Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция Российской Федерации 1993 Г.⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40
Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. Она превращала Россию из парламентской в президентскую республику с широчайшими, фактически неограниченными правами главы государства. Что же касается организации государственного единства, то ст. 4 Конституции утвердила единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России, а ст. 6 — единое гражданство. В п. 1 раздела второго Конституции устанавливается ее приоритет над всякого рода договорами между органами государственной власти России и ее членов (Конституция применяет термин «субъекты»), между самими членами и т.п. В соответствии со ст. 65 Конституции Российская Федерация состоит из 21 республики, шести краев, 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, одной автономной области — Еврейской, 10 автономных округов. Все члены Федерации объявляются ее равноправными субъектами (ст. 5). Конституция допускает прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривает права выхода из ее состава. Статус членов Российской Федерации определяется Конституцией России и актом данного члена Федерации, принятым его представительным органом власти: в республиках — конституциями, а в остальных членах Федерации — уставами. Конституция предполагает, что статус члена Российской Федерации может быть изменен, но только с его согласия. Соотношение прав России и членов Федерации по отношению к территории определяет ст. 67, в которой говорится, что территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Государственная власть в Российской Федерации, осуществляемая на основе разделения властей, стала принадлежать Президенту, Федеральному Собранию, состоящему из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, Правительсту и судам (ст. 11 Конституции). Президент получил право роспуска Государственной Думы (ст. 84). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90). К другим отличиям от Конституции 1977 года можно отнести следующее: 1. Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России); 2. Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет); 3. Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет); 4. Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции РФ). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции РФ 1977 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов РФ рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР 5. Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов РФ может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов РФ). 6. Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции РФ 1978 года) 7. В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1977 года). При подготовке новой Конституции России широко использовались варианты решения проблем, проработанные при попытках реформирования СССР, например, вопрос о разграничении компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Конституция предусматривает, что часть вопросов находится в исключительном ведении федеральных органов власти, другая — в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а третья — в исключительной компетенции субъектов Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией РФ и договорами. К исключительной компетенции федеральных органов власти отнесены важнейшие вопросы жизни всей Федерации в целом, в том числе принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона и оборонное производство, судоустройство и проч. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. К совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены такие вопросы, как: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры и проч. Таким образом, к совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены все важнейшие вопросы, затрагивающие обе стороны. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, причем федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории. В частности, к их компетенции в соответствии со ст. 77 Конституции отнесено право самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом. Разграничение полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов, система разделения властей потребовали создания механизма защиты установленного порядка. В связи с этим Конституционному Суду РФ вменяется в обязанность рассматривать дела о соответствии актов Федерации, а также договоров между Федерацией и ее субъектами Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд решает и споры о компетенции, возникающие как между органами власти субъектов Федерации, так и между органами власти Федерации и субъектов Федерации. Президент России имеет право до решения суда о неконституционности акта органа исполнительной власти субъекта Федерации приостановить его действие. Президент России может использовать согласительные процедуры в случае противоречия между федеральными властями и властями субъекта Федерации, а также между властями субъектов Федерации. Несмотря на то что Конституция 1993 г. решила принципиальные вопросы организации государственного единства, проблема взаимоотношений Российской Федерации с ее субъектами осталась. Большинство субъектов Федерации после принятия Конституции России делают шаги по приведению в соответствие своего законодательства федеральному. Однако важнейшие положения конституций некоторых республик России длительное время продолжали противоречить федеральной Конституции. Так, основные законы Татарии, Тывы и Якутии (Саха) не признавали верховенства Конституции и федеральных законов в сферах совместной компетенции центра и субъектов Федераций, а Конституция Тывы предусматривала право выхода республики из состава России. Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где дело дошло до настоящей войны.
52. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х – 90-е годы 20 века. Законодательство в данный период первоначально, как и прежде, развивается на двух уровнях: общесоюзном и республиканском. Но чем дальше, тем большее значение приобретают именно законы союзных республик. Тенденции, заложенные в праве перед разрушением Советского Союза, получают свое дальнейшее развитие. Проводятся работы, завершившиеся принятием в 90-х гг. кодексов — Таможенного, Водного, Семейного, Арбитражного процессуального и др. Предполагалось издание и Свода законов РФ. В республиках утверждается институт указов президентов. В России президентские указы фактически приобрели юридическую силу, не только равную законам, но и по сути превосходящую их. С начала 90-х гг. на территории России в качестве источников права признавались как российские нормативно-правовые акты, так и правовые нормы Союза ССР, не противоречащие Конституции и законодательству РСФСР и действовавшие до принятия соответствующих российских актов. В России пересматривается юридическая сила указов Президента. В ч. 3 ст. 90 Конституции 1993 г. установлено, что указы Президента не должны противоречить как основному, так и федеральным законам. Демократические процессы, происходившие в обществе, находили свое отражение в конституционном праве. В декабре 1988 г. реформируется избирательная система. Предусматривается, что теперь выборы народных депутатов производятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам. С целью обеспечения представительства общественных организаций предусматривается выбор '/3 народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и автономных республик именно от них. Реально обеспечивается неограниченная свобода выдвижения кандидатов в депутаты. Избирательного права наряду с психически больными гражданами, признанными судом недееспособными, были лишены только лица, содержащиеся в местах лишения свободы и направленные по решению суда в места принудительного лечения. Через год — в декабре 1989 г. — последняя категория граждан получила избирательные права, но новая — лица, в отношении которых была избрана мера пресечения — содержание под стражей, их потеряла. Центробежные силы, действовавшие в советском обществе в конце 80-х — начале 90-х гг., провоцировавшие массовые беспорядки, обусловили необходимость принятия 3 апреля 1990 г. Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения». Право введения такого положения предоставлялось соответствующему Верховному Совету с уведомлением вышестоящего Верховного Совета и Президента СССР. В этих условиях допускалось привлечение воинских частей Вооруженных Сил СССР и Комитета государственной безопасности СССР, Верховному Суду СССР предоставлялось право изменять установленную законом территориальную подсудность гражданских и уголовных дел. Если в местностях, где объявлено чрезвычайное положение, органы государственной власти и управления не обеспечивали надлежащего осуществления своих функций, предусматривалась возможность введения временного президентского правления. Вслед за Союзом изменяет свое конституционное право и РСФСР. Большое внимание было обращено на регламентацию правового статуса гражданина. 22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Через несколько дней после Декларации — 28 ноября 1991 г. — принимается Закон «О гражданстве РСФСР», введенный в действие 6 февраля 1992 г. Как и в Декларации, в нем содержался запрет на лишение гражданства, использовавшийся в предыдущий период как средство борьбы с инакомыслящими. Подтвердив ранее известные принципы единого и равного гражданства, Закон допускает возможность двойного гражданства. Акт вступал в силу после разрушения Союза, поэтому наиболее важным на тот период являлось такое основание приобретения гражданства, как признание. Гражданами России признавались все граждане СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу Закона, если они в течение года после этого дня не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Допускался и прием в гражданство. Условием было постоянное проживание на территории России в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. В 1991 г. принимается Закон РСФСР «О чрезвычайном положении». Специально оговаривалось, что правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. Запрещалось как учреждение чрезвычайных судов, так и использование ускоренного или чрезвычайного судопроизводства. Принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина послужило основанием для внесения изменений и дополнений в апреле 1992 г. в действовавшую Конституцию. Впервые декларировалось, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности граждан. Тогда же — 21 апреля 1992 г. — было изменено наименование государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на наименование Российская Федерация — Россия. Значительные изменения произошли и в избирательном праве. С 1993 г. выборы стали проводиться по смешанной системе, предполагающей избрание депутатов частично по пропорциональному принципу — партийным спискам, а частично по мажоритарному. Важнейшим изменением является принятие на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ. В развитии гражданского права можно выделить постепенное допущение рыночных отношений. В 1986 г. принимается Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в соответствии с которым она допускалась в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также в некоторых иных случаях. При этом обязательным были использование лишь личного труда граждан и членов их семей и только в свободное от основной работы время. Могли трудиться также домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и учащиеся, не занятые в общественном производстве. 1 января 1988 г. вступил в силу Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Из этого вытекало, что производственная и социальная деятельность предприятия осуществляется за счет заработанных трудовым коллективом средств. Из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), возмещались материальные затраты. С 1 июля того же года вводится в действие Закон «О кооперации в СССР». Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народно-хозяйственного комплекса страны. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и т.д. В системе мер по совершенствованию производственных отношений все большее значение стала приобретать аренда. В связи с этим в апреле 1989 г. принимается Указ «Об аренде и арендных отношениях в СССР», а в ноябре того же года Верховный Совет утверждает Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде. В соответствии с ними трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) или структурной единицы объединения вправе был образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия. Арендатор получал право выкупа арендованного имущества, после реализации которого арендное предприятие по решению трудового коллектива могло быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности. В 1990 г. принимаются законы «О собственности в СССР» и «О предприятиях в СССР». Первым из них устанавливалось, что в СССР может существовать наряду с государственной, коллективной и собственностью советских граждан собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, допускалось объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности. В соответствии с формами собственности второй Закон установил виды предприятий: индивидуальное и семейное, основанное на собственности советских граждан, коллективное предприятие, государственное (союзное и республиканское) предприятия и др. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. возрождалось деление имущества на движимое и недвижимое, вводились понятия коммерческих и некоммерческих организаций, устанавливался общий для юридических и физических лиц срок исковой давности три года, возможность возмещения морального вреда, восполнялись пробелы в сфере обязательственных правоотношений. В гражданском праве России можно выделить Закон «О собственности в РСФСР», принятый в конце декабря 1990 г. и введенный в действие с 1 января 1991 г. Он наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений (организаций) восстановил частную собственность. Впервые после Октября в собственности граждан могли находиться земельные участки, квартиры стали объектом права собственности несколько раньше — по закону Союза. В отличие от прежнего законодательства не ограничивались число и стоимость приобретенного имущества. Вводилась приобретательная давность — добросовестное и открытое владение недвижимым имуществом не менее 15 лет и движимым не менее пяти лет — как основание возникновения права собственности. Закон о собственности (ст. 25) предусматривал возможность приватизации, т.е. отчуждения в собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества. К середине 90-х гг. сложилась многоуровневая система гражданского законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., действовавшие только в той части, которая не противоречила Конституции и законодательным актам России, принятым после 12 июня 1990 г., ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам — с другой, а также соответствующие подзаконные акты. Такое состояние законодательства требовало создания единого кодифицированного акта. Им стал новый Гражданский кодекс РФ. Основными направлениями нового ГК РФ были: во-первых, последовательное возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании, во-вторых, отказ от политических и экономических деклараций, вносящих путаницу в правовую регламентацию, в-третьих, всемерная охрана имущественных интересов участников гражданского оборота, в-четвертых, решение острой и многолетней проблемы отечественного правоведения о разработке особого предпринимательского (хозяйственного, торгового или коммерческого) кодекса. Закон расширил дееспособность несовершеннолетних, ввел возможность их эмансипации, применительно к юридическим лицам установил закрытый, исчерпывающий перечень коммерческих и примерный — некоммерческих организаций. При регламентации отношений собственности он исходил из существования не «различных форм собственности» (как экономической категории), а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различные субъекты — граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования. Создание единого, непротиворечивого законодательства продолжалось и после принятия нового ГК РФ: на его основе и в развитие положений, зафиксированных в нем, уже в 1995—1996 гг. принимались отдельные законы (о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, акционерных обществах, некоммерческих организациях и т.п.). В связи с принятием Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)», переходом на новые методы хозяйствования и в целях усиления социальных гарантий для трудящихся в феврале 1988 г. в Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик были включены две новые главы: «Обеспечение занятости высвобождаемых работников» и «Трудовой коллектив». Последняя глава говорила о советах трудовых коллективов и введении выборности руководителей предприятий и их подразделений. Проявлением расширения прав трудовых коллективов было запрещение расторжения трудового договора с руководящим работником, избранным на эту должность своим коллективом, без решения общего собрания или совета трудового коллектива. Другой главой гарантировались обеспечение прав на труд, льготы и компенсации высвобождаемым работникам. В 1989 г. был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», в котором предусматривалось, что требования трудового коллектива формулируются и утверждаются на общем собрании или конференции членов коллектива, а его интересы представляют уполномоченный им орган — профсоюзный комитет, совет трудового коллектива и др. Требования, отклоненные или удовлетворенные администрацией частично, должны были рассматриваться в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Если эти органы не урегулировали разногласия сторон, то трудовой коллектив для удовлетворения своих требований вправе был прибегнуть к забастовке — полной или частичной приостановке работы предприятия. С 1987 по 1990 г. включительно отменяются дополнительные отпуска, предоставляемые за выполнение отдельных общественных обязанностей (например, членам добровольных народных дружин по охране общественного порядка), разрешается ранее весьма ограниченная работа по совместительству, появляется особая форма трудового договора - трудовой контракт, который первоначально должен был заключаться только с руководителями государственных союзных предприятий. В условиях перехода к буржуазным отношениям должен был появиться и рынок труда, предполагающий наличие безработицы. Соответственно, в начале 1991 г. появляются Основы законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, регулирующие этот вопрос. В целях создания более благоприятных возможностей для ухода за малолетними детьми увеличивается продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком достигает трех лет. Указанные отпуска засчитывались как в общий и непрерывный стаж, так и стаж работы по специальности. В 1990 г. была предоставлена возможность использовать такие отпуска не только матери, но и отцу или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком. С 1 декабря 1990 г. увеличивался отпуск по беременности и родам с 56 до 70 календарных дней до родов, было установлено его исчисление суммарно и предоставление полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов; повышался до уровня минимальной заработной платы размер государственного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, при рождении двух и более детей пособие должно было выплачиваться на каждого ребенка. Взамен ранее действовавших единовременных пособий, выплачивавшихся при рождении ребенка, дифференцированных в зависимости от очередности рождения, устанавливалось общее единовременное пособие. В соответствии с общесоюзным первоначально развивалось трудовое право РСФСР. В 1992 г. были внесены изменения и дополнения в Кодекс законов о труде. Увеличилась продолжительность срочного договора (контракта) с трех до пяти лет, сокращалась нормальная продолжительность рабочего времени с 41 до 40 часов в неделю, увеличивалась минимальная продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков с 15 до 24 рабочих дней. Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, стали распространяться и на отцов, воспитывающих детей без матери. Из списка органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, были исключены профсоюзные комитеты, соответственно споры остались в компетенции комиссий по трудовым спорам и суда. Для работников бюджетной сферы устанавливались новые условия оплаты труда на основе Единой тарифной сетки, состоящей из 18 разрядов, каждому из которых соответствует тарифный коэффициент. В целях урегулирования коллективных интересов и прав трудящихся в 1992 г. был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях». В конце 1995 г. продолжительность отпуска несовершеннолетним работникам была установлена не менее 31 календарного дня. В семейном праве РСФСР 22 декабря 1994 г. федеральным законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которыми размер и порядок уплаты алиментов на несовершеннолетних детей могли устанавливаться письменным соглашением между родителями. Размер алиментов, определенный таким образом, не мог быть ниже установленного законом. Алименты стали удерживаться также из денежных средств плательщика, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а кроме того, вложенных в предприятия или организации. При недостаточности этих средств взыскание стало обращаться и на другое имущество плательщика. Была установлена и индексация алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, в соотвтствии с увеличением минимального размера оплаты труда. 15 сентября 1995 г. утверждается новое Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами России, на усыновление, гарантирующее в первую очередь интересы ребенка. В декабре 1995 г. был принят Семейный кодекс РФ, который ознаменовал собой шаг вперед в изменении правового статуса детей в семье: в нем появляется глава, посвященная правам несовершеннолетних детей, предоставившая им право самостоятельного обращения за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Семейный кодекс РФ зафиксировал раздельность имущества детей и родителей. Он определил четыре формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: 1) усыновление; 2) опека и попечительство; 3) передача в приемную семью; 4) передача в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Вводился судебный порядок усыновления, сменивший оформление усыновления постановлениями глав администраций по месту жительства ребенка или кандидатов в усыновители. Запрещалось усыновление братьев и сестер разными лицами. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию или пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохранял это право и при усыновлении. Исходя из интересов детей, законодатель предусмотрел возможность ограничения родительских прав в судебном порядке в виде отобрания ребенка. При рассмотрении таких дел суд должен решать вопрос о взыскании алиментов. Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать своего несовершеннолетнего ребенка. Кодекс внес изменения в личные и имущественные отношения супругов. Новшеством явилось установление договорного режима имущества супругов, так называемого брачного договора, или контракта. В Кодексе предусмотрены неограниченные возможности доказывания отцовства в судебном порядке. Причем это право получили и дети, достигшие совершеннолетия. Кодекс урегулировал также вопрос установления отцовства и материнства при применении метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона. Существенные изменения, произошедшие в обществе, нашли свое отражение и в уголовном праве СССР. Вводится ряд новых составов преступлений. Так, с 1988 по 1991 г. была установлена уголовная ответственность за незаконные действия с радиоактивными материалами, призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных областей и округов, а также за распространение с этой целью материалов такого содержания, публичное оскорбление или клевету в отношении Президента СССР, умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, установки постов либо иными способами, принуждение работника транспорта к невыполнению своих служебных обязанностей, за угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна, а равно захват вокзала, аэродрома, порта или иного транспортного предприятия, а также грузов без цели хищения, за нарушение порядка использования воздушного пространства СССР, нарушение равноправия граждан в зависимости от их отношения к религии. Усиливалась ответственность, например, за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и злоупотребления в торговле. Проводившиеся работы по кодификации уголовного права закончились принятием в 1991 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, сменивших Основы 1958 г. В этом акте впервые было введено понятие ограниченной вменяемости; к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, отнесены задержание лица, совершившего преступление, а также оправданный профессиональный и хозяйственный риск; ссылка и высылка исключены из видов наказаний; в разделе «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних» содержалось положение, исключающее уголовную ответственность лица, достигшего установленного в законе возраста, вследствие задержки психического развития, не связанного с болезненным психическим расстройством, которое было неспособно сознавать фактический характер либо общественную опасность своих действий или руководить ими, устанавливались новые виды наказаний для несовершеннолетних — привлечение к общественно полезным работам, ограничение свободы досуга, арест. Российское уголовное право развивалось в том же направлении, что и законодательство Союза. Уголовный кодекс дополняется новыми составами преступлений, такими как публичные призывы к измене Родине, совершению террористического акта или диверсии; захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу; нарушение законодательства о референдуме, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Вместе с тем возникла необходимость отмены ряда статей Уголовного кодекса: из числа хозяйственных преступлений декриминализируются спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, а из преступлений против порядка управления — распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. В связи с провозглашением в ст. 12 и 23 Декларации прав и свобод человека и гражданина права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также с запретом принудительного труда отменяются статьи о нарушении правил паспортной системы и о занятии бродяжничеством, попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни. Так как в ст. 7 Декларации подчеркивается стремление государства к полной отмене смертной казни, в УК произошло сокращение числа составов преступлений, в качестве наказания за которые она предусматривалась. Наряду с дальнейшим появлением новых составов преступлений (похищение человека, применение биологического оружия и др.) продолжают отменяться в связи с изменениями, происходящими в экономике, составы преступлений, потерявшие свое практическое применение (диверсия, преступления против социалистической собственности и др.). Изменяется система наказаний: в 1993 г. из их перечня исключаются условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, ссылка и высылка. За счет женщин и мужчин старше 65 лет расширяется круг лиц, в отношении которых не может применяться исключительная мера наказания. Продолжается дальнейшее изменение законодательства в связи с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина: супруги и близкие родственники освобождаются от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении. Не подлежат уголовной ответственности за недоносительство и священнослужители, которым стало известно о преступлении во время исповеди. В 1996 г. принимается новый Уголовный кодекс РФ. При его разработке ставились задачи приведения российского уголовного законодательства в соответствие с современной иерархией социальных ценностей, свойственных «демократическому правовому» государству, каким объявила себя Россия в ст. 1 Конституции, с общепризнанными международными нормами, а также исключения декларативных штампов и обеспечения строгой дифференциации уголовной ответственности. Новый УК РФ имел отличие в структуре — делился не только на части и главы, но и на разделы, в состав которых входили главы, расширил круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, ввел специальный раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних, пересмотрел систему наказаний. Были введены такие не известные ранее виды наказаний, как обязательные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы. Кодекс установил максимальный срок лишения свободы — 20 лет и ввел пожизненное лишение свободы, которое с 1993 г. назначалось только в случае замены смертной казни помилованием. Отменяются такие виды наказаний, как увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред и общественное порицание. В уголовном процессуальном праве вносятся изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1989 г. они дополняются по вопросу продления срока содержания под стражей. Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора СССР — до одного года и Генеральным прокурором СССР — до полутора лет. Дальнейшее продление срока не допускается, содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению. В 1990 г. Основы предусматривают возможность по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, рассмотрения дела судом присяжных. В деятельности российских судебных органов пришлось отказаться от принципа только коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел. Это было мерой, продиктованной экономической ситуацией: предприятиям и организациям стало невыгодно отпускать в рабочее время своих сотрудников для выполнения ими функций народных заседателей с оплатой среднего месячного заработка. В связи с этим работа судов приостанавливалась. В целях выхода из создавшегося положения судьям была предоставлена возможность единолично рассматривать гражданские и уголовные дела. Наряду с институтом народных заседателей, использующих при осуществлении правосудия все права судьи, в РСФСР, так же как и в Союзе, появился институт присяжных заседателей. Изменения в гражданском процессуальном праве происходят в нескольких направлениях. Для ускорения судебного разбирательства в 1992 г. судье предоставляется возможность единолично рассматривать: 1. имущественные споры с участием граждан при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда; 2. дела, возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, отмене усыновления, установлении отцовства, а также о разводе, связанном со спорами о детях; 3. дела, возникающие из трудовых правоотношений, кроме восстановления на работе, а также иски об освобождении имущества от ареста. В 1995 г. с этой же целью увеличиваются размеры штрафов за невыполнение требований суда о предоставлении письменного доказательства, несообщение суду во время производства по делу о перемене адреса. Другое направление связано с расширением принципа состязательности и равноправия сторон. В соответствии с ним каждая сторона должна сама доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В 1996 г. суд освобождается от сбора доказательств. В его компетенцию наряду с разрешением дела по существу стали входить определение обстоятельств, имеющих значение для дела и соответственно подлежащих доказыванию, а также содействие в собирании доказательств по ходатайству сторон. Кроме этого, в 1993 г. ГПК РФ приводится в соответствие с Декларацией прав и свобод человека и гражданина: глава 24 излагается в новой редакции — «Жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан». Не обошлось без изменений и в арбитражном процессе. С принятием в 1995 г. Федерального закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» был возрожден институт апелляционного производства. Для повышения оперативности решения споров отменялся досудебный порядок урегулирования спорных вопросов, при котором сторона, прежде чем обращаться в суд, должна была предъявить претензию своему контрагенту и попытаться разрешить конфликт мирным путем и только потом обращаться в суд. В этом же году принимается Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В уголовно-процессуальном праве появляются нововведения. Происходит расширение полномочий судей по единоличному рассмотрению некоторых категорий уголовных дел. Расширяется круг органов и лиц, имеющих право проводить предварительное следствие, за счет федеральных органов налоговой полиции и, соответственно, следователей названного ведомства. В целях обеспечения конституционных прав граждан на защиту и неприкосновенность личности лицо, подвергнувшееся аресту, получает право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей, а с момента объявления постановления о применении этой меры пресечения к участию в деле допускается защитник.
|