Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 33 Зачет по экономике

Кейнсианская революция.


Кейнсиа́ нство — макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики.

«Теория эффективного спроса», по мнению Кейнса, двигателем экономики, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Доходы не равны спросу, а, как правило, превышают его. Цены растут медленно, они не успевают уравновесить спрос и предложение. Поэтому необходимо вмешательство государства. Согласно формуле Кейнса: не предложение создает спрос, а, наоборот, спрос создает предложение.

Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:

  • Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
  • Рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно.
  • Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.
  • Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.
  • Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

Кейнсианская функция потребления и сбережения MPC, MPS, APS, APC.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важных категорий, как функция потребления и функция сбережения. И потребление, и сбережения являются, по Кейнсу, функциями текущего дохода.

Потребление (С) – это денежные средства, затраченные домохозяйствами на приобретение потребительских товаров в течение года. Обычно потребление меньше дохода. Если все-таки потребление оказывается больше дохода, это значит, что общество живет в долг, занимая средства у зарубежных стран или расходуя накопление национальное богатство.

Сбережения (S) – это та часть дохода, которая остается в результате потребления. Если общество живет в долг, то сбережения отрицательны. Таким образом, между потреблением и сбережением выполняется соотношение:

С + S = Y (где Y – доход)

Функция потребления описывает зависимость объема потребления от дохода. Для исследования этой функции вводят показатель предельной склонности к потреблению (МРС) – отношение прироста потребления к приросту дохода. Он показывает, на сколько увеличится потребление в экономике при увеличении дохода на один рубль:

MPC=∆ C/∆ Y

Основные свойства показателя предельной склонности к потреблению:

· положителен, так как с ростом дохода потребление увеличивается;

· меньше единицы, так как показывает, какая часть дополнительного рубля дохода потребляется;

·уменьшается с увеличением дохода: чем богаче становится страна, тем более насыщены потребности людей, тем больше средств люди предпочитают сберегать;

 

Функция сбережений описывает зависимость объема сбережений от дохода.

Предельная склонность к сбережениям (MPS) - отношение прироста сбережений к приросту дохода. Это число показывает, на сколько увеличится объем сбережений при увеличении дохода на один рубль. Показатель MPS положителен, меньше единицы, увеличивается с ростом дохода.

MPS=∆ S/∆ Y

Средняя склонность к потреблению — показатель, отражаю­щий долю дохода, идущую на потребление:

APC = C/Y

Средняя склонность к сбережениям показывает долю дохода, сохраняемую домохозяйствами в форме сбережений:

APS = S/Y

 

 

Факторы, влияющие на потребление и сбережение

Для определения динамики сбережений и потребления важно знать основные факторы, посредством которых это происходит:

1. Доход. Несомненно, принимая решение о том, какую величину потребить сегодня, а какую оставить для будущего потребления, домашнее хозяйство опирается изначально на ту денежную сумму, которой располагает. Казалось бы, чем больше доход, тем больше потребление и меньше сбережение, поскольку потребности субъектов безграничны и требуют больших денежных сумм. В то же время основной психологический закон, который выявил Дж. М. Кейнс, гласит: при росте величины располагаемого личного дохода экономический субъект начинает больше потреблять, т. е. расширяет состав своей потребительской корзины. В то же время желание сберегать растет еще большими темпами – такова сущность природы и психологии человека.
2. Ранее накопленное богатство. Чем оно больше, тем больше хочется вновь сберегать, равно как становится больше величина покупательной способности субъекта.
3. Уровень цен. Чем выше рыночные цены, тем большая часть дохода уходит на приобретение в текущем периоде всех необходимых благ.

4. Экономические ожидания. Если субъект предполагает, что в ближайшем будущем возможен рост цен, он начинает больше сберегать, если предвидится инфляция – больше потреблять либо переводит свои сбережения в резервную валюту или любую другую, более устойчивую по отношению к отечественной.
5. Налоги. Чем выше налоговая ставка, тем большую сумму от своего дохода экономический субъект вынужден перечислять в государственную казну. Соответственно величина располагаемого дохода, который затем делится на потребление и сбережения, становится все меньше.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Баскару шешимдерди кабылдау | Мысленные картины агрессии или насилия по отношению к другим людям
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал