Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распад СССР. Становление независимой Российской Федерации.
1. Преобразование в государственном механизме в конце 80-х – начале 90-х годов Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг. курс на развитие демократии привел к изменению системы высших органов государственной власти. В конце 1988 г. был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», в соответствии с которым были созданы: 1. Съезд народных депутатов СССР – высший орган государственной власти СССР, состоявший из 2250 депутатов, который должен был проводить свои очередные заседания один раз в год. Был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. А вопросы принятия Конституции СССР, внесения в нее изменений, определения государственной границы СССР, принятия решений о проведении референдума и др., относились к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. 2. Съезд народных депутатов союзных и автономных республик – В 1989 г. была уточнена структура высших органов государственной власти союзных и автономных республик: в тех из них, где предусматривалось создание Съездов, именно они объявлялись высшими органами власти, в противном случае Верховные Советы сохраняли за собой эти полномочия. 3. Верховный Совет СССР – сохранился как двухпалатный и стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно. Ему было предоставлено право созыва Съезда народных депутатов СССР. Избирался тайным голосованием из числа народных депутатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен. Как и Съезд народных депутатов, имел право осуществлять в пределах компетенции Союза регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством, социально-культурным строительством, кроме того, получил такие правомочия, ранее принадлежавшие Президиуму Верховного Совета СССР, как толкование законов СССР, образование Совета обороны, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил, ратификация и денонсация международных договоров, издание общесоюзных актов амнистии, учреждение орденов и медалей и др., которые затем были частично изменены в связи с введением поста Президента СССР. 4. Местные Советы народных депутатов Вместе данные органы составляли единую систему представительных органов. 5. Президиум Верховного Совета СССР в результате произошедших перемен превратился в технический орган, обеспечивающий организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. Его деятельность продлилась немногим более двух лет. После августовских событий 2 сентября 1991 г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который вскоре прекратил свое существование. Последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений: 1. Высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: а) Верхняя – Совет Республик был вправе принимать решения об организации и порядке деятельности органов Союза, ратифицировать и денонсировать международные договоры Союза ССР. б) Нижняя – Совет Союза был вправе рассматривать вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимать решения по всем вопросам компетенции бывшего Верховного Совета СССР. Законы, принятые Советом Союза, требовали одобрения Советом Республик. Своими совместными решениями палаты могли вносить изменения в Конституцию, принимать в состав Союза новые государства, объявлять войну, заключать мир и т.д. Этот орган просуществовал еще меньше своих предшественников. В связи с ратификацией 12 декабря 1991 г. Соглашения о создании СНГ, предполагавшего роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов, Российская Федерация в этот же день приняла решение об отзыве своих депутатских групп из Верховного Совета СССР. 2. Государственный Совет СССР создавался для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик, и образовывался на межреспубликанской основе. В его состав входили высшие должностные лица союзных республик и Президент СССР, который руководил его деятельностью. Решения этого органа носили обязательный характер. 3. 14 марта 1990 г. был введен пост Президента СССР, что стало важным моментом в преобразовании политической системы. Первым и единственным Президентом Советского Союза стал М.С. Горбачев, избранный на эту должность 15 марта 1990 г. внеочередным третьим Съездом народных депутатов СССР. Президент, являясь главой государства, должен был выступать гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, принимать необходимые меры по охране суверенитета СССР, безопасности и территориальной целостности страны, обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления, а также осуществлять ряд других полномочий. На основе и во исполнение Конституции и законов он издавал указы, которые должны были иметь общеобязательную силу на всей территории страны. Если Президент не мог исполнять свои обязанности, его полномочия должны были перейти к председателю Верховного Совета СССР, при невозможности — к председателю Совета Министров СССР. 26 декабря 1990 г. Президент стал возглавлять систему органов государственного управления СССР, получил право отменять постановления и распоряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответствующих актов Советов министров республик в случаях нарушения ими Конституции и законов СССР. 4.В тот же день была учреждена должность вице-президента СССР, на которого возлагались выполнение по поручению Президента отдельных его полномочий и замещение высшего должностного лица в случае отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. После августовских событий 5 сентября 1991 г. должность вице-президента СССР была упразднена. 5.26 декабря 1990 г. вместо Совета Министров СССР был создан Кабинет Министров СССР, возглавляемый премьер-министром. Правительство СССР, являясь исполнительно-распорядительным органом, обязано было подчиняться Президенту СССР и несло ответственность перед ним и перед Верховным Советом СССР. Судебные органы претерпели изменения, которые начались в конце 1988 г. В первую очередь это коснулось процесса формирования судов. Если ранее судьи районных (городских) судов избирались гражданами района (города), а вышестоящие — соответствующими Советами народных депутатов, то теперь все судьи, вплоть до краевых и областных, должны были избираться вышестоящими Советами народных депутатов, а судьи Верховного Суда СССР, Верховных судов союзных и автономных республик, судов автономных областей и округов — соответствующими Советами. Одновременно был увеличен срок полномочий судей всех судов. 26 декабря 1990 г. разрешение хозяйственных споров в стране было возложено на Высший арбитражный суд СССР, сменивший ранее существовавший государственный арбитраж и его органы в республиках. В соответствии с произведенными изменениями расширялась подсудность. Если ранее государственный арбитраж разрешал споры только между государственными предприятиями, учреждениями и организациями, то в арбитражном суде сторонами в процессе стали выступать лица независимо от форм собственности. В начале 90-х гг. начался процесс перехода от однопартийной к многопартийной политической системе. В соответствии с внесенными в Основной Закон изменениями другие политические партии, общественные организации и массовые движения получили возможность наравне с КПСС участвовать в выработке политики государства, управлении государственными и общественными делами. Все политические партии признавались равными перед законом. Всем профсоюзам предоставлялись равные права. Служители религиозных организаций как полноправные граждане государства имели право на участие в политической жизни, чем они и воспользовались при формировании представительных органов власти различных уровней. Вместе с тем религиозные организации не могли участвовать в деятельности политических партий и оказывать им финансовую поддержку. Произошедшие изменения на общесоюзном уровне повлекли за собой аналогичные процессы и в некоторых союзных республиках. Так, 27 октября 1989 г. в РСФСР была пересмотрена структура высших органов государственной власти: появились Съезд народных депутатов РСФСР и съезды народных депутатов автономных республик. В тех автономных республиках, где Съезды народных депутатов не создавались, высшими органами государственной власти остались Верховные Советы. В мае 1991 г. в связи с внесенными изменениями в Конституцию автономные республики стали именоваться республиками в составе РСФСР, а их высшие органы государственной власти — Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе РСФСР. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, в которой разделение законодательной, исполнительной и судебной властей объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. После этого в строительстве государственного механизма стали исходить из этой идеи. Весной 1991 г. в РСФСР были одновременно учреждены два поста — Президента и вице-президента. Учитывая опыт в регламентации правового статуса высших органов государственного управления Союза ССР, было предусмотрено, что российский Президент является главой исполнительной власти, руководит деятельностью Совета Министров РСФСР, а правительство, в свою очередь, подотчетно Президенту. Полномочия вице-президента России и Союза были аналогичны. Вслед за постом российского Президента стали вводиться должности президентов республик в составе РСФСР. Предусматривалось, что эти должностные лица входят в единую систему исполнительной власти РСФСР, возглавляемую Президентом РСФСР. Действие актов президента республики в случае их противоречия Конституции и законам РСФСР могло быть приостановлено Президентом РСФСР. Одновременно с учреждением поста президента республики в составе РСФСР была предусмотрена возможность изменения названия правительств республик: наряду с Советом Министров появился Кабинет Министров республики в составе РСФСР. С августа 1991 г. начинается процесс усиления власти Президента РСФСР. В соответствии с постановление Верховного Совета РСФСР «О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР», во-первых, Президент получил право отстранять от должности председателей краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономной области и автономных округов в случае неисполнения этими органами законодательства РСФСР, указов Президента и актов Правительства РСФСР. Во-вторых, вводилась должность глав администраций края, области, автономной области, автономного округа (должность главы местной администрации была предусмотрена Законом от 06 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» и в соответствии с Законом была выборной) как руководителей соответствующих исполнительных органов. Глава администрации признавался правопреемником исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Право назначения и освобождения от должностей глав администраций вышеназванных единиц предоставлялось Президенту. Предусматривалось, что Президент, вице-президент, Совет Министров, главы исполнительной власти и советы министров республик в составе РСФСР, главы и органы исполнительной власти автономных и административно-территориальных образований составляют единую систему исполнительной власти в РСФСР. Главы администрации края, области, автономной области, автономного округа не только назначаются, но и подотчетны ему. С момента назначения на должность главы администрации прекращались полномочия исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Указом учреждались также представительства Президента в республиках и его представители на местах. Предусматривалось, что названные должностные лица осуществляют свою деятельность под руководством Президента и в тесном взаимодействии с Правительством РСФСР. С 1 ноября 1991 г. временно вводился запрет на проведение выборов представительных и исполнительных органов государственной власти всех уровней, кроме ранее назначенных выборов президентов и Верховных Советов республик и выборов народных депутатов вместо выбывших. Предусматривалось, что Президент РСФСР самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти. Изменялся порядок замещения должностей глав администраций краев, областей, автономной области и автономных округов, городов и районов: они должны были до проведения выборов назначаться Президентом РСФСР или по его поручению главой администрации вышестоящего уровня по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов и с учетом мнения народных депутатов РСФСР от соответствующей территории. Специально оговаривалось, что данное положение не распространяется на уже назначенных Президентом РСФСР глав администраций. Также предусматривалось, что законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы, подлежат приоритетному исполнению. Законодательные акты СССР и РСФСР применяются в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с рассматриваемым постановлением. Акты Союза ССР, препятствующие проведению экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР. Судебная система РСФСР также претерпела изменения. Еще до разрушения СССР в республике был учрежден высший судебный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РСФСР, не имевший аналогов на уровне Союза. Члены Конституционного Суда РСФСР избирались Съездом народных депутатов тайным голосованием. Срок полномочий этого органа по закону был не ограничен. Конституционный Суд РСФСР осуществлял судебную власть путем рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов, о конституционности правоприменительной практики, а также давал заключения по определенным вопросам. Решения этого судебного органа были окончательны и не подлежали обжалованию, вступали в силу немедленно после их провозглашения. Законом специально оговаривалось, что этот орган не рассматривает политические вопросы. Так же как и в СССР, в России был создан арбитражный суд. С 1 октября 1991 г. упразднялись арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях. Система арбитражных судов в РСФСР была двухзвенной и соответствовала национально-государственному и административно-территориальному устройству: первое звено — Высший Арбитражный Суд РСФСР, второе — Высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов. На арбитражный суд было возложено рассмотрение экономических споров и споров в сфере управления. Вслед за СССР 16 июня 1990 г. были внесены изменения в гл. 1 Конституции РСФСР, определявшую политическую систему общества. Эти изменения были приняты первым Съездом народных депутатов РСФСР после провозглашения Декларации о государственном суверенитете России, в ст. 12 которой всем гражданам, политическим партиям, массовым движениям, общественным и религиозным организациям гарантировались равные правовые возможности участия в управлении государственными и общественными делами. 25 октября 1990 г. принимается Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». В целях обеспечения установленного Конституцией РСФСР равенства прав политических партий и массовых общественных движений прекращалась деятельность их органов в государственном аппарате, учреждениях и организациях. Государственные служащие при осуществлении своей деятельности должны были руководствоваться только требованиями действующего законодательства и не быть связанными решениями политических партий и массовых общественных движений. Предусматривалось, что, осуществляя свое конституционное право на объединение, они вправе участвовать в деятельности вышеуказанных организаций, но только в нерабочее время и за пределами служебной территории. Запрещалось требовать от граждан сведений о партийной принадлежности в анкетах и других документах.
|