Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различаются дискреционная фискальная политика инедискреционная.






Дискреционная политика осуществляется через сочетание изменений госрасходов, налогов, сальдо госбюджета в конкретных (дискретных) мероприятиях правительства для изменения уровня занятости, объема производства, инвестиций, темпа инфляции.

Недискреционная политика не связана с какими-то конкретными мероприятиями, а использует механизм " встроенных бюджетных стабилизаторов". Такими являются налоговые и трансфертные стабилизаторы, автоматически воздействующие на макроэкономические изменения. Так, налоговый стабилизатор связан с системой прогрессивного налогообложения, с несколькими ставками: при низких ставках создаются стимулы роста доходов и экономического роста. При высоком экономическом росте " включаются" высокие налоги, которые замедляют рост, сокращают доходы и препятствуют перепроизводству.

19. Расходы госбюджета: направления, воздействие на экономику, закон Вагнера, современные проблемы.

Государственные расходы можно разделить на четыре категории:

1) потребление в госсекторе(G), включая зарплату работников госсектора и платежи по госзакупкам для текущего госпотребления;

2) государственные инвестиции (Jg) - расходы на увеличение основного капитала в госсекторе;

3) трансферты частному сектору (пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам...);

4) проценты по госдолгу.

Существует ряд важных теоретических положений, связанных с государственными расходами.

1) З аконАдольфа Baгнepa (1877г.): рост доли государственных расходов (в долгосрочном периоде) к ВВП страны, что объясняется эластичным спросом со стороны домохозяйств на более качественные государственные услуги.

2) Увеличение госрасходов приводит к эффекту фискального вытеснения частных инвестиций: рост государственных расходов наращивает дефицит бюджета, который финансируется сбережениями бизнеса и заимствованиями с помощью домохозяйств. В результате поднимается ставка процента и частные инвестиции сокращаются - они как бы вытесняются.

3) Чрезмерные государственные расходы во многом объясняются политической обстановкой в стране. В тех странах, где политическая власть часто переходит от одной партии к другой, госрасходы и госдолг, как правило, больше. Если в правительственную коалицию входят несколько партий, то это также приводит к росту госрасходов. Однопартийные правительства более эффективно держат под контролем дефицит бюджета.

Проблемы государственного бюджета РФ:

1) Проблема соотношения федеральных и местных бюджетов: до 2000 года сокращалось значение федерального бюджета, возникала масса проблем финансирования бюджетных расходов федерального значения, а с 2000 года, наоборот, обостряется нехватка средств местных бюджетов;

2) Проблема дефицита федерального бюджета. Она была актуальна до 2001 года, сейчас наблюдается первичный профицит, т.е. доходы бюджета превышают расходы, за исключение выплат по внешнему долгу.

3) Закон о бюджете обычно принимался к середине года, поэтому он не выполнялся, и приходилось производить секвестр, т.е. сокращение расходных статей. Правда, на 2000г. закон о бюджете принят впервые в декабре 1999г.

4) Налоговые и таможенные проблемы, которые усиливали бюджетную напряжённость. Усиливается парламентский контроль над бюджетом, но при этом приходится учитывать интересы многих вабирующих структур.

5) Небольшие размеры гос. бюджета РФ, но это связано прежде всего с ВВП страны.

 

20. Налоги: сущность и необходимость, налоговые теории.

Доходную часть госбюджета составляют, прежде всего, налоговые поступления. Налоги это обязательные финансовые платежи экономических агентов (физических и юридических лиц) в бюджет. Необходимость налогов в рыночной экономике связана с оплатой гражданами и фирмами полученных от государства услуг, предоставляемых в виде общественных товаров и благ (оборона, правопорядок, бесплатное и частично бесплатное образование, здравоохранение, общественный транспорт), и перераспределение доходов в целях обеспечения социальной справедливости в обществе и повышения эффективности деятельности государства.

Налоги подразделяются на три большие категории:

1) налоги надоходычастных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;

2) налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

3) налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома (жилище) и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Выделяются также прямые (на доходы и собственность) и косвенные (на товары и услуги (с продаж, аксцизы и тарифы, НДС)) налоги.

В развитых странах преобладают прямые налоги. Так, в США они составляют 85% всех доходов государства, причем 90% прямых налогов составляет подоходный налог. Развивающиеся страны широко используют косвенные налоги, которые легче собирать.

Вопросы налогообложения традиционны в экономической теории (налоговые теории).

1) А.Смит в последнем разделе " Богатства народов" (1776), посвященном финансам государства, обосновывает необходимость податной системы и рассматривает три ее организационных принципа налогообложения :

- простота и понятность налогообложения;

- удобство сбора налогов для их плательщика;

- дешевое для страны налогообложение (низкие затраты на налоговые органы).

2) Д. Рикардо указывает на предпочтительность налогообложения перед заимствованиями (внутренними и внешними) при финансировании расходов государства. Заимствования по Рикардо, увеличивают государственный долг, что ведет к бегству капитала из страны и сокращению частных сбережений. Рикардо сформулировал знаменитый принцип эквивалентности, по которому изменение в налоговой системе с течением времени не влияет на расходы частного сектора, на сбережения и инвестиции. Домашние хозяйства будут сберегать доход, получаемый от уменьшения налогов. Текущее же их потребление не будет увеличиваться. Из эквивалентности Рикардо вытекает, что временные уменьшения налогов при неизменных госрасходах не оказывает влияния на национальное потребление и сбережения. Однако в последующем эта закономерность не была подтверждена статистической проверкой, а теоретический анализ показал слишком большие упрощения у Рикардо (не учитывал неопределенность и ограниченность в ликвидных средствах домохозяйств, игнорировал прогрессивное налогообложение).

3) Д.Ст.Миль критиковал прогрессивные налоги и высокие налоговые ставки на большие доходы. Был сторонником обложения налогом не доходов, а расходов.

4) А. Вагнер ввел в теорию налогообложения предельный анализ - обосновал предельные налоговые ставки. Сформулировал принципы налогообложения:

- принцип достаточности и эластичности,

- выбор источника налогообложения,

- комбинация налогов в систему,

- всеобщность и равномерность.

5) В современной налоговой теории актуальными являются следующие вопросы:

- обложение налогом дохода фирмы или ее расходов;

- связь налоговых поступлений и информации о доходах;

- проблема дифференциации налоговых ставок;

- оптимальные размеры налоговой ставки.

В XX веке налоговая теория развивается:

1) широко применяется принцип прогрессивных налогов и налогообложения,

2) определённую популярность имела концепция Рамсейя, 1927, который доказывал, что необходимо облагать потоварным налогом неэластичные товары и услуги, т.е. то, что обязательно покупают все слои населения, но этот налог хотя и удобен правительству, неудобен для бедняков.

3) В 30-е гг. Кейнс включил налоги в систему инструментов правительства по регулированию экономики: налоговый мультипликатор, изменение налогов влияет на эконом. рост и т.д.

4) После 2 Мировой войны начинаются исследования по нахождению оптимальной налоговой ставки, которая обеспечила бы и высокие доходы государству и одновременно не подрывала бы благосостояния граждан, их стимул к увеличению дохода. Такую ставку нужно рассчитать для корпораций и для граждан. Оптимальная ставка должна удовлетворять принципам эффективности, т.е. стимулировать эконом. деятельность, и принципу справедливости, т.е. равномерно распределять налоговую нагрузку.

21. Налоговая ставка и её оптимизация (кривая Лаффера, теория Миррлиза).

После 2 Мировой войны начинаются исследования по нахождению оптимальной налоговой ставки, которая обеспечила бы и высокие доходы государству и одновременно не подрывала бы благосостояния граждан, их стимул к увеличению дохода. Такую ставку нужно рассчитать для корпораций и для граждан. Оптимальная ставка должна удовлетворять принципам эффективности, т.е. стимулировать эконом. деятельность, и принципу справедливости, т.е. равномерно распределять налоговую нагрузку.

Исходя из этого, существует две концепции:

1) Д. Миррлис в работах 70-х годов разработал модель оптимальной налоговой ставки, имеющую весьма сложную математическую структуру, но практические выводы из нее просты: оптимальная налоговая структура является приблизительно линейной, т.е. оптимальные предельные налоговые ставки постоянны, одного уровня; предельные оптимальные ставки подоходного налога низки в пределах 17-21 % от дохода;

подоходный налог является гораздо менее эффективным способом уменьшения неравенства, чем обычно полагают. Более эффективны в этом отношении другие механизмы (трансферты и льготы, например).

2) Теория А. Лаффера, устанавливающая связь между налоговой базой (облагаемый доход), налоговой ставкой и налоговыми сборами. Это связь характеризуется кривой Лаффера:

t - налоговая ставка (% к доходу), topt, - оптимальная ставка;

Т и Тmax- налоговые сборы, максимальный сбор

T

Одинаковые поступления Т1 могут быть обеспечены высокой налоговой ставкой t2 и низкой t2. Выгодны низкие ставки. Существует оптимальная ставка topt, которая обеспечивает наибольшие сборы налогов Тmax.

Однако на практике (80-е годы, США) оказалось, что низкие по теории Лаффера ставки в 30-35% не обеспечили максимальные налоговые поступления. Другие расчеты показали, что topt должно находиться в пределах 70-80%. Но такие ставки не соответствуют принципам эффективности и справедливости.

Эффективность налогообложения зависит от информации о доходах. Однако, и в случае асимметричной (противоречивой и неполной) информации существуют достаточно надежные методы налогообложения, использующие систему стимулов внесения налогов и санкций к нарушителям налоговой дисциплины (" еретикам").

 

22. Сравнительный анализ эффективности монетарной и фискальной политики: сент-луисская модель.

Считается, что фискальная политика эффективна при пологой LM и крутой js, когда слаба реакция инвестиций в стране на изменения процентной ставки, относительно слаба склонность к потреблению и высоки ставки налогообложения. Весь этот набор сейчас существует в России.

Мероприятия фискальной политики широко используются в кризисные периоды, во время социально-экономических преобразований и реформ. В периоды стабильного экономического развития более эффективна монетарная политика, т.е. фискальные мероприятия неизбежно приводят к эффекту вытеснения, по которому рост госрасходов и налогов приводит к увеличению ставки процента и дефицита бюджета, который финансируется сбережениями бизнеса. Частные внутренние инвестиции сокращаются, и это ослабляет эффективность фискальной политики.

Существует известная Сент-Луисская модель (1968г.) с помощью которой сравнивалась эффективность фискальной и монетарной политики в США по 17 месячным периодам. Согласно выводам этой модели, в США монетарная политика в 60-70-е годы была более эффективна по сравнению с фискальной, т.е. кредитно-денежные мероприятия оказывали более " систематическое воздействие" на экономику. Упрощенно это можно представить так:

Δ Y = А + bΔ М + сΔ F, где Δ Y - прирост ВВП; Δ М - изменения монетарной политики; Δ F - изменения фискальной политики; A, b, c - коэффициенты.

Главный вывод Сент-Луисской модели в том, что b> 0, а с≈ 0, т.е. изменения монетарной политики существенно влияют на экономический рост, а изменения фискальной политики мало эффективны.

Однако в 70-х годах Ф.Модильяни, рассматривая изменения фискальной и монетарной политики и их влияние на ВВП в 3-4 летних периодах, показал, что коэффициент с также отличается от нуля и что воздействие фискальной политики более сильное по сравнению с выводами Сент-Луисской модели.

 

23. Социальная политика в системе экономической политики: сущность и значение, цели, инструменты.

В 50-е годы появилась базовая теория экономической политики Я. Тинбергена, в которой описываются основные шаги выработки оптимальной политики..

Особенности теории Тинбергера:

1) Правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики, которые обязательно связаны (прямо или опосредованно) с максимизацией функции общественного благосостояния. На основе этой функции благосостояния определяются целевые показатели экономической политики.

2) Правительственные органы должны оценить, какими политическими инструментами располагают.

3) Необходимо иметь модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения, что позволит выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер.

К числу целевых макроэкономических показателей обычно относят, прежде всего, достижение полной занятости и нулевую инфляцию. Иногда эти цели дополняются другими целями - достижение желательного уровня распределения дохода; определенного соотношения выпуска продукции между государственным и частным секторами; обеспечения сбалансированности платежного баланса страны.

В общем, существует два вида инструментов, с помощью которых можно достигнуть этих целей: фискальная и монетарная политика. Конкретный набор инструментов в рамках этих двух видов политики зависит от институциональной среды. По Тинбергену, два целевых показателя, два инструмента политики могут достичь желаемых значений целевых переменных только в том случае, когда эффекты влияния инструментов на цели линейно независимы. Если есть N целевых показателей, то их можно достичь, когда есть как минимум N линейно независимых инструментов.

Разные политические инструменты на практике находятся под контролем разных государственных органов. Так, денежная политика регулируется Центробанком, а фискальная — законодательной и исполнительной властями. Если эти госорганы не координируют свои действия, то оптимальный набор политических мер можно обеспечить и децентрализованным способом.

Для этого нужно каждую цель предписать определенному инструменту и осоргану, который оказывает на эту цель наибольшее влияние. Такой подход предложен в 60-е годы Р. Манделлом, нобелевским лауреатом по экономике 1999 г.

 

26. Инфляция и безработица: кривая Филлипса, модифицированная кривая Филлипса, вертикальная кривая Филлипса.

Как уже отмечалось, полная занятость и низкая инфляция являются особо значимыми целями экономической политики. Эти цели взаимосвязаны и специально рассматриваются в концепции кривой Филлипса. В конце 50-х годов английский экономист А. Филлипс на основании обработки статистических данных по зарплате и занятости в Англии за столетие с 1850 по 1950 гг. построил

кривую зависимости темпа роста номинальной зарплаты W/W-1, где W-1 - зарплата в предыдущем периоде; от безработицы в экономике W/W-1 = φ (u), где u - безработица.

W/W-1


W/W-1 = φ (u),

U

Филлипс вывел обратную зависимость между изменением зарплаты и безработицей: чем больше темп роста номинальной зарплаты, тем меньше безработица и наоборот.

В дальнейшем Р. Солоу и П. Самуэльсон модифицировали эту кривую и заменили инфляцию зарплаты инфляцией цен, вместо безработицы поставили уровень занятости L. Отсюда получили модифицированную кривую Филлипса: π – π -1= g(L):

π – π -1 - изменение цен за период инфляции; L - занятость; L* - занятость, соответствующая нулевой инфляции, L** - полная занятость.

π – π -1

 

 


π – π -1= g(L)

 

 


L* L** L

Обратим внимание на следующее:

1) уравнение модифицированной кривой Филлнпса указывает на прямую зависимость между занятостью и инфляцией - чем выше занятость, тем выше инфляция;

2) кривая Филлипса реальна, так как построена на обобщенном статистическом материале конкретных стран (статистическая проверка гипотез);

3) уход от инфляции в краткосрочном периоде ведет к нарастанию безработицы;

4) инфляция в предшествующем периоде π –1 - основа ожидаемой инфляцииπ e , т.е. π –1 = π e.

5) L** - полная занятость достигается при π → ∞, а L* - естественная норма безработицы, при π = 0.

Часто модифицированную кривую Филлипса записывают в виде:

π = π –1 - β (U -Un) + ε, где π –1 = π e - ожидаемая инфляция; U -Un -безработица выше естественного уровня; ε - шоковые изменения предложения; β > 0 - коэффициент эластичности инфляции к безработице.

Следовательно, инфляция зависит от прошлой и ожидаемой инфляции, от безработицы, превышающей естественный уровень, от шоковых изменений предложения (производства).

Зависимость фактической инфляции от ее уровня в предшествующем периоде, от ожидаемой тогда инфляции (π от π –1) означает инерционность инфляции. Если нет безработицы (она на естественном уровне) и нет резких (шоковых) колебаний в экономике, то цены растут постоянным небольшим темпом. Инфляционные ожидания влияют на рост зарплаты и " толкают" цены. Эта инерционность сохраняется до резких изменений предложения (производства), что резко изменяет ожидания. Такие воздействия изменяют безработицу.

Отклонение безработицы от естественного уровня (U-Un) оказывает сдерживающее или стимулирующее воздействие на инфляцию. Низкая безработица подталкивает уровень цен вверх - это так называемая инфляция спроса, так как этой ситуации обычно характерен высокий спрос в экономике. Высокий уровень безработицы ведет к снижению уровня инфляции.

Инфляция увеличивается или снижается вследствие шоковых изменений предложения. Так, резкое сокращение на мировом рынке в 70-е годы предложения нефти привело к значительному росту цен на нефть (почти в 20 раз) и увеличению инфляции во многих странах. Это так называемая инфляция издержек, так как она связана с резким увеличением издержек производства. Перепроизводство нефти в 80-е годы обусловило резкий шок предложения и снижение цен на нефть, что привело к замедлению инфляции.

В рамках монетарной концепции М. Фридменом был проведен интересный анализ кривой Филлипса, который привел к следующим выводам:

1) кривая Филлипса в ее классической форме характерна для экономики в краткосрочном периоде,

2)вдолгосрочном периоде характерна вертикальная кривая Филлипса, которая показывает отсутствие четкой связи между безработицей и инфляцией, так как безработица устанавливается на ее естественном уровне:

π – π -1

Шоки приводят к сдвигу кривой Филлипса. Пусть первоначально экономика находится в точке L*, в которой нет инфляции и характерен естественный уровень безработицы (занятость соответствует потенциальному объему производства ВВП; силы, повышающие и понижающие темпы инфляции и занятости, уравновешены: уровень долговременной низкой инфляции). Быстрый рост производства ведет к сокращению безработицы, растет зарплата и начинается инфляция издержек экономика переводится в точку А. Затем инфляционные ожидания вызывают шок - инфляция резко увеличивается и это поднимает кривую Филлипса с уровня 1 на уровень 2 (точки В и С), а затем на уровень 3, При этом темпы экономического роста замедляются и занятость уменьшается. Экономика с точки D переходит в равновесное состояние в точку Е, где опять таки естественный уровень безработицы, но инфляция уже более высока. Линия L*E - вертикальная кривая Фиплипса в долгосрочном периоде.

Естественная норма безработицы фактически заменяет понятие полной занятости, а в национальной экономике существует автоматическая тенденция в долгосрочном периоде возвращаться в это состояние. Правительство не в состоянии по своему выбору с помощью фискальной или монетарной политики достигнуть определенного уровня занятости и инфляции, если этот желаемый уровень не совпадает с естественным уровнем безработицы (занятости).

Политикастимулирования экономической активности, вызывающая рост инфляции, дает временное улучшение ситуации с занятостью. Впоследствии работники обнаруживают в своей повышенной зарплате инфляционную составляющую и начнут требовать повышения зарплаты, чтобы компенсировать снижение ее покупательской способности. Предприятия также сознают, что повышение спроса - это инфляция, а не реальный спрос, и станут сокращать производство и спрос на рабочую силу. Следовательно, политика экспансии активизирует самовозрастание инфляции вследствие ожидания инфляции и постоянного возрастания безработицы. Стимулирование спроса для активизации экономики (обеспечение эффективного спроса по Кейнсу) не позволяет уменьшать безработицу в длительном периоде. Достигается лишь кратковременный эффект, но при этом нарастает инфляция. Поэтому монетаристы предлагают бороться с инфляцией через сдерживаниеэкономической активности: сокращение госрасходов уменьшает бюджетный дефицит и ограничивает прирост денежной массы. Но при этом растет безработица. Рост безработицы понижает инфляционные ожидания и приводит к затуханию инфляции. При этом и безработица вернется на свой естественный уровень (1-L*):

0 1 - L* U безработица

Обратим внимание на то, что здесь дан другой вид кривой Филлипса - обратная зависимость между инфляцией и безработицей (1 - L*). И в реальной политике правительствам приходится выбирать между инфляцией и безработицей и, как правило, антиинфляционные действия приводят к росту безработицы.

Последние теоретические выводы о кривой Филлипса:

1) на инфляцию воздействуют не только уровень занятости в стране, но и изменения в занятости, т.е. уравнение кривой Филлипса приобретает такой вид π – π -1= g(L, Δ L). У нас в России хотя уровень занятости в 1992-1995 гг. был высок (≈ 94-96%, т.е. только 4-б% -безработица), но инфляция не росла до бесконечности и затухала, потому что безработица увеличивалась.

2) не следует воспринимать кривую Филлипса, как некий рок и не видеть перспектив в борьбе с безработицей при низкой инфляции. Безработица будет тем ниже, чем:

- ниже пособия по безработице;

- больший будет объем программ переквалификации работников по линии госслужбы занятости;

- слабее будут профсоюзы;

- лучше предприниматели разных отраслей координируют зарплату персонала.

 

25. Проблемы неравенства в доходах и бедности: методы изучения неравенства, индекс бедности Сена, проблема перераспределения доходов (прогрессивные налоги и всепомоществование – walfare.)

Неравенство в доходах и бедность значительных слоев населения являются важной и острой социальной проблемой современных государств. Это явление объясняется целой группой факторов: общее состояние экономики и ее эффективностью (объем ВВП и темпы его роста), различия в зарплате, доступ и собственности, уровень образования, квалификация труда и т.д. Рынок и конкуренция усиливают неравенство, дифференциацию между богатством и бедностью. Но одновременно в обществе усиливается негативное отношение к такой дифференциации и государство стремится перераспределить доходы, чтобы сделать их более справедливыми.

Для обоснованного измерения бедности и распределения богатства используются следующие методы:

а) определение минимальной потребительской корзины и величины среднего (медианного) дохода в обществе;

б) построение кривой Лоренца, вычисление децильного и квинтильного коэффициентов и коэффициента Джини.

В соответствии с релятивистской концепцией, популярной в 70-80-х годах бедными считаются те люди и семьи, которые не имеют средств, чтобы вести образ жизни, преобладающий в данном обществе. В соответствии с этой концепцией определялась черта бедности как некоторая доля от величины среднего дохода. В 90-е годы получает распространение концепции А. Сена, который получил за нее Нобелевскую премию в 1998 г. А. Сен предлагает при измерении бедности учитывать ее масштабы ( низкие денежные доходы и возможность их реализации), глубину ( размеры недостающих для преодоления бедности ресурсов) и интенсивность ( где наблюдается концентрация бедных - около черты бедности или на значительном от нее удалении). Изменения всех этих параметров учитывает индекс бедности ( суммирует показатели ), который сейчас стал распространенным инструментом сравнительного анализа бедности.

Кривая Лоренца показывает, как распределяются доходы по группам населения, долю группы в общем доходе:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал