![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образ жизни имеет значение
В конце 1990-х я провел исследование роли условий жизни при выборе места жительства талантливыми и креативными людьми по заказу Фонда Ричарда Кинга Меллона. Фонд был обеспокоен оттоком талантливой молодежи из Питтсбурга и хотел понять, можно ли повернуть его вспять при помощи финансирования искусства, культуры и экологии. Предшествовавшие исследования установили, что инфраструктура образа жизни обеспечивает хорошую приманку для компаний, нуждающихся в более талантливых и квалифицированных кадрах. Причину видели в том, что такие люди имеют более высокий доход и, соответственно, могут себе позволить более высокое качество жизни. Первопроходцем стал работающий сейчас в университете Кейс Вестерн Резерв (Кливленд) Пол Готлиб, который в своей докторской диссертации, написанной в Принстоне, доказал это на примере местоположения высокотехнологичных компаний в штате Нью-Джерси21. Затем двое ученых, связанных с Национальным бюро экономических исследований, обнаружили, что семейные пары с высоким уровнем доходов предпочитают районы с развитой сетью удобств22. Гейтс и его сотрудники установили, что то же самое относится и к геям. Мне было также очевидно, что города давно используют удобства как инструмент поощрения экономического развития. Мэры и сотрудники администраций часто превозносят " высокое качество жизни" своего города. По всей стране города тратят миллиарды долларов на строительство стадионов, создание культурных кварталов и развитие розничной торговли, чтобы улучшить свой имидж. Действительно, из проведенных мной фокус-групп становится ясно, что при выборе местожительства люди высоко ценят условия жизни. Но мои исследования указывали на совсем другой ассортимент удобств. Я обнаружил, что креативный класс предпочитает их более активный, неформальный, уличный вариант. В своих исследованиях Чикаго социологи Ричард Ллойд и Терри Кларк определили новую роль условий жизни, назвав города " машинами развлечений" 23. Это точка зрения нашла весомое подтверждение в подробном статистическом исследовании, проведенном Эдвардом Глэзером и его коллегами, которые установили, что происходит сдвиг от производственных городов к " потребительским", указав в заключение: " Будущее большинства городов зависит от их привлекательности для потребителей. Поскольку потребители становятся богаче, а фирмы — мобильнее, выбор места основывается на преимуществах для работника в той же мере, как и для фирмы" 24. В апрельском номере журнала Economist за 2000 год появилась статья под провокационным заголовком " География модного", в которой указывалось, что города, долгое время выступавшие в качестве центров культуры и моды (читай: художественной и культурной креативности), от Нью-Йорка до Берлина, являются также центром притяжения для талантливых людей и определенных высокотехнологичных индустрий25. Я решил проверить эту точку зрения и провел ряд аналитических исследований совместно с Гэри Гейтсом и своими аспирантами. Я начал с подробного рассмотрения таких факторов, как климат, наличие профессионального спорта, возможностей для активного досуга и разнообразного культурного потенциала. Мне особенно хотелось провести различие между досуговой инфраструктурой уличного уровня и традиционным культурно-развлекательным набором, вроде профессиональных спортивных команд, музеев, симфонических оркестров, оперы, балета и т. д., который города обычно используют для привлечения людей и фирм и закрепления собственного статуса культурного центра. На ранних этапах исследования, обобщенных в докладе " Конкуренция в эпоху таланта" (2000), я выяснил, что некоторые элементы культуры и досуга лучше других работают на привлечение талантливых людей и развитие высокотехнологичных индустрии26. Примечательно, что высокая культура оказалась здесь не особенно эффективной. Гораздо лучше для этих целей подходили более камерные вещи, упоминавшиеся участниками моих фокус-групп, а именно, активная уличная жизнь, возможности отдыха на воздухе и современная музыкальная сцена. Например, Остин, где я консультировал мэрию, торгово-промышленную палату и высокотехнологичные компании, является очень привлекательным местом и для талантливых людей, и для высокотехнологичных компаний, хотя в нем отсутствуют известные спортивные команды и очень мало культурных учреждений в традиционном высоколобом смысле — зато там есть динамичная музыкальная среда и возможности для активного досуга. Так, например, показатель развития ночной жизни города под названием " Индекс модности" в значительной степени ассоциировался со способностью города привлекать талантливых людей и высокотехнологичные индустрии. Несмотря на это, мне хотелось более систематических доказательств. Обычно показатели качества жизни публикуются в изданиях типа альманаха Places Rated или журнала Money и отражают более старый образ жизни и соответственный набор элементов культурной инфраструктуры. К тому же подобные рейтинги не имеют научной основы, они непоследовательны, ненадежны и часто состоят из простого списка культурных учреждений, картинных галерей и спортивных сооружений. Более того, по многим позициям, которые хотелось оценить и проанализировать — например, музыкальная сцена или уличная жизнь города — надежная статистика попросту отсутствовала.
|