Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности работы над проектами (изделиями) в курсе технологии






 

Работа по выполнению проекта строится на основе «Вопросов юного технолога» (см. с. 21 учебника), которые помогают ученику поставить цель, определить последовательность действий, проверить себя, продемонстрировать итоги своей работы.

Под проектом традиционно понимается единство за­мысла и его реализации. Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

1) подготовительный этап (определение цели, постановка задач, определение ресурсов). После определения цели проекта требуется составить чёткий, конкретный план работы. В учебнике алгоритм выполнения изделия в текстовой и слайдовой форме представлен под заголовком «План работы». Необходимо также обсудить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в про­ектной деятельности она наиболее продуктивна. Учитель должен помочь учащимся распределить роли, обозначить, кто что будет делать;

2) реализация проекта (обсуждение и выбор мате­риалов и инструментов для работы, самостоятельное выполнение плана, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы). Проанализировав план работы, учащиеся приступают к его выполнению. Они выбирают материалы, инструменты, повторяют правила и приёмы работы с инструментами и материалами. Так как обучение учащихся происходит в ходе практической работы, необходимо предоставлять им максимум самостоятельности, помогая, а не выполняя вместо них ту часть работы, которая им по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли и мышления ребёнка. При этом нужно позаботиться о том, чтобы процесс труда вызывал у детей положительные эмоции (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т.п.);

3) презентация результатов проекта. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы в виде листа в папку достижений;

4) оценка результатов проекта (значимость работы, определение, где и как можно будет использовать изделие, соблюдение плана и последовательности операций, правильность использования материалов и инструментов, эстетика изделия, активность участников, характер общения и взаимопомощь при выполнении работы, презентация работы). Презентация результатов проекта и их оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка для детей б—7 лет является относительным понятием и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению. В ходе оценки проекта учащиеся отвечают на следующие «Вопросы юного технолога»: «Что нового вы узнали? Что нового научились делать? Как вы это сделали?»

Как видим, обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребёнка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, ребёнок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями её достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри собственной учебной деятельности.

Для достижения положительного результата необходимо мотивировать учащихся на создание проекта. Так как в процессе работы проектом параллельно решается задача речевого развития, необходимо обсуждать с детьми замысел, цель, план и образец работы, а в конце обсудить выполненное изделие. Всё это поможет учащимся осознать важность их труда, включиться в игру с изготовленными ими самими изделиями, а главное - послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков, речи и познавательных процессов. С этой же целью можно предложить детям рассказать кому-нибудь (например, родным или другу), как проходила работа над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось.

Учителю надо помнить, что в ходе занятий по изготовлению доступных ребёнку изделий, необходимо развивать его глазомер, мелкие мышцы руки, необходимые практические умения и навыки. Кроме того, нужно учить ребёнка подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Всё это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребёнка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.

Общим, материально выраженным итогом обучения в 1 классе может стать презентация папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно. Целесообразно в конце года на итоговый урок пригласить родителей, которые смогли бы порадоваться успехам и достижениям своих детей.

В учебнике для 1 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, гофрированного картона, пластилина, природного материала, ткани и ниток, конструктора. При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:

­ как можно меньше изобразительной деятельности ребёнка, как можно больше конструкторской;

­ несколько творческих заданий на уровне создания вариантов изделия при общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;

­ знакомство детей с природой и возможностями использования её богатств человеком;

­ ознакомление учащихся со свойствами материалов, инструментами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

­ в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

­ в ходе практической работы знакомство со способами разметки (на глаз и по шаблону), раскроя (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывания пальцами (бумага), сборки (на клею, на пластилине), украшения (аппликация из бумажных деталей и природных материалов), лепки (пальцами шара и других форм).

Выполнение заданий потребует от ребёнка определённых умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развёртки деталей, шаблоны, необходимые для создания изделий, которые ребёнок должен вырезать, а затем склеить. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу интереснее и продуктивнее.

Для занятий на уроках по предмету «Технология» в 1 классе понадобятся:

• материалы:

­ тонкая цветная бумага,

­ тонкий и толстый (гофрированный) картон,

­ пластилин,

­ масса для моделирования,

­ цветные нитки (мулине),

­ бисер,

­ кисточки,

­ клей ПВА,

• инструменты и приспособления:

­ ножницы с закруглёнными концами лезвий,

­ линейка 30 см (деревянная или пластмассовая),

­ выдвижной резачок (острый перочинный нож),

­ карандаш (М или ТМ),

­ стек (заострённая деревянная или пластмассовая палочка),

­ прочная нитка для разрезания пластилина,

­ клеёнка (или плотная бумага).

В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по описанной выше схеме. Но важно помнить, что приведённые поурочные разработки являются примерными и учитель может использовать собственные разработки или модифицировать разработки этого пособия по своему усмотрению. Несмотря на то что материал представлен в учебнике в определённом порядке, его подачу можно изменить. В случае если объём работы велик для учащихся, задание можно распределить на два занятия.

В помощь учителю в УМК включены дополнительные материалы, которые позволят разнообразить формы и информационное наполнение учебной работы. Количество работ и материалов для поделок в тетради и учебнике превышает необходимое. Это позволяет учителю творчески подойти к уроку (например, заменить практическую работу с учётом тем национально-регионального компонента и т.д.), внести в работу изменения в соответствии с условиями преподавания, особенностями природного и социального окружения школы, реальным оснащением учебного процесса и т.д. В настоящем методическом пособии приведены описания вариантов работы с УМК, включая материалы учебника, рабочей тетради и электронного приложения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал