Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Античности до эпохи возрождения
1. Техника архаических культур: особенности и механизмы воспроизводства. 2. Античная техника и ее концептуализация. 3. Технические практики в Средневековье. 4. Изменение отношения к технической деятельности в эпоху Ренессанса. 1. Техника архаических культур: особенности и механизмы воспроизводства. В истории развития Древнего общества сложились два образа техники: приспособительный и агрессивный. Первый образ – приспособительный - основывается на идее поддержания существующего общественного и природного порядка в Древнем Китае в связи с развитием техники, в Древней Индии культивировалось стремление к гармонии общества и природы. Второй образ техники – агрессивный – «война с природой», нападение на нее с целью завладеть ее богатствами, т.е. путь агрессии. Такой тип взаимоотношения с природой был характерен для древнеегипетского, древневавилонского, ассирийского и других народов Междуречья. Древние народы обустраивали свое жизненное пространство согласно своим религиозно-мифологическим представлениям, уходящими корнями в далекое прошлое. Технические знания носили религиозный и практически-культовый характер. В целом, первоначально формируясь в древних культурах, техника проходит следующие этапы развития: 1. Освоение природы через сначала случайное, а затем целенаправленное использование технических орудий с целью защиты и приспособления к окружающей среде; 2. Переход от собирательного к производительному хозяйству с применением первых орудий труда; 3. Осуществление деятельности по созданию средств труда, сохранение и передача опыта его производства. Становление человека культуры напрямую связано с появлением и развитием техники. Собирательство, охота и рыбалка требовали применения простых орудий. Переход к земледелию способствовал не только изготовлению орудий, но и развитию технологии их применения. Комбинация различных материалов, инструменты для создания орудий труда, а также техника их изготовления – все это в целом свидетельствует об усложнении и ускорении развития техносферы, техническое приспособление человека к природе, становление его как субъекта социального действия. Несмотря на то, что техническое действие по своей природе целенаправленное и рациональное, в первом периоде антропологической истории оно было тесно связано с мифом, т.е. с иррациональным переживанием, ритуальными действиями. Так у многих древних племен развито было чувство ответственности, которое проявлялось в каждодневной обрядовой и заклинательной, точно исполняемой процедуре, которая помогала «солнцу взойти и вселенной не распасться»[4]. Постепенно накапливаемые знания оттачивались, усложнялись и упорядочивались в мифах как мировоззренческих конструкциях миропостроения, миропонимания. В них космическое, религиозное и практическое выступало в целостном объединении противоположностей. В сознании древнего мастера сливаются в единое целое практика орудийного ремесленничества и магия ритуальных предписаний. Сакрализация технической деятельности в древности рассматривается как магическая сфера, действующая на грани сил света и тьмы. А исполнитель священного ритуала - ремесленник наделялся статусом колдуна, шамана, посредника между миром природного и сверхчувственного. Техническое знание в данный период имеет рецептурный характер, помещенный в магический трактат.
|