хлопка

4) «поход за зипунами» Степана Разина

 

А 28. Результат решений Переяславской рады 1654 г.:

1) создание Запорожской Сечи

2) воссоединение Украины с Россией

3) начало освободительного движения на Украине

4) упразднение казачьего самоуправления и гетманства

 

А 29. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы:

1) борьбы России за выход к морю

2) образования Российского централизованного государства

3) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

4) закрепощения крестьян

 

А 30. Название «ясачные люди» относится к:

1) сибирским и амурским казакам

2) черносошным крестьянам Севера

3) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель

4) нерусскому населению Сибири и дальнего Востока выплачивавшему натуральные подати

 

А 31. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о:

1) господстве феодальных отношений

2) зарождении капиталистических отношений

3) продолжении процесса закрепощения крестьян

4) превращении России в передовую промышленную державу

 

А 32. Понятие «вечный мир» связано соотношениями России в XVII в. с:

1) Польшей

2) Турцией

3) Швецией

4) Англией

 

А 33. Что было одной из причин народных движений в России в XVII в.:

1) окончательное закрепощение кресьян

2) введение правила «юрьева дня»

3) введение рекрутской повинности

4) введение подушной подати

 

А 34. Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII в.:

1) введение подушной подати

2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

3) преследование старообрядцев

4) введение в городах цехов и гильдий

 

А 35. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»:

1) Лжедмитрия II

2) Василия Шуйского

3) Ивана Болотников

4) Ивана Заруцкого

 

А 36.Какие из названых имен связаны с событиями церковного раскола в России в XVII в:

А) Филпрет

Б) Аввакум

В) Никон

Г) Иосиф Волоцкий

Д) цар Адлексей Михайлович

Е) Царь Федор Иоаннович

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АВГ 3) БВД 4) БВЕ

 

А 37. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что:

1) Россия получила Левобережную Украину и Киев

2) Россия получила выход к Балтийскому морю

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

4) Речь Посполитая вернула России Новгород

 

А 38. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича:

А) принятие Соборного уложения

Б) Северная война

В) разделы Речи Посполитой

Г) Медный бунт

Д) Семилетняя война

Е) крестьянско-казацкое движение под руководством С. Разина

Укажите верный ответ:

1) АБД 2) АГЕ 3) БВЕ 4) ВДЕ

 

А 39. Утверждение «Священство выше царства» связано с:

1) борьбой иосифлян и нестяжателей

2) событиями конфликта царя Алексей Михайловича и патриарха Никона

3) реформами Избранной рады

4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII в.

 

А 40. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.:

1) введение опричнины

2) запрещение передавать поместья по наследству

3) установление Юрьева дня

4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

 

А 41. Какие из названных положений содержало Соборное уложение 1649 г.:

А) введение подушной подати

Б) окончательное юридическое закрепощение крестьян

В) укрепление авторитета власти и престижа личности царя

Г) создание Земских соборов

Д) прикрепление жителей городов к посаду

Е) освобождение дворян от обязательной службы

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АВГ 3) БВД 4) ГДЕ

 

 

Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов №1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

 

Б 1. Расположите в хронологическом порядке события, связанные с русско-польскими отношениями в XVII в.

А) «Вечный мир» с Польшей

Б) захват поляками Москвы

В) Смоленская война

Г) присоединение Украины к России

 

       

 

В 2. Расположите в хронологическом порядке события:

А) учреждение патриаршества на Руси

Б) восстание Ивана Болотникова

В) свержение ордынского ига

Г) учреждение опричнины

       

 

В 3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) воцарение династии Романовых

Б) церковный раскол

В) крестьянско-казацкое восстание под руководством Е Пугачева

Г) Смута

       

 

В 4. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени:

А) семибоярщина и приглашение на трон королевича Владислава

Б) царствование Бориса Годунова

В) царствование Василия Шуйского

Г) освобождение Москвы от поляков

       

 

В 5. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) меркантилизм 1) плата за право торговать на территории

иностранного государства

Б) ясак 2) место ежегодного торга

В) мануфактура 3) предприятие, на котором существует

разделение труда и господствует ручной труд

Г) ярмарка 4) натуральная подать в казну, вносимая

пушниной, иногда скотом

5) политика, направленная на стимулирование

экспорта для превышения его над импортом

с целью привлечения денег в стану

А Б В Г
       

 

В 6. Расположите исторические документы в хронологическом порядке их создания:

А) «Новоторговый устав»

Б) «Правда Ярославовичей»

В) Судебник Ивана IV

Г) Соборное уложение

       

 

В 7. Расположите в хронологическом порядке основные события «бунташного века»:

А) Медный бунт

Б) Соляной бунт

В) восстание под руководством Степана Разина

Г) восстание под руководством Ивана Болотникова

       

 

Б 8. Установите соответствия между именами современников:

1) Василий Шуйский А) Иван Болотников

2) Алексей Михайлович Б) Иван Пересветов

3) Иван III В) Степан Разин

4) Иван IV Г) Софья Палеолог

Д) Емельян Пугачев

       
       

 

В 9. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите имя церковного деятеля XVII в., о котором идет речь:

«Сын своего времени, он ничем не отличался по мировоззрению от окружающих. Для него… весь центр тяжести веры и культа лежал именно в магической обрядности, и исправлением ея, введением правильной чистой греческой обрядности он искренне хотел очистить веру и улучшить способы угождения божеству… Ход исправления, принятый им, только способствовал разрыву между старо верой и новым единообразием».

Ответ: ______________________

 

В 10. Прочтите отрывок из «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» и укажите, какое событие в истории Русской православной церкви нашло в нем отражение:

«В Енисейске зимовал и паки, лето и плывшее, в Тобольске зимовал. И до Москвы едучи, по всем городам и селам, во церквах и на торгах кричал, проповедая слово Божие, и уча, и обличая безбожную лесть и ересь никониянскую…»

Ответ: _____________

 

В 11. Прочтите отрывок из указа XVII в. и напишите, как назывались годы, о которых в нем говорится:

«А которые после сего уложения крестьяне, или холопи, или раба побежит от своего государя и придет к иному, и государю искати своего холопа, и рабу, и крестьянина в пятнадцать лет от побега, а за пятнадцать лет не искать».

Ответ: __________

 

Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

С 1 – С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

С 1- С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы:

Из постановления Собора (январь 1682 г.):

«…Мы, великий государь, потому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим и думным и ближним и всяких чинов людем на Москве в приказех и у росправных, и в полках у ратных и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находами не возноситься».

 

С1. Определите, что отменяется данным постановлением.

 

С2. Объясните в интересах какого слоя населения было принято данное постановление. Приведите не менее двух аргументов подтверждающих ваше мнение.

 

С3. Как повлияло принятие постановления на положение различных слоев населения.

 

 

С 1 – С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

С1-С3. Из сочинения историка В.О. Ключевского:

«…Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием… Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные устремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательство казаков… конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

 

С1. К какому периоду (веку, векам) российской истории относятся события, описываемые в отрывке? Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?

 

С2. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите основные причины Смуты.

 

С3. Какое событие, по мнению автора, положило конец Смуте? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты и интервенции для России? Для ответа используйте текст документа и ваше знание истории.

 

 

Задания С4 - С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С 4. Назовите не менее четырех черт государственно-политического развития России во вт. пол XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений Соборного уложения 1649 г.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но собор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший «собинный друг» царя, его соправитель, привыкший повелевать, а не повиноваться, последние 15 лет жизни провел в заточении.

  • В чем заключались противоречия между царем и патриархом? (назовите не менее двух причин).
  • Почему стало возможным отстранение Никона от власти? (Укажите не менее двух причин).

 

С7. Сравните положение крестьянства согласно Судебнику 1550 г. с положением крестьянства согласно Соборному уложению 1649 г. Укажите, что в этом положении было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее трех различий).

 

Общее    
Различия
   
   
   

Примечание: Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

 

С 7. Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

 

Общее    
Различия
   
   
   

Примечание: Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал