Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура, порядок формирования и функции региональных органов власти






рименение того или иного типа организации органов управ­ления регионом зависит от множества факторов: численности на­селения региона, его правового статуса, исторических, националь­ных, культурных традиций, от размеров и географических осо­бенностей территории, от объема и сложности решаемых вопросов, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др.

В общем виде по выполняемым функциям (представление ин­тересов населения и их воплощение в жизнь) органы регионально­го управления могут быть разделены на исполнительные и пред­ставительные.

Система органов государственной власти республик, краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов устанавливается субъектами Российской Феде­рации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Субъекты Федерации не могут формировать систему государ­ственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основопо­лагающих принципов конституционного строя был нарушен. В противном случае возможно опротестование в Конституционном Суде Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные ор­ганы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему ис­полнительной власти в Российской Федерации.

Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полно­мочия, устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с ос­новами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Фе­дерации регулируются Конституцией Российской Федерации, фе­деральными законами, а также конституцией, уставом субъекта Федерации, законами и иными региональными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации дея­тельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими прин­ципами:

— государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

— распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

— верховенство Конституции Российской Федерации и феде­ральных законов на всей территории Российской Федерации;

— единство системы государственной власти;

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансирован­ности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

— разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им пол­номочий;

— самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы государственной власти, об­разуемые в соответствии с уставом (конституцией) субъекта Рос­сийской Федерации. Уставом (конституцией) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные ор­ганы. Положения об указанных территориальных органах утвер­ждаются соответствующими федеральными органами исполни­тельной власти.

Органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность за нарушение федерального законодательства, а также обеспечивают соответствие федеральному законодательству принимаемых или принятых ими конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими дея­тельности.

В случае принятия регионами нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федераль­ным конституционным законам и федеральным законам и по­влекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной цело­стности Российской Федерации, национальной безопасности Рос­сийской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации несут ответствен­ность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

Стратегическое планирование регионального развития

Основные задачи регионального планирования заключаются в обеспечении оптимального развития хозяйства регионов в едином хозяйственном комплексе государства; совершенствовании, специализации территорий; уста становлении оптимальных пропорций; эффективном использовании трудовых и природных ресурсов и производственных мощностей; рационализации размещения производительных сил Стратегическое планирование регионального разви ку включает следующие стадии: - разработка концепции регионального развития;

- обоснование важных пропорций;

- формирование системы целевых программ

Основной целью стратегии социально-экономического развития региона является ориентация на деятельность в направлении стабилизации и повышения качества жизни населения на основе повышения эффективности экономики и с абезпечення дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней за счет активизации инновационных и инвестиционных процессе.

Стратегия социально-экономического развития региона определяет содержание основных направлений деятельности органов местного самоуправления:

- управление социально-экономическим развитием;

- управление бюджетом и финансами;

- управление экономикой и предпринимательством;

- управление имуществом и землей;

- управление внешнеэкономической деятельностью;

- охрана окружающей среды

Концепция социально-экономического развития региона - это целенаправленный комплексный документ, который включает систему важнейшей политики развития региона в стратегической перспективе на основе необходимо й и достаточной экономической самостоятельности (стратегические приоритеты, цели, пропорции и механизмы.

Структура концепции развития региона должен содержать следующие разделы:

- социальная, экологическая, структурная, аграрная политика;

- региональная научно-инновационная политика, политика развития важных комплексов специализации и развития производительных сил, политика развития системы расселения, подготовки трудовых ресурсов и заняты занятости

- политика развития производственной инфраструктуры, рыночной инфраструктуры, инвестиционная и внешнеэкономическая политика;

- антимонопольная, финансово-бюджетная и налоговая, регионально-кредитная политика и развитие банковской системы;

- политика развития отношений собственности

Итак, концепция регионального развития определяет важные структурные изменения в процессах социально-экономического развития в форме важных приоритетов, целей и обеспечивает их реализацию с помощью экономических ческих и организационно-правовых механизмов На основе концепции региона формируется стратегическая комплексная программа социально-экономического развития, которая включает систему взаимосвязанных целевых программ П роцес формирования стратегии социально-экономического развития регионов является одним из важнейших направлений деятельности исполнительных и законодательных органов власти на всех уровняях.

 

 

19 Региональные политические элиты: состав, источники и порядок формирования

Среди субъектов региональных политических процессов элиты занимают особое, первенствующее место. Все исследователи согласны в том, что элиты играют доминирующую роль в политическом развитии постсоветской России. Присущие элитам интересы, ценностные и целевые установки являются важнейшими факторами принятия политических решений.

Элита - наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство, которое управляет неорганизованным большинством (Г. Моска)

 

Состав: (по лекции):

1. Глава региона

2. Руководство испол власти

3. Представители закон. Власти

4. Бизнес

5. Суд Власть

6. СМИ

7. Представители религ. деят-ти

8. Полномочные представители президента

9. Представители образов-й деят-ти

10. Теневая экономика

 

 

Помимо высшей политической элиты, принимающей важнейшие решения и состоящей из профессионалов-политиков, Р. Арон, выделяет еще несколько категорий:

— «духовная власть», в которую входят лидеры конфессиональных организаций и интеллектуальная элита;

— руководители военной элиты и силовых структур;

— крупные владельцы собственности или управляющие средствами производства;

— лидеры профсоюзов и политических партий;

— «административная власть», состоящая из функционеров высшего звена.

Структурирование элиты происходит на основе синтеза различных дополнительных факторов — объемов ресурсов политического господства, характера властного влияния, конкретных показателей образа жизни (образования, досуга, ценностных ориентаций и т. д.).

Источники и порядок формирования:

Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, проживающий на определенной территории. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, интерес, воля.

 

Формирование и воспроизводство элит – непрерывный процесс. Он включает в себя рекрутирование, внутриэлитную консолидацию и мобильность.

Политическое рекрутирование определяется как процесс вовлечения индивидов и групп в активную политическую деятельность; элитное рекрутирование является разновидностью политического.

Важнейшие параметры рекрутирования – это его механизмы и каналы. Механизмы понимаются в современной элитологии как принципы выдвижения в состав элиты, зависящие от типа общественной системы и её модели стратификации. Механизмы могут быть традиционалистскими: кровное родство, землячество, религиозная и этническая принадлежность, владение официальным языком, имущественный и сословный ценз, личная преданность группе, протекционизм. Но они могут быть и конкурентными: характер образования, профессия и уровень квалификации, личные качества кандидата с точки зрения соответствия должности.

Каналы рекрутирования – пути продвижения индивидов и групп в высокостатусные страты. Они делятся на официальные (формально-правовые): выборы, назначения, победу в конкурсе на должность и неофициальные: принадлежность к «команде», личная преданность лидеру и т.д. Теоретически каналами рекрутирования выступают социальные и политические институты: органы государственной власти и местного самоуправления, партии, СМИ, профсоюзы, общественные объединения, армия, правоохранительные органы, религиозные и этнические объединения. Однако соотношение каналов рекрутирования, степень их устойчивости можно установить только методами социологического анализа.

Преобладание конкретных каналов рекрутирования зависит, прежде всего, от социокультурных традиций региона, складывавшихся исторически (позиционных факторов). Динамический фактор состоит в типе политического режима, специфике распределения власти и влияния между институтами и акторами.

Принципы рекрутирования в России. Сохраняется, а во многих регионах преобладает номенклатурный принцип. Он означает продвижение в административную элиту либо финансово-промышленные группы на основе формальных и (чаще) неформальных связей, негласных правил поведения. Способы рекрутирования элит почти целиком зависят от личных предпочтений руководителя, т.е. основаны на патрон-клиентарных отношениях.

Региональные элитные кланы – это устойчивые политико-экономические группы. Они объединены общими интересами. Консолидированы вокруг руководителей исполнительной власти – губернаторов, президентов, мэров. В основе внутриэлитного единства – отношения личной зависимости и преданности патрону. Именно личная преданность лидеру – важнейший неформальный механизм рекрутирования правящих групп. Вместе с тем политическая элита региона обычно разделена на много соперничающих кланов, и это дробление тянется вниз, на местный уровень. Сегменты элиты иерархически соподчинены на основе обмена ресурсами влияния.

Типология строения региональных политических элит может быть дана по различным признакам. По степени конкурентности А.Н. Медушевский выделяет открытую, закрытую и переходную элиты. Открытая элита имеет черты: плюрализм группировок, консенсусные методы принятия решений. Закрытая элита имеет жесткую иерархию, единую структуру и соподчинение лидеру; над контрэлитами установлен жёсткий контроль (Калмыкия, Башкортостан, Татарстан). Переходная элита сочетает черты противоположных типов (Саратовская, Кемеровская области, Хабаровский край).

Коллектив ростовских исследователей (В.Г.Игнатов, А.В. Понеделков, А.М. Старостин и др.) выделяем элиты по экономической ресурсной базе, а также полиэтничности/этнократизму.

По вертикальному строению региональные элиты делятся на: 1) высший слой (реально принимающие стратегические решения) – политическую элиту; 2) средний слой – «бюрократию» (руководителей структурных подразделений); 3) клиентелы (исполнителей со специализированным влиянием). На каждом иерархическом уровне складывается соподчиненная «команда» со своим лидером и корпоративными интересами

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал