Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распад СССР
Пытаясь остановить распад государства, руководство СССР предприняло попытку создать новую правовую основу существования Союза. В результате напряженной работы ученых и политиков, представителей центра и республик в Ново-Огареве был согласован проект Договора о Союзе суверенных государств. Предусматривалось подписание Автономными республиками Союзного договора как членами Союза ССР и РСФСР. 15 февраля 1991 г. состоялась встреча министров иностранных дел СССР и союзных республик и их представителей. Участники форума приняли решение о создании Совета министров иностранных дел СССР и союзных республик, который будет представлять собой механизм участия республик в выработке, осуществлении и координации внешнеполитической деятельности СССР, конкретного обсуждения международных проблем, нахождения решений по организационным и иным вопросам. Главная цель создания Совета — взаимодействие для более полного и гармоничного учета интересов Союза и республик во внешнеполитической сфере. В годы «перестройки» в России, как и в других республиках, сложилось мнение, что большинство проблем РСФСР связано с отсутствием у нее возможности без санкции СССР использовать свои материальные и финансовые ресурсы, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением основ общественного и государственного строя республики. Вместе с тем даже в последние годы существования СССР суверенитет России не противопоставлялся факту существования СССР. 12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Децентралистские тенденции не могли не затронуть и саму Россию, которая являлась сложным государственным организмом. Вначале о суверенитете заявляют российские автономии. В частности, 27 сентября 1990 г. была провозглашена Декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия). Суверенитет провозгласили и другие республики. Некоторые члены Российской Федерации заявили об изменении своего государственно-правового статуса. Так, четыре автономные области: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай и Хакасия стали республиками. Процессами, аналогичными тем, что протекали в России, были охвачены и другие союзные республики. Противостояние центра и республик не могло не затронуть вопроса об армии. Республики, заявившие о выходе из СССР, начинают создавать собственные вооруженные формирования и полностью игнорируют исполнение Закона о воинской обязанности СССР, а республики Прибалтики и Молдова потребовали вывода частей Советской Армии со своей территории. В связи с поднявшейся волной сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство страны решает провести 17 марта 1991 г. референдум по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик. Большинство населения страны на референдуме высказалось за сохранение СССР как федерации, но процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в «войне законов», т.е. игнорировании республиканскими органами власти Конституции и других законов СССР. Союз был еще жив, но руководители крупнейших союзных республик уже на межреспубликанском уровне решали вопросы, связанные с его упразднением. Перспектива принятия согласованного в Ново-Огареве проекта нового Союзного договора, поддержанного парламентами восьми республик, означала, по существу, переход от союзного государства к союзу государств. В этих условиях у части руководителей СССР возникает мысль путем введения чрезвычайных мер восстановить прежнюю форму государственного единства, т.е. одной из причин событий августа 1991 г. являлись начавшийся распад СССР и осознание руководством Коммунистической партии и государства невозможности остановить этот процесс другими, не чрезвычайными мерами. 19 августа 1991 г. за подписью исполняющего обязанности президента СССР Г.И. Янаева, премьер-министра B.C. Павлова и первого заместителя председателя Совета обороны СССР О.Д. Бакланова было обнародовано «заявление советского руководства», которым на шесть месяцев вводилось чрезвычайное положение. В соответствии с ним вся полнота власти в стране переходила к Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), в состав которого вошли, включая подписавших документ лиц, практически все высшее руководство страны (министры обороны, внутренних дел, председатель КГБ) и некоторые другие лица. В Москву вводились войска. Во всех документах ГКЧП на первый план выдвинуты вопросы сохранения прежней формы государственного единства. Однако действия, которые потом были названы путчем, провалились, поскольку проводились нерешительно, хотя в тот момент все силовые ведомства находились еще в руках «гекачепистов». А Президент России Б.Н. Ельцин использовал повод, чтобы повернуть события в свою сторону. «Путчисты» без всякого их сопротивления были арестованы, и реальная власть в Москве перешла фактически в руки Президента России, выступившего в качестве «защитника законности». В развитие событий Ельцин провел через высшие органы власти РСФСР закон о запрещении деятельности КПСС на ее территории, что лишило политическую систему СССР опоры в лице соответствующих партийных комитетов. События 19-20 августа явились последней организованной попыткой противодействовать распаду СССР. Большинство союзных республик, ранее лишь провозгласивших свой суверенитет, теперь пошло дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили собственность Союза республиканской, перестали принимать участие в материальном содержании Союза и в работе его органов, а эти органы перестали сопротивляться распаду государства. 6 сентября 1991 г. постановлением Государственного Совета СССР была признана независимость Прибалтийских республик. В отличие от других союзных республик РСФСР была связана с СССР тем, что органы государственной власти и СССР, и России располагались на одной территории, а центральные — даже в одном городе. После заявления о государственной независимости союзных республик получалось, что реально на территории России продолжали существовать два президента и два парламента. Конечно, такое положение не могло долго оставаться неизменным. Последние недели и месяцы существования СССР были отмечены вытеснением органов Союза из всех сфер и заменой их российскими. Россия переводит под свой контроль все наследство Союза ССР на своей территории и за границами СССР. Конец СССР был положен на встрече президентов 11 республик Союза, состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. В Декларации, подписанной президентами говорилось, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия, определяемом соглашением участников Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Декларация констатировала, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Сохранялись только объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным вооружением.Вслед за созданием СНГ прекращается деятельность высших органов власти СССР – были освобождены от своих обязанностей народные депутаты СССР и народные депутаты республик, работавшие на постоянной основе в Верховном Совете СССР, а также работники секретариата, члены Верховного Суда СССР, судьи Высшего Арбитражного Суда СССР, члены коллегии Прокуратуры Союза ССР и работники этих органов. Нельзя сказать, что роспуск Советского Союза получил широкое одобрение. Значительная часть общества в России и других республиках бывшего СССР выступала против этого. Однако поставленные перед фактом упразднения СССР противники этого шага не могли оказать организованного противодействия, так как после августовских событий любые проявления несогласия с политической линией руководства в России и других республиках СССР рассматривались как действия, направленные на подрыв демократических преобразований. Да и действия руководства СССР во главе с Президентом, решившего в конце концов подчиниться воле глав трех республик, оставляли ограниченное поле для легитимного противодействия. 3. Становление независимой Российской Федерации. После разрушении СССР отношения России с его бывшими партнерами перешли в разряд внешнеполитических. Во многом они были определены Уставом Содружества Независимых Государств, принятым в г. Минске 22 января 1993 г. В нем подтверждалось, что СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, а его члены являются самостоятельными и независимыми субъектами международного права. Органами СНГ были названы Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и советы соответствующих министров, например иностранных дел. Между участниками СНГ складываются взаимоотношения, регулируемые договорами как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Ввиду того, что СНГ, не будучи государством, не могло быть и правопреемником государства, правопреемство должны были осуществлять республики. Россия — самая мощная из республик — по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство СССР в той части, которую нельзя или нецелесообразно было делить. В частности, решением Совета глав государств СНГ был поддержан переход к России членства СССР в Совете Безопасности ООН со всеми вытекающими отсюда правами и обязательствами. Также Президенту России было передано право применения ядерного оружия. Приход к власти новых политических сил в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет при поддержке соответствующей политической практики в других республиках Союза. Все это не могло не оказать влияния на внутренние процессы в России, которая сама являлась сложным государством. Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством республик России Федеративный договор явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем закреплялось, что члены Федерации отказывались от сепаратизма и центробежных устремлений, а федеральная власть — от централистских тенденций, стремления к диктату. Республики признавались собственниками своей земли, недр, лесов и других природных ресурсов. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномочий между общероссийскими властями и республиканскими. Однако не все республики подписали данный договор. Чечня, Республика Татарстан отказались подписать Федеративный договор и, как многие другие (например, Саха – Якутия), в 1992 г. перестали платить налоги в федеральный бюджет, не отказавшись в то же время от бюджетного финансирования из центра. Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра с национально-государственными образованиями, но не с краями и областями. В результате этого произошло ущемление прав краев и областей. Так, республики и автономные округа приобрели право на свои недра и на все то, что воздвигнуто у них, а в краях и областях все это оставалось федеральной собственностью. Суверенизация российских республик привела к тому, что и административно-территориальные единицы захотели получить такие же права. При таком повороте событий Федеративный договор не мог являться краеугольным камнем, определяющим форму государственного единства. Происходящее требовало поисков другого подхода. В 1993 г. была принята Конституции Российской Федерации. Она превращала Россию из парламентской в президентскую республику с широчайшими, фактически неограниченными правами главы государства. Что же касается организации государственного единства, то ст. 4 Конституции утвердила единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России, а ст. 6 — единое гражданство. В п. 1 раздела второго Конституции устанавливается ее приоритет над всякого рода договорами между органами государственной власти России и ее членов (Конституция применяет термин «субъекты»), между самими членами и т.п. Все члены Федерации объявляются ее равноправными субъектами (ст. 5). Несмотря на то что Конституция 1993 г. решила принципиальные вопросы организации государственного единства, проблема взаимоотношений Российской Федерации с ее субъектами осталась. Большинство субъектов Федерации после принятия Конституции России делают шаги по приведению в соответствие своего законодательства федеральному. Однако важнейшие положения конституций некоторых республик России длительное время продолжали противоречить федеральной Конституции. Так, основные законы Татарии, Тывы и Якутии (Саха) не признавали верховенства Конституции и федеральных законов в сферах совместной компетенции центра и субъектов Федераций, а Конституция Тывы предусматривала право выхода республики из состава России. Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где дело дошло до настоящей войны.
|