Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Т экономического развития
Ключ к пониманию новой экономической географии и того, как она влияет на экономические показатели, лежит в факторах, которые я называю " 3 'Т' экономического развития": технология, талант и толерантность. Каждый из этих элементов в отдельности является необходимым, но недостаточным условием: только наличие всех трех может привлечь творческих людей, генерировать новаторство и стимулировать экономический рост. Как мы видели в главе 12, существует несколько объяснений регионального роста. Представители городских властей и специалисты по экономическому развитию придерживаются традиционной точки зрения, согласно которой экономический рост региона обеспечивается привлечением компаний или созданием отраслевых кластеров. Существует еще и теория социального капитала Роберта Патнэма, которая рассматривает экономический рост как производную социальных связей, доверия и взаимоотношений в обществе. Теория человеческого капитала, выдвигаемая такими экономистами, как Роберт Лукас и Эдвард Глэзер, гласит, что развитие региона происходит в результате концентрации образованного населения1. На интуитивном уровне каждая из этих теорий не лишена смысла. Регион с развитым производством, прочными социальными связями и высоким уровнем образования населения скорее всего будет расти быстрее по сравнению с регионом, который по всем трем пунктам отстает. Тем не менее, лучше всего, как мне кажется, работает моя собственная теория креативного капитала. Вспомним ее основной тезис: экономический рост региона обеспечивается креативными людьми, которые предпочитают места, отличающиеся разнообразием, толерантностью и открытостью новым идеям. Разнообразие увеличивает вероятность того, что регион привлекает разные категории креативных людей с различными навыками и идеями. Чем больше разнообразие среди креативного населения, тем больше вероятность новых комбинаций. Более того, разнообразие и концентрация творческих элементов ускоряют обмен знаниями. А более значительная по размеру и более разнообразная по сути концентрация креативного капитала, в свою очередь, приводит к более высоким показателям в области инноваций, создания высокотехнологичных предприятий, новых рабочих мест и экономического роста. Экономисты давно утверждают, что разнообразие является важным экономическим фактором, однако обычно они подразумевают разнообразие компаний или отраслей промышленности. Например, экономист Джон Куигли считает, что региональная экономика выигрывает от наличия фирм и индустрий разного профиля2. Джейн Джейкобе давно подчеркивала роль разнообразия предприятий и людей в повышении уровня инноваций и росте города. Джейкобс представляла себе великий город таким местом, где у человека всегда есть шанс превратить свою энергию в источник новых идей и благополучия, независимо от его социальной принадлежности, образования и т. д.3 Экономисты также говорят о том, как важно для индустрии поддерживать " низкие входные барьеры", чтобы новые фирмы могли без проблем входить на рынок и активизировать его. Я считаю, что месту необходимы аналогичные низкие входные барьеры для людей — иначе говоря, у новых жителей должна быть возможность быстро присоединиться к различным экономическим и социальным структурам. Такие места пользуются креативным преимуществом. При прочих равных, они с большей вероятностью могут привлечь талантливых креативных специалистов — а именно последние обеспечивают инновации и рост. Согласно теории креативного капитала региональный рост является результатом наличия 3-х " Т" экономического развития, и для поощрения инноваций и хозяйственного роста регион должен обладать всеми тремя компонентами. Концепция 3-х " Т" объясняет, почему такие города, как Балтимор, Сент-Луис и Питтсбург не могут обеспечить собственный рост, несмотря на значительные технологичные резервы и университеты мирового уровня: им не хватает открытости и толерантности для привлечения и стимуляции лучших креативных специалистов. Взаимозависимость 3-х " Т" проливает свет на то, почему терпят неудачу знаменитые своим стилем жизни города типа Майами или Нового Орлеана: там отсутствует необходимая технологическая база. Успеха добиваются в таких местах, где, как в районе залива Сан-Франциско, Бостоне, Вашингтоне и Сиэтле присутствуют все 3 " Т". Эти регионы можно по праву назвать креативными. В сотрудничестве с коллегами я провел объемные статистические исследования, чтобы убедиться в достоверности теории креативного капитала и уточнить механизмы взаимодействия 3-х " Т", обеспечивающие экономический рост. Подводя итоги, можно сказать, что креативных людей и высокотехнологичные индустрии привлекают места с высокими показателями разнообразия согласно " Гей-индексу", " Индексу богемы" и пр. (см. таблицу 14.1). Почему так происходит? Вряд ли потому, что в высокотехнологичных отраслях широко представлена богема и сексуальные меньшинства. Скорее, художники, музыканты, гомосексуалисты и члены креативного класса в целом предпочитают города, известные своей открытостью и разнообразием. Низкие входные барьеры приобретают особую важность потому, что население современных городов увеличивается не за счет естественного прироста (по этому показателю практически все города США уменьшаются), а за счет своей способности привлекать людей из других мест.
|