Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды суннитов






Сунниты понятие «имам» связывают с халифами. В арабском языке «халиф» имеет смысл «преемник, заместитель». Оно применялось ко всем, кто занимал высокое положение и правил исламским обществом после кончины пророка (да благословит Аллах его и род его!). Согласно этому значению, важным критерием является управление исламским обществом. Халиф может быть избран народом, или утвержден предшественником, или избран группой людей, или, даже, может достигнуть власти, применяя военную силу. Необязательно, чтобы он был защищен от совершения грехов, и чтобы в нем преобладали такие качества, как богобоязненность и совершенство.

Шииты, признающие двенадцать имамов, составляют большинство шиитского мира и убеждены, что после пророка (да благословит Аллах его и род его!) существуют двенадцать имамов:

имам Али ибн Аби Талиб аль-Муртада (год мученической смерти: 40 лунной хиджры)[26];

имам Хасан ибн Али аль-Муджтаба (год мученической смерти: 50 л. х.);

имам Хусейн ибн али Сейид аш-Шухада (год мученической смерти: 61 л.х.);

имам Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин (год мученической смерти: 95 л.х.);

имам Мухаммад ибн Али аль-Бакир (год мученической смерти: 114 л.х.);

имам Джа‘фар ибн Мухаммад ас-Садык (год мученической смерти: 148 л.х.);

имам Муса ибн Джа‘фар аль-Казим (год мученической смерти: 183 л.х.);

имам Али ибн Муса ар-Рида (год мученической смерти: 203 л.х.);

имам Мухаммад ибн Али аль-Джавад (год мученической смерти 220 л.х.);

имам Али ибн Мухаммад аль-Хади (год мученической смерти 254 л.х.);

имам Хасан ибн Али аль-‘Аскари (год мученической смерти 260 л.х.);

имам Мухаммад ибн аль-Хасан Аль-Махди (в данный момент находится в сокрытии)[27].

Последователи многих (если не сказать всех) религий имеют убеждение в приходе спасителя. В Исламе «спаситель» применяется к имаму Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), который с позволения Всевышнего, совершит восстание на Земле, переполненной гнетом и насилием, и установит на ней справедливость. Об идее о спасителе или установлении добра и справедливости в этом мире говорится во многих аятах Корана и исламских преданиях.

«И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания, что землю наследуют рабы Мои праведные» (сура 21, аят 105). «Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами и сделаем наследниками» (сура 28 аят 5).

Приведем некоторые предания, связанные с идеей спасителя, из важных суннитских источников:

1. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) говорил: «Если останется всего лишь один день для существования Земли, Всевышний сделает его таким длинным, что придет править человек из моего семейства, одного со мной имени»[28].

2. Пророк (да благословит Аллах его и род его!): «Махди - из моего семейства. Всевышний за один вечер приведет его правление»[29].

3. Пророк (да благословит Аллах его и род его!): «Махди из семейства моего и потомства Фатимы»[30].

4. Джабир ибн Абдулла Ансари передает от пророка (да благословит Аллах его и род его!): «Группа людей из моей уммы перед наступлением судного дня вступит в битву за истину. В то время ‘Иса, сын Марии (мир с ним!), спустится с небес на землю. И предводитель их обратится к нему с предложением, чтобы он, ‘Иса, сын Марии (мир с ним!), взял на себя обязанность имама общественной молитвы. Но ‘Иса (мир ему!) откажется и скажет: «Всевышний избрал предводителей из вас, чтобы оказать почет этой умме»[31].

В целом, Махди (мир ему!) будет выполнять миссию во всем мире, начало которой начнется на арабских землях. Имя его, подобно имени пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), род его от ее светлости Фатимы (мир ей!). Согласно пророческим хадисам и речам его семейства (мир ему!), Махди является сыном одиннадцатого имама Хасан аль-Аскари (мир ему!). Его светлость Махди (мир ему!) родился в 255 г. лунной хиджры, 868 г. христианского летоисчисления, и в 260 г. (л.х.), в год мученической смерти имама аль-‘Аскари (мир ему!), начался период его сокрытия. Сейчас он жив, и как только будут созданы условия для его миссии, он появится. Многие суннитские ученые также написали об этом в своих книгах. Но другие из них убеждены в том, что Махди (мир ему!) еще не появился на свет. Уважаемый шиитский исследователь Сейид Мухсин Амини в книге «А‘йан аш-ши‘а» приводит имена тринадцати суннитских ученых, которые убеждены, что Махди (мир ему!) является сыном имама аль-‘Аскари (мир ему!) и уже появился на свет. К ним относятся: Мухаммад ибн Йусуф Ганджи Шафи‘и «Аль Баян фи Ахбар Сахиб аз-Заман» и «Кифаят ат-Талиб фи Манакиб Али Аби Талиб», Нур ад-Дин Али ибн Мухаммад Малики «Аль-Фусуль аль-Мухиммах фи Ма‘рифат аль-Аимма», Ибн Джузи «Тазкират аль-Хавас».

3.- «Ма‘ад» (загробный мир)

Этот мир в конечном результате придет к своему концу и наступит Судный день. Все люди вновь воскреснут и предстанут перед Всевышним, Который рассмотрит намерения и деяния всех людей. Праведных и благодетельных людей вознаградит, а враждебных и злых – накажет соответствующим образом. (сура 22, аят 6-9; сура 3, аят 185; сура 6, аят 62)

Всевышний поступит справедливо со всеми. В связи с этим, глобальным фактором в исполнении этой справедливости будет Божественная милость. (Сура 6, аят 12)

Примечание. Несмотря на то, что все мусульмане в основных вопросах религии придерживаются единых взглядов, т.е. признают единобожие, пророчество, загробный мир, имеют различия в своих деяниях, в классификации взглядов. Шииты эти три основы называют «Усул ад-дин» (основой религии), а богослужения и обязательные деяния относят к «Фуру‘ ад-дин» (второстепенные вопросы религии).

Причиной такой классификации служит то, что эти вопросы являются важнейшими и фундаментальными разделами религии, подобно корням, а деяния и богослужения необходимыми для полной веры и убеждений, и оцениваются, как ответвления от основ. Мусульмане – сунниты обычно признают свидетельство, что Бог Един и пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) Его посланник и четыре вида богослужений считают основами религии, обязательными т.е. молитва, пост, хадж и закят. Другие богослужения, например, поощрение к добру и отстранения от зла, считают обязательными, но не ставят в ряд с намазом, постом, хаджом или закятом.

 

 

ГЛАВА 4

ДЕЯНИЯ

 

К основным богослужениям, которые имеются в убеждениях шиитов и суннитов относятся:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал