![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потогонный цех для белых воротничков или компания, заботящаяся о сотрудниках?
ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТЬЮ КОМПАНИИ MICROSOFT5 согласно Дэвиду Тилену
1. Нанимайте умных людей, способных мыслить. Методы проведения интервью, принятые в компании, разработаны таким образом, чтобы разделить людей, умеющих думать, и простых исполнителей... У нас в Microsoft процесс интервью и окончательное одобрение кандидатур всегда производится 2. Будьте готовы к неудачам. Работая в условиях, когда лучший способ сохранить работу состоит в том, чтобы выиграть во внутренней конкуренции, необходимо сосредоточиться на разработке новых продуктов и способов решения проблем. 3.Не делайте большого шума, когда амбициозные сотрудники совершают ошибки. Они не должны чувствовать, будто вся их карьера в компании зависит от одного-единственного промаха. В Microsoft неудачи входят в план. Если сотрудник никогда не допускает ошибок, значит он недостаточно рискует. В ряде случаев люди даже получали повышение благодаря урокам, которые они вынесли из своих ошибок. 4.Постарайтесь привить конкурентную психологию. Сотрудникам Microsoft постоянно напоминают, что их настоящие соперники — это другие компании, а не коллеги по работе. Определите цели компании, но позвольте каждому самостоятельно найти способ их осуществления. 5.Поддерживайте атмосферу стартапа. В компании-стартапе неизменно присутствует чувство необходимости добиться успеха. Пусть каждый из сотрудников песет личную ответственность за расходы. В Microsoft нет секретарей. Если для выполнения работы требуются пять человек, ее поручают четверым. Экономия помотает сотрудникам не расслабляться. 6.Пусть в офисе люди чувствуют себя как дома. Создайте условия, напоминающие домашние или даже лучше, чтобы сотрудникам было приятно находиться па рабочем месте. В Microsoft каждый имеет отдельный офис и может одеваться во что пожелает. Люди могут повсюду ходить босиком — за исключением буфета. Есть прямая связь между удовольствием от работы и хорошими результатами. Споры по поводу реальных условий работы креативных профессионалов ведут к резкому расхождению точек зрения. Концепция Джилл Фрэйзер, упоминавшаяся в главе 6, согласно которой современный офис стал " потогонным цехом для белых воротничков", делает акцент на постоянных стрессах, ужесточении сроков и утрате стабильности3. Ей противостоит идея " заботливой компании". Ее сторонники утверждают, что условия на рабочем месте становятся все более благоприятными и стимулирующими, и это прекрасно. В своей книге " Связь времен" Арли Рассел Хочшилд, социолог из университета Калифорнии, пишет о крупной компании, известной как лидер в использовании программ, направленных на достижение " баланса между работой и жизнью" 4. В результате наблюдений за практикой компании и многочисленных интервью с персоналом, она пришла к удивительному открытию. Меры, применяемые компанией, отнюдь не вели к ожидаемому равновесию. Они помогали сделать карьеру наиболее приятной составляющей жизни. Таким образом, заключает Хочшилд, люди шли на работу, спасаясь от стресса в семье и других сферах своей жизни. Другой вариант " заботливой компании" представлен в принадлежащем Эндрю Россу понятии " богемного офиса". Эндрю Росс, заведующий кафедрой американистики Нью-Йоркского университета, изучавший нью-йоркские интернет-компании в духе Силиконовой долины, утверждает, что резкий подъем новой экономики в конце 1990-х вызвал масштабные перемены на рабочем месте, ставшем " гигантской универсальной игровой площадкой для непрерывно меняющихся команд сотрудников". Вслед за Дэвидом Бруксом, с его культурной диалектикой между буржуазией и богемой, Росс делает вывод, что сам по себе современный офис приобрел некогда богемные черты.
Традиционно богемная манера присутствовала буквально во всем, от свободного стиля в одежде... до распространения в офисе общего настроения гедонизма и атмосферы вечеринки... Многие компании преподносили себя как альтернативу корпоративной Америке и усвоили все богемные привычки. Интересно, что обе эти группы не могли обойтись друг без друга. Буржуазный мир всегда нуждался в богемной изнанке, своего рода экзотическом полусвете, а богема могла определить себя только в своем отрицании буржуазных ценностей... Сам факт воспроизведения этого давно знакомого диалога в деловом мире есть нечто выдающееся'6.
Каждый из этих взглядов отражает те или иные характеристики рабочей среды " профессионалов без галстука", обсуждавшиеся в предыдущей главе, но оба они игнорируют суть вопроса. Условия работы меняются за счет того значения, какое сегодня приобретает творческая деятельность. В своем стремлении подстегнуть креативность, типичная компания одновременно оказывает большее давление на сотрудников и более внимательно относится к их потребностям. Давление растет, поскольку креативная экономика зависит от перемен и их темпа. Чтобы выжить, фирма должна регулярно превышать собственные показатели вчерашнего дня. Сотрудники обязаны постоянно поставлять новые идеи; постоянно искать и находить более быстрые, дешевые и эффективные методы работы — а это совсем не просто. Это вызывает жуткий стресс. В то же время умная фирма постарается сделать все возможное, чтобы привлечь стоящих креативных специалистов и помочь им сохранить креативность. В итоге получается что-то вроде " заботливо-потогонного цеха", но на самом деле никакою противоречия здесь нет. Просто такова реальность офиса в креативной экономике. Что касается богемных эксцессов, то с падением NASDAQ чрезмерное легкомыслие и гедонизм исчезли из офисной культуры, а их остаточные элементы испарились после 11 сентября 2001 года. Однако это не означает возвращения к существовавшему прежде положению вещей. Место работы креативного класса не является и никогда не было просто офисом старого образца, приукрашенным атрибутами богемного стиля с намеками на некую игру фантазии. Как я постараюсь развернуто доказать в главе 11, в современном мире буржуазный и богемный аспекты так тесно спаяны, что старые категории лишились прежнего содержания. Отмечу еще раз: важнейшей чертой современных условий труда является их способность мобилизовать креативность — а поиск наилучших способов решения этой задачи все еще ведется.
|