Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и структура политической системы






Колб Е.Г.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Конспект лекций

 

Минск 2011


Содержание

 

Тема 1. Сущность и структура политической системы

Тема 2. Государство и его место в политической системе

Тема 3. Политические режимы

Тема 4. Идеология как компонент политической системы.

Тема 5. Политическая культура и политическое сознание

Тема 6. Избирательные системы

Тема 7. Партия как политический институт

Тема 8. Типология политических партий

Тема 9. Партии как компонент политической системы

Тема 10. Партийные системы

Тема 11. Группы давления


Сущность и структура политической системы

 

1.Понятие «политическая система».

2. Компоненты политической системы, типология политических систем.

3. Функционирование политической системы.

 

Одним из важнейших методических инструментов анализа в западной политической науке начиная с 50-х годов стал системный анализ, в связи с чем понятие " политическая система" вошло и в гуманитарные науки. Большинство западных политологов под политической системой подразумевает совокупность политических взаимодействий, ролей и функций, существующих в каждом сообществе.

Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это, прежде всего институты и органы управления, руководства и координации политической жизни. Можно выделить следующие компоненты политической системы:

1) политическая структура — совокупность политических организаций, институтов и отношений между ними;

2) политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов;

3) политическая деятельность, включающая разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразования и защиты системы осуществления политической власти в обществе;

4) политическое сознание и такие его составляющие как идеология и политическая психология.

Центральным, или осевым, институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство. Нередко имеет место фактическое отождествление политической системы и государства, что со строго научной точки зрения не совсем правомерно.

Государство, будучи концентрированным воплощением идеи политического, выступает в качестве центрального, или осевого, элемента политической системы. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей подсистемы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Немаловажное место в политической системе занимают партии и связанные с ними организации, объединения, союзы механизмы реализации политического процесса и т.д. Причем государство и его институты составляю, первый уровень, а партии — второй. Однако партии играют существенную роль как в определении структуры политической системы, так и в ее функционировании. Показательно, что некоторые исследователи оценивают партии в качестве структурообразующих элементов политических режимов в рамках той или иной политической системы. Помимо названных базовых структурных элементов политическая система включает различные общественно-политические организации, комитеты политического действия, институты и механизмы принятия решений, например, институты корпоративизма (об этом см. в следующих главах). В целом политическая система охватывает институционально-организационный аспект подсистемы политического с его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурами, механизмами, функциями и т.д.

Классификация, или типологизация, политических систем составляет одну из важнейших задач политологии. Истоки существующих типологизаций можно обнаружить в античной общественно-политической мысли. Платон разделил древнегреческие города-государства на три типа: монархия, аристократия, демократия. Продолжая традицию Платона, Аристотель выделял монархию, аристократию и политию. Их отклонения составляют соответственно тиранию, имеющую в виду выгоды одного правителя, олигархию - выгоду состоятельных граждан и демократию - выгоды неимущих. В Новое время наиболее известные типологизации систем правления дали Т. Гоббс и Ш. Л. Монтескье. Так, Т. Гоббс различал три формы государства в зависимости от числа людей, в руках которых сосредоточена власть: монархию, аристократию и демократию. Ш.Л.Монтескье, продолжая традицию Аристотеля, разработал типологизацию, в которой различает три главные формы правления - республику, монархию, деспотизм.

Широко известна типологизация систем правления, предложенная М. Вебером: традиционная власть, харизматическая власть и правовая власть.

Существует ряд других типологизаций. Они развивают и конкретизируют приведенные выше и в то же время повторяют, дополняют и перекрывают друг друга. Так, Г. Алмонд различал следующие типы политической системы: англо-американский; континентально-европейский (исключая страны Скандинавии и Бенилюкса, для которых характерны признаки обоих названных типов); доиндустриальный, или полуиндустриальный, распространенный за пределами европейско-американского региона, и тоталитарный. М. Дюверже выделил следующие типы: либерально-демократический, социалистический, консервативно-диктаторский, традиционная монархия и др. Ц. Эптер писал о диктаторской, олигархической, косвенно-представительной и прямой представительной системах. Классификация С. Н. Айзенштадта включает примитивные (или первобытные) системы, патримониальные империи, кочевые, или завоевательные империи, города-государства, феодальные системы, централизованные бюрократические империи и современные системы, которые в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные и слаборазвитые.

Политическая система характеризуется интегрированностью, что в свою очередь предполагает вертикальную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов. Ее жизнеспособность определяется степенью согласия и сотрудничества между отдельными элементами. Политическая система в силу своей внутренней организации и ресурсов, а также доступности к необходимым ресурсам в окружающей среде обладает способностью функционировать автономно, реализуя свои ценности, нормы и коллективные цели, приспосабливаясь к условиям среды.

Отношения между политической системой и ее средой представлены в виде входа со стороны среды, который дает импульс системе, и выхода, который является реакцией системы на импульс среды. Реакция выхода вызывает ответную реакцию среды, она в свою очередь порождает новый вход, на который система реагирует новым выходом, и т.д. до бесконечности по принципу действия замкнутой кибернетической цепи.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал