Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологические признаки научного стиля






Морфологический уровень научной речи характеризуется

– относительным разнообразием и

регулярностью.

Главная морфологическая особенность научной речи – это именной характер научного изложения: существительные и прилагательные все вместе составляют почти половину всех словоупотреблений. Это определяется задачами научного стиля: передача и распространение информации.

¨ Бо́ льшая часть существительных в научной речи представлена отглагольными существительными. Они представляют названия движений, процессов, состояний и семантически соотносятся с глаголами (например, реакция, увеличение, давление, разработка и т.д.). По сравнению с глаголами такие существительные имеют более обобщённое значение (ср. давить – давление, сопротивляться – сопротивление).

· Имена существительные среднего рода наиболее подходят для выраженияотвлечённых понятий.

· Среди падежных форм существительных ведущее место занимают формы именительного и винительного падежей.

· Существительные в единственном числе частоиспользуются в форме множественного числа с конкретным значением (Волк – хищное животное из рода собак). в то время как

· отвлечённые существительные часто употребляются в форме множественного числа (белые глины, низкие температуры, органические кислоты).

¨ Значительное количество прилагательных в научном стиле связано с необходимостью конкретизировать понятия (цепная реакция, равномерное движение). Кроме того, они обнаруживают активность в образовании сложных слов-терминов (светочувствительный, атомно-молекулярный)

· Субстантивированные прилагательные используются, как и существительные, для обозначения понятий и часто представляют собой термины (касательная, прямая).

¨ Глагол внаучной речи редко выражает конкретное действие и характеризуется лексической ослабленностью, выполняя часто функцию глагола-связки. Глаголов с конкретным действием используется сравнительно немного, притом они чаще всего относятся не к объектам исследования, а к действиям исследователей (писать, вычислять, изображать).

· Обобщённый характер научного изложения приводит к широкому употреблению глагольных форм настоящего времени. Формы настоящего времени глагола в научном стиле имеют отвлечённое вневременно́ е значение.

· В научном стиле с равнительно редко используются

- формы прошедшего и будущего времени,

- формы сослагательного и повелительного наклонений.

· Бессубъектность повествования, характерная для научной речи, приводит

- к отсутствию глагольных форм 1-го и 2-го лица единственного числа и

- к распространению глагольных форм инфинитива и деепричастия.

· Личные формы глагола обычно представлены формами

- 1-го лица множественного числа (определим, представим) и

- 3-го лица множественного числа (представляют, доказывают).

 

В целом для научного стиля характерны наиболее отвлечённые по своим значениям морфологические формы.

¨ Числительные в научных работах обычно обозначаются цифрами, порядковые числительные – цифрами и падежными окончаниями числительного (40-й юбилей учёного, 9-я межвузовская конференция).

¨ Личные местоимения употребляются только в форме множественного числа.

¨ Средипредлогов в научном стиле наиболее распространены производные именные (в результате, в течение, за счёт, в связи и т.д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал