Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексические особенности научного стиля






Научный стиль

Научный стиль– это система речевых средств, приспособленная для оптимального общения людей в сфере научной деятельности.

В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи:

1) добыть новое знание о мире и

2) сделать это знание достоянием общества.

Научный стиль соотносится со второй задачей, представляя этап речевого оформления нового знания для сообщения. Нельзя рассматривать научный стиль как особый язык, созданный для науки. Это совокупность ресурсов общелитературного языка, получающих определённое назначение (сообщение нового знания, обозначение новых понятий, хранение и обмен научной и нформацией). Этот речевой стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка.

Главным стилеобразующим началом научной речи является

Её содержательная сторона и

– цели научного сообщения.

Поэтому основными экстралингвистическими факторами, определяющими языковые особенности стиля, являются следующие факторы:

- объективность (бессубъективность),

- абстрактность (отвлечение от частных несущественных признаков с целью выделения существенных и закономерных),

- логичность ( последовательность речевого движения, независимая от субъективных стимулов говорящего),

- точность, сжатость и однозначность выражения при насыщенности содержания.

Участники научного общения выступают в роли людей, с одной стороны, переда-ющих информацию, а с другой стороны, воспринимающих эту информацию. Научная ин-формация оказывается важнейшим объективным фактором этого коммуникативного об- щения. Поэтому личностное начало как субъективный фактор сводится к минимуму или полностью исключается (в определённых подстилях и жанрах).

Для научной речи наиболее характерна письменная форма существования речи, однако в определённых условиях реализуется и устная форма (например, научный доклад или лекция в вузе).

 

¨ Устной форме научной речи присущи основные особенности устной речи вообще:

- спонтанность,

- необратимость,

- многоканальность.

Устная научная речь имеет свои специфические особенности, накладываемые устной формой существования:

- особое структурирование содержания,

- большое количество метатекстовых элементов,

- ограничения на степень сложности синтаксических структур,

- активное использование контактоустанавливающих средств и др.

Основные особенности научного стиля находят своё материальное выражение в использовании определённых языковых средств.

 

Лексические особенности научного стиля

· В качестве основной лексической особенности обычно выделяют использование специальной терминологизированной лексики.

· Лексический строй современного научного стиля характеризуется потоком терминологических заимствований, которые являются словами-интернационализмами (девиантность, паблик-рилейшнз, ассигнование, инаугурация, демпинг и т.д.)

· Характерная черта лексической системы научного стиля – терминологизация общеупотребительной лексики, то есть переход в разряд терминов конкретных в обычном употреблении слов с абстрактным или отвлечённым значением (сравните, например, значение слова «угол» в общелитературном языке и в языке математики.)

· Значительная часть научных терминов, образованных на базе общелитературной лексики, представляет собой деметафоризованные метафоры, то есть слова, значения которых образовались на основе метафорического переноса, но в настоящее время уже не воспринимаются как метафорические: тактика лечения, стенки сосудов, почва общенаучного языка и т.д.

· Слово в научной речи выражает понятие, а не является обозначением инди-видуального предмета. Этим объясняется широкое употреблениеабстрактной лексики в прямом значении, которая представляет аппарат логического мышления (например, слова анализ, символ, вопрос, схема, связь и т.д.) и общекатегориальные понятия (например, слова структура, масса, объём, время, множество и т.д.).

· Такие принципы научного изложения, как безо́ бразность и объективность, обуславливают ограниченное использование эмоционально-оценочной лексики в научной речи. Эмоционально-оценочное в научнойречи имеет в основном интеллектуально-экспрессивную основу – ориентацию на экспрессию мысли, а не чувства – и используется преимущественно не в собственно научном, а в научно-популярном стиле.

 

А в рамках научного стиля сформировалась своя научная фразеология, куда относятся составные термины (например, звонкие согласные, органическая химия, угол падения, система Станиславского и т.д.) и различного рода клише (например, состоит из…, заключает в себе…, применяется для… и т.д.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал