Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родина Александра Невского — город Переславль-Залесский в XII—XIII столетиях

После смерти Владимира Мономаха земля, расположенная между реками Волгой и Окой,

известная тогда под названием Ростово-Суздальской земли, досталась в удел младшему сыну Владимира — Юрию, прозванному Долгоруким. Эта земля была богата лесными массивами, зверем и птицей в них, мёдом диких пчёл, имела благоприятную почву для ведения сельского хозяйства.

В нашем крае основным центром славянских поселений было городище Клещино, расположенное на северо-восточном берегу Клещина озера (так называлось тогда переславское Плещеево озеро), возле современного села Городище, которое находится в трёх километрах от Переславля.

Местное население занималось земледелием, рыбной ловлей, охотой, бортничеством (пчеловодством) и знало ряд ремёсел. Найденные при раскопках курганов монеты свидетельствуют о том, что здесь бойко велась торговля с иноземными купцами. Вывозились отсюда меха, воск, мёд, а ввозились оружие, ткани и предметы роскоши. Юрий Долгорукий, человек энергичный и предприимчивый, стремился всячески укреплять своё княжество. Он начал строить новые города и укреплять существующие. В 1147 году он основал столицу нашей Родины — Москву, а затем через пять лет, в 1152 году заложил город Переславль-Залесский.

Долгорукий признал Клещино малоудобным поселением, так как оно было отдалено от реки, по которой шли торговые караваны. Как повествует русская летопись: «...в лето 6660 (1152 год) Юрьи Володимеричь в суздальской земли... Переяславль переведе от Клещина и заложи велик и церковь постави святого Спаса в Переяславли». По левую сторону реки, недалеко от Клещина озера, был заложен земляной вал высотою до 15 метров, окружностью в два с половиной километра. С северной стороны естественным укреплением была река, к которой непосредственно примыкал вал, а кругом вала с его внешней стороны был выкопан ров, связанный в двух местах с рекою. Ров наполнялся водою, а со стороны вала в край рва были врыты надолбы. Одновременно с валом был заложен белокаменный собор «во имя Спаса». С северной стороны к собору примыкали княжеские хоромы. Внутри собор был расписан искусными фресками.

Город был назван Переяславлем, река — Трубежем, а ров — Гроблей. — Эти названия были заимствованы Юрием Долгоруким из родных южных мест. Почему местом для сооружения Переславля-Залесского было избрано именно то, где сейчас расположен город? К моменту основания города через это место пролегал новый сокращённый водный путь от Новгорода Великого до царства Болгарского на Волге и далее на юг и обратно: по Волге, Оке, Клязьме, Берендееву озеру, Трубежу, Плещееву (тогда Клещину) озеру, Вёксе, Сомину озеру, Нерли и опять в Волгу, а далее Тверцою, Мстою — к озеру Ильменю.

Надо было охранять караваны кораблей, гружёные товарами, охранять новый торговый водный путь, поэтому Юрий Долгорукий и построил новую крепость - город Переславль- Залесский.

История несохранила имя человека, по замыслу которого строились собор и вал. Однако, устройство сте н, баше н и ворот, сооруже ние собора, вала и канала, расположе ние города дают основание предполагать о наличии здесь больших мастеров этого дела.

В 1939 году во время археологических раскопок, проводившихся под руководством профессора Н. Н. Воронина, были обнаружены поливныеплиты, устилавшиепервоначально пол собора, предметы быта, керамика с орнаментом, фрагменты фресок, свидетельствующие о том, что здесь жили и творили искусныерусскиемастера-рисовальщики, чеканщики, которые делали и наносили на глину, кость, железо, серебро изумительные по своему замыслу и исполнению рисунки и орнаменты.

На валу были сооружены бревенчатые стены, башни и башни-ворота. При сыне Юрия Долгорукого — Владимирском князеВсеволодеIII в 1194 году на валу построили новые рубленые стены и башни.

В сохранившейся городовой росписи 1666 года значится, что в город вело трое ворот:

Спасские в 7 стен с северной стороны, Никольские в 4 стены с южной стороны и Рождественские в 4 стены с западной стороны.

Кроме ворот-башен, было ещё 9 башен: Карашская, Глухая, Духовская и Тайницкая в четыре стены каждая, Алексеевская, Троицкая, Варварская и Круглая — в восемь стен каждая и Вознесенская — в шесть стен. Общая длина стен между башнями была равна 1 057 саже ням.

Характерно, что некоторые названия переславских башен и ворот схожи с названиями башен и ворот московского Кремля: Никольская, Троицкая и Спасская.

Немые свидетели основания города Переславля-Залесского — земляной вал — выдающийся памятник военного зодчества XII века и Спасо-Преображенский собор (1152-1157 гг.) сохранились до наших дней.

Не сохранились только деревянные башни и стены, политые кровью многих поколений переславцев, оборонявших свой родной город от татар и поляков. По указу императрицы Елизаветы Петровны они были разобраны в 1759 году, и город Переславль-Залесский, как крепость, был упразднён.

Основатель города Переславля-Залесского Юрий Долгорукий скончался 15 мая 1158 года. Вскоре после его смерти городу суждено было стать столицей обширного Переяславского удельного княжества.

Переяславское удельное княжество существовало 126 лет, с 1175 по 1302 год. Удельными

князьями здесь были потомки великого киевского князя Владимира Мономаха. Переяславскому удельному княжеству суждено было выполнить прогрессивную роль в русской истории — переславцы одни из первых проявили стремление к объединению разрозненных русских земель, к укреплению Руси, исстрадавшейся от многочисленных междоусобных войн и набегов татаро-монгольских полчищ. Переславцы первыми перешли под власть начинавшего укрепляться Московского княжества.

Первым князем нового Переяславского княжества был Всеволод Юрьевич, прозванный Большое Гнездо — «Великий княже Всеволоде», воспетый в замечательном древнерусском произведении «Слово о полку Игореве». В его боевых походах на непокорных ростовцев, рязанских князей, на Чернигов, на камских болгар и мордовские племена с ним неизменно находились и переславские дружины. Своими боевыми подвигами он заставил признать себя великим князем.

В состав Переяславского княжества входили тогда такие города как Тверь, Зубцов, Дмитров, Калязин.

В 1212 году князем здесь становится Ярослав Всеволодович, родившийся 8 февраля 1191 года в городе Переславле-Залесском.

При Ярославе в городе Переславле-Залесском жил летописец. Он составил свод записей с 852 по 1219 год, заимствовав сведения о раннем периоде из других известных ему источников. Имя его не дошло до нас. Он вошёл в историю под именем Летописца Переяславля Суздальского. Свод записей был украшен замечательными миниатюрами, он сохранился в копии конца XV столетия.

Отличительной чертой этой летописи, как и других владимиро-суздальских летописей, является общерусский масштаб в оценке исторических событий. Здесь же было создано Родина Александра Невского — город Переславль-Залесский в XII—XIII столетиях и такое древнерусское произведение, как «Моление Даниила Заточника». Это была уже не просто летопись, а цельное произведение с политико-публицистическим оттенком.

Авторитет и значение Переяславского княжества в то время настолько возросли, что новгородцы в 1214 году обратились к Ярославу с просьбой придти к ним на княжение. Ярослав дал согласие, но оставил за собою и Переславль. Однако, вскоре произошло столкновение между владимирцами и переславцами, с одной стороны, и новгородцами и ростовчанами, с другой. 21 апреля 1216 года у реки Липицы близ города Юрьева-Польского разыгралась жестокая битва. На поле боя легло убитыми 9 233 переславца и владимирца, многие были пленены. Ярослав бежал, растеряв свои доспехи — шлем и кольчугу, найденные в 1808 году в лесу, под корнями пня, вблизи места боя.

Во многих походах великих Владимирских князей принимали участие полки переславцев. В 1233 году город Переславль-Залесский был местом заточения немцев, пленённых псковичами.

В феврале 1238 года огромное войско хана Батыя окружило Переславль. Тысячами стрел, камнями, песком встретили переславцы штурмовавших крепость татар. И только огонь и огромнейшее превосходство сил врага дали ему возможность захватить город.

Впоследствии город подвергался разрушению татарами ещё несколько раз: в 1252, 1281, 1382, 1408 гг. И каждый раз город вновь возрождался: рубились и воздвигались стены, башни и избы.

Выдающийся русский полководец Александр Ярославич, которого народ назвал Невским, управлял городом Переславлем-Залесским с 1240 по 1263 гг. Будучи Новгородским, а потом Владимирским великим князем, он не забывал родные места.

С 1263 по 1294 год в Переславле княжил сын Александра Невского — Дмитрий Александрович. Он являлся одновременно и великим князем Владимирским. Жил Дмитрий Александрович в Переславле, отсюда и шло управление великим княжеством: принимались послы и решались многие великокняжеские дела.

Князь Дмитрий Александрович умер в 1294 году и был погребён в Спасо-Преображенском соборе в юго-западном углу, а в 1302 году рядом с ним был положен последний Переславский удельный князь Иван Дмитриевич, отдавший Переславское удельное княжество своему дяде — московскому князю Даниилу Александровичу.

Воссоединение с Московским княжеством было крупным шагом в деле объединения разрозненной северо-восточной Руси. Самостоятельное существование Переславского удельного княжества закончилось. В XIV столетии город Переславль-Залесский стал одним из городов Московского княжества.

Музей Александра Невского размещён в здании Спасо-Преображенского собора — древнейшего памятника Владимиро-Суздальской архитектуры. Собор был начат постройкой в 1152 году князе м Юрие м Владимировиче м Долгоруким одновременно с основанием города Переславля и достроен его сыном князем Андреем Боголюбским.

История не сохранила документов о том, что именно было сделано при Юрие Долгоруком. Отлив снаружи здания приблизительно на уровне половины его высоты, по всей вероятности, является разделом постройки на два периода: нижняя часть сделана при Юрие Долгоруком, а верхняя — при Андрее Боголюбском. Стены выше отлива тоньше, чем внизу. Пол, своды, барабан и глава были сделаны при Андрее Боголюбском. Мощность, простота и строгость линий красят этот старинный памятник, как бы раскрывая перед нами весь характер жизни XII века.

С внешней стороны собор почти не имеет украшений, за исключением карниза главы и алтарных абсид. Его узкие щелевидные окна напоминают бойницы крепости. Собор составлял единый ансамбль с расположенным рядом кремлём.

Много событий произошло за восемь веков существования собора. Но почти без изменений дошёл он до нас, хотя и подвергался «на своём веку» неоднократным ограблениям и сожжениям врагами русского народа.

Скупая летопись храма, высеченная золотыми буквами на мраморной доске, прикреплённой к стене под сводами в юго-западном углу собора, говорит о том, что собор был разгромлен и сожжён татарами хана Батыя в 1238 году, снова разгромлен и сожжён татарами в 1252 и 1281 годах, князем Андреем Городецким — в 1293 году, ханом Тохтамышем — в 1385 году, ханом Эдигеем — в 1409 году. И, наконец, в 1611—1612 гг. собор много пострадал от польских панов.

«Следы пожаров оставались заметными на сводах собора ещё в первой половине прошлого столетия, — сообщает один исследователь. — Однако собор выживал, снова украшался

и креп, как жила веками Русь, создавшая его».

Храм примыкает почти вплотную к северной стене земляного вала, а противоположной стороной смотрит на широкую площадь, бывшую в своё время вечевою — многолюдной и шумливой.

Заложенная с северной стороны во втором ярусе дверная ниша, ведущая на хоры, даёт основание предполагать, что собор был связан в своё время или с княжескими теремами, или специальным переходом соединялся со стенами кремля и с башней, расположенной поблизости от собора. Правильность такого предположения подтверждается и тем, что во время археологических раскопок, произведённых в 1939 году, между собором и земляным валом были обнаружены обугленные остатки деревянных построек XII—XIII вв.

Стены собора, утолщённые в нижней части, с более широким цоколем, ушедшим в землю, покоятся на фундаменте из дикого камня и обломков белого камня. Сами стены представляют собой кладку из тёсанного белого камня — известняка, «начинённую» внутри обычным камне м-дикарём, залитым изве стковым раствором.

Ранние исследователи Владимиро-Суздальских построек утверждали, что белый камень на строительство собора ввозился из царства Болгарского на Волге. Основанием для этих утверждений служило описание жития Андрея Боголюбского. Этих взглядов придерживались и последующие авторы.

Современные исследования1 опровергают эти утверждения тем, что постройки Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского сделаны были до 1164 года, то есть до победы Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, в результате которой, как утверждается в «Позднем житии Андрея Боголюбского», болгары были обязаны доставлять во Владимир белый камень. Кроме того, сам связующий материал — раствор и белый камень, применявшийся на строительстве во Владимире, Переславле и в других местах Владимиро-Суздальской Руси отличен от белого камня каменоломен, находившихся в царстве Болгарском. Пол в Спасо-Преображенском соборе был настлан при Андрее Боголюбском из жёлтых и зелёных майоликовых плиток, изготовленных в Переславле. Эти плитки и остатки посуды XII века, обнаруженные возле собора во время археологических раскопок в 1939 году, сходны по своему составу. На одной из найденных во время раскопок плиток оказалось клеймо ремесленника Андрея Боголюбского. Древний пол из плиток скрыт теперь под белокаменным полом.

Князь Юрий Долгорукий подарил в собор серебряный потир — чашу для причастия — замечательной русской работы XII века. Чаша и поддон потира украшены орнаментом, а по верхнему краю снаружи выгравировано имя Юрия Долгорукого. В 1930 году потир был передан музеем в Кремль, в Оружейную Палату. Летопись указывает, что Юрий Долгорукий собор «дивно наполнил книгами». Андрей Боголюбский украсил собор замечательными фресками. Остатки этих фресок, сохранившиеся на своде под хорами в виде композиции «страшного суда», были сняты во время реставрации собора в 1891—1894 гг. и погибли в результате невнимательности и небрежности организаторов реставрации. К счастью, фрагмент фресок — голова апостола — сохранился и выставлен теперь в одном из залов московского Государственного Исторического музея.

Существующая в настоящее время масляная роспись собора, сделанная в 1891—1894 гг.,

историко-археологической ценности не представляет. Мраморный иконостас и железная винтовая лестница на хоры были поставлены в 1891—1894 гг. В это же время была сделана существующая и сейчас железная кровля, которая чётко обозначает полукруглые закомары и своды. В 1848 году кровля на соборебыла четырёхскатная.

С конца XII века Спасо-Преображенский собор стал усыпальницей Переславских удельных князей. В 1294 году собор принял под свои своды сына Александра Невского — Переславского удельного и великого Владимирского князя Дмитрия Александровича, а в 1302 году здесь был погребён последний Переславский удельный князь Иван Дмитриевич — внук Александра Невского. Кроме этих двух гробниц в соборе имеется третья — небольшая. До сих пор ещё не выяснено, кто в ней погребён — малолетний ли сын князя Ивана Дмитриевича или дочь Ярослава Всеволодовича — Мария.

Существующиев настоящее время надгробия, сложенные из кирпича и обложенные мрамором, были поставлены взамен кирпичных (работы XV века), разобранных во время реставрации в 1891—1894 гг.

В 1939 году во время археологических раскопок гробницы Переславских князей были вскрыты. В большой белокаменной гробнице(нынеэкспонируется в центресобора) обнаружен костяк князя Ивана Дмитриевича. Здесь же лежали детские кости. Рядом, в грунте, в деревянной полуистлевшей колоде, обнаружен костяк, видимо, сына Александра Невского — Дмитрия Александровича. В обеих гробницах были остатки шёлковой ткани коричневого цвета восточного происхождения и остатки кожаной обуви.

Из более ранних предметов, кромепотира Юрия Долгорукого, в соборехранились звездица и дискос из серебра работы XIV века и икона во имя Преображения, написанная в конце XIV века (приписывается Феофану Греку). Дискос и звездица хранятся сейчас в Переславском краеведческом музее, а икона выставлена в зале древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Собор неоднократно восстанавливался. В 1403 году его обновил Василий I, сын Дмитрия Донского. Василий Васильевич Тёмный капитально отремонтировал собор в 1442 году. То же было сделано в 1626 году и, наконец, в 1891—1894 гг. были проведены большие реставрационные работы.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор — создание русской национальной самобытной культуры — продолжает быть объектом всестороннего изучения советских учёных. С большим интересом его осматривают многочисленные посетители музея Александра Невского.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чистка и смазывание электропривода. | Я потерял собственное мнение!
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал