![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мягкий контроль
Современный офисный стиль не свалился на нас неведомо откуда — мы сами в ответе за сто формирование. Джек Битти из журнала Atlantic Monthly вовсе не считает легионы " профессионалов без галстука", тянущих лямку в современных офисах, жертвами корпоративного угнетения. Он придумал для обозначения нового положения вещей термин " каннибалистический капитализм" 4, цитируя слова дизайнера из книги Фрэйзер " Потогонный цех для белых воротничков": " Все мы сами себя пожираем... Вес мы владельцы акций, и в качестве таковых не думаем пи о чем, кроме прибылей. Так что нам некого винить, кроме себя, за тот кошмар, в который превратились наши условия работы". Как пишет в Fast Company один сотрудник высокотехнологичной компании: " Никто не бегает за нами с пистолетом... Похоже, что рабочая этика американской новой экономики... делает нас такими продажными, что купить сейчас можно что угодно — предложите только хорошую цену! " 10 Если верить опросу Гэллапа за 1999 год, четверо из десяти американских работников считают себя трудоголиками11. Однако современные условия труда имеют более глубокие корни. В отличие от этих двоих, большинство специалистов даже не имеют в виду деньги. Представители креативного класса работают ради возможности показать, на что они способны, ради признания и уважения, связанного с большой ответственностью. Они работают, потому что хотят участвовать в интересных проектах вместе с интересными людьми. Они работают, потому что для креативного человека этим определяются его идентичность и желания. На современном рабочем месте приняты неявные и изощренные модели контроля, опирающиеся на внутреннюю мотивацию. Когда компании стараются подтолкнуть нас к работе различными стимулами и убеждением, а не принуждением и подкупом, они на самом деле склоняют нас трудиться более усердно — и мы готовы поддаться на этот соблазн. Business Week выражает это без обиняков: " Для самых проницательных компаний это не секрет. Вместо того, чтобы заманивать специалистов бонусами при подписании контракта и огромными зарплатами, они пытаются увлечь их эмоционально" 12. Я называю это " мягкий контроль". Очень эффективной формой " мягкого контроля" является постановка сложных проблем. Вспомним, что более двух третей опрошенных в рамках обзора Information Week отдали предпочтение интересной и ответственной работе. Поэтому компании играют на этой мотивации, позволяя " профессионалам без галстука" самим определять задачи, брать на себя больше ответственности и постоянно повышать уровень проблем, подлежащих решению: запуск новой усовершенствованной продукции, крайние сроки, новые конкуренты. Другая действенная форма " мягкого контроля" — это признание со стороны коллег и давление, ему сопутствующее. Почти одна пятая участников обзора Information Week называют " сотрудничество с талантливыми коллегами" среди важнейших характеристик своей работы. В новых рабочих условиях действует сложная динамика признания со стороны коллег и конкурентного давления, которая помогает способностям креативных специалистов проявиться на полную мощность.
|