Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Морфологические признаки научного стиля
Морфологический уровень научной речи характеризуется – относительным разнообразием и – регулярностью. Главная морфологическая особенность научной речи – это именной характер научного изложения: существительные и прилагательные все вместе составляют почти половину всех словоупотреблений. Это определяется задачами научного стиля: передача и распространение информации. ¨ Бо́ льшая часть существительных в научной речи представлена отглагольными существительными. Они представляют названия движений, процессов, состояний и семантически соотносятся с глаголами (например, реакция, увеличение, давление, разработка и т.д.). По сравнению с глаголами такие существительные имеют более обобщённое значение (ср. давить – давление, сопротивляться – сопротивление). · Имена существительные среднего рода – наиболее подходят для выраженияотвлечённых понятий. · Среди падежных форм существительных ведущее место занимают формы именительного и винительного падежей. · Существительные в единственном числе частоиспользуются в форме множественного числа с конкретным значением (Волк – хищное животное из рода собак). в то время как · отвлечённые существительные часто употребляются в форме множественного числа (белые глины, низкие температуры, органические кислоты). ¨ Значительное количество прилагательных в научном стиле связано с необходимостью конкретизировать понятия (цепная реакция, равномерное движение). Кроме того, они обнаруживают активность в образовании сложных слов-терминов (светочувствительный, атомно-молекулярный) · Субстантивированные прилагательные используются, как и существительные, для обозначения понятий и часто представляют собой термины (касательная, прямая). ¨ Глагол внаучной речи редко выражает конкретное действие и характеризуется лексической ослабленностью, выполняя часто функцию глагола-связки. Глаголов с конкретным действием используется сравнительно немного, притом они чаще всего относятся не к объектам исследования, а к действиям исследователей (писать, вычислять, изображать). · Обобщённый характер научного изложения приводит к широкому употреблению глагольных форм настоящего времени. Формы настоящего времени глагола в научном стиле имеют отвлечённое вневременно́ е значение. · В научном стиле с равнительно редко используются - формы прошедшего и будущего времени, - формы сослагательного и повелительного наклонений. · Бессубъектность повествования, характерная для научной речи, приводит - к отсутствию глагольных форм 1-го и 2-го лица единственного числа и - к распространению глагольных форм инфинитива и деепричастия. · Личные формы глагола обычно представлены формами - 1-го лица множественного числа (определим, представим) и - 3-го лица множественного числа (представляют, доказывают).
В целом для научного стиля характерны наиболее отвлечённые по своим значениям морфологические формы. ¨ Числительные в научных работах обычно обозначаются цифрами, порядковые числительные – цифрами и падежными окончаниями числительного (40-й юбилей учёного, 9-я межвузовская конференция). ¨ Личные местоимения употребляются только в форме множественного числа. ¨ Средипредлогов в научном стиле наиболее распространены производные именные (в результате, в течение, за счёт, в связи и т.д.).
|