![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 7. Эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Вычисление коэффициента D -- спрос; P -- цена Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, т.е. коэффициент получается отрицательным. Однако для удобства оценка производится по модулю.
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
В зависимости от этих показателей различают:
Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится данный товар к категории нормальных (высшей категории) или малоценных (низшей категории). Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем высококачественных продуктов питания, одежды, обуви, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходом потребителей. К ним относятся: вся продукция низкой категории качества и некоторые виды продовольствия. Для товаров низшей категории коэффициент эластичности спроса по доходу меньше 0; для товаров первой необходимости его значение между 0 и 1; для предметов длительного пользования и предметов роскоши он больше 1. Перекрёстная эластичность спроса Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы) Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене на 1%. Вычисление коэффициента S – объем предложения; P -- цена
Эластичность предложения зависит от: - особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); - временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); - способность данного товара к длительному хранению и стоимость этого хранения. При мгновенном равновесии резкое изменение спроса в результате резкого увеличения спроса в условиях абсолютно неэластичного предложения приводит к такому же резкому росту рыночной цены. При краткосрочном равновесии эластичность предложения будет выше, чем в мгновенном. Увеличение предложения будет возможно, если предприниматель, например, экстренно отзовет своих работников из отпусков. Краткосрочное равновесие достигается на том уровне, когда цена еще по-прежнему стимулирует дополнительное производство, дальнейшее увеличение которого, с другой стороны, требует уже замены оборудования, технологии. В период долгосрочного равновесия уже осуществлена замена оборудования, а также нанята более квалифицированная рабочая сила. Предложение становится еще более эластичным. Дальнейший наклон кривой предложения приводит, помимо увеличения количества предлагаемого продукта, и к дальнейшему снижению цены. Цена, снижается почти до того уровня, который был перед резким изменением спроса, но не становится прежней в силу того, что общее равновесие на рынках факторов производства изменилось в результате деятельности самой фирмы или отрасли по привлечению нового оборудования и других факторов производства. В итоге цена становится несколько выше, чем первоначальная.
|