Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 11
форм обучения, составление учебных материалов — каждый из этих аспектов тренерской работы требует определенных навыков и умений. Сколь бы правильной и выверенной ни была стратегия или тактика обучения с точки зрения особенностей целевой аудитории, имеющихся ограничений, бюджета и принципов научения, без отбора и подготовки обучающего персонала тренинг не принесет ожидаемых результатов. Расхваливание преимуществ обучения на рабочем месте, когда один работник, как иногда выражаются, «нянчится» с другим, зачастую свидетельствует о непрофессиональном подходе к делу обучения персонала. Можно привести две фундаментальные и взаимосвязанные посылки, из которых исходят апологеты этой формы обучения. Во-первых, утверждается, что такое обучение естественно и привычно для каждого человека, что оно продолжает ранние формы научения, которые имеют место при общении ребенка с родителем. Мы находим также исторические прецеденты данной формы тренинга, например в ремесленничестве. Почти у каждого мастера были подмастерья, ученики, и мастер был заинтересован в том, чтобы они продолжили его дело. Этот же тип отношений между наставником и учеником принят в частных школах и высших учебных заведениях. Однако привычность подобных форм обучения не дает нам оснований заключить, что способность быть хорошим тренером приходит к каждому сама собой. Вторая посылка такова: если человек компетентен в каком-то деле, значит, он в состоянии научить ему других, — заблуждение, прочно укоренившееся в общественном сознании и обнаруживаемое в британской системе образования. Многие университетские лекторы и преподаватели хотя бы раз за свою профессиональную карьеру имели возможность прочувствовать, что значит недостаточное владение техниками обучения. Наше образование преследует традиция гладкоговорящего любителя-энтузиаста. К сожалению, часть этих представлений была перенесена в сферу организационного тренинга, где бытует мнение, что наличие знаний в какой-то конкретной области автоматически решает все проблемы обучения персонала. Как видите, существует множество предубеждений и прецедентов, довлеющих над людьми и заставляющих их поверить в то, что способность быть эффективной «нянькой» дана каждому от природы. Похоже, многие неверно представляют себе эту форму тренинга, полагая, что она сводится к наблюдению за действиями эксперта и что Роль тренера
299 научение происходит по типу психологического осмоса. Упоминание в необходимости обучения самих «нянек» в лучшем случае вызывает улыбку, а то и прямо оспаривается. При таком отношении неудивительно, что тренинг на рабочем месте производится вслепую, приводя к разноречивым результатам. Именно в силу непредсказуемости последствий он ассоциируется у многих с непрофессионализмом. В свете сказанного очевидно, что настало время критически переосмыслить выше обозначенные исходные посылки, чтобы на смену «нянчанью» пришел систематический тренинг, проводимый специально подготовленными и хорошо обученными тренерами. Подготовке тренеров, способных обучать на индивидуальной основе, до сих пор уделяется очень мало внимания. Естественно, когда одной из целей «нянчанья» является сокращение затрат на обучение, руководители считают неразумным вкладывать время, силы и деньги в обучение тренеров. Однако если предположить, что руководство произвело отбор людей для тренерской работы, было бы недопустимой небрежностью с его стороны игнорировать их потребность в обучении. Как правило, основное внимание уделяется подготовке тренеров для работы с учебными группами на курсах. При этом многие из них оказываются «тренерами-однодневками». Так происходит, когда критерием отбора является наличие узкоспециальных знаний, а навыки, обязательные для тренера, не принимаются в расчет. Сказанное не означает, что тренеру не нужна осведомленность в соответствующей области знания, — в конце концов, от этого зависит, будет ли он вызывать доверие у учеников. Однако эта осведомленность может стать лишним грузом, если тренер не в состоянии эффективно использовать ее. Несостоятельность тренера может обнаружиться даже после прохождения им специальной подготовки; в этом случае стоит задуматься об адекватности критериев отбора. Чтобы решить, по каким критериям следует отбирать людей для тренерской работы и каковы их потребности в обучении, важно обозначить, что отличает хороших тренеров от плохих. Работа плохого тренера отмечена следующими особенностями. • Демонстрирует директивный стиль преподавания, исключающий участие учеников, а значит, и возможность подтверждения результатов.
|