![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идентичность
Наша идентичность все больше зависит от места. Сегодня не так уж много людей находят себя в том, что работают всю жизнь на одну и ту же компанию. Мы живем в мире, где многие традиционные институты перестали давать нам смысл, стабильность и поддержку. В старой корпоративной экономике многие ориентировались на корпорацию и идентифицировали себя с ней. Другие жили в тех городах, где они выросли, и опирались на крепкие связи с семьей и старыми друзьями. Как заметил социолог из Беркли Мануэль Кастеллс, " власть идентичности" стала определяющей чертой неустойчивого, постоянно меняющегося постсовременного мира21. Когда-то главным элементом идентичности была компания; в наши дни ей на смену пришло сочетание места жительства и места работы. Сорок лет назад, говоря о себе, человек использовал слова вроде " я работаю на General Motors" или " я — сотрудник IBM". Сегодня наш татуированный знакомый скорее скажет " я программист, живу в Остине" чем " я работаю на Trilogy". Мне часто приходится летать на самолетах, и я заметил, что в последнее время люди начинают разговоры иначе, чем раньше. Десять лет назад в первую очередь спрашивали " Где вы работаете? ", а теперь " Откуда вы? ". Упадок корпоративной жизни привел к появлению новых приоритетов. Местожительство становится важным источником статуса. До известной степени так было всегда. Такие города как Париж, Лондон и Нью-Йорк и раньше обладали значительным престижем. В других городах недостаток престижности компенсировался экономическим положением, которое могла обеспечить хорошая работа в известной компании. Однако сегодня участники моих интервью и фокус-групп с готовностью говорят о переезде в город с более высоким статусом. Многие креативные специалисты, с которыми я познакомился в ходе свих исследований, выражают желание участвовать в жизни своего сообщества. В этом проявляется не столько склонность к благотворительности, сколько желание активно самоутвердиться у себя в районе, а также способствовать развитию места, которое отражает их идентичность и придает ей ценность. Например, в Питтсбурге группа молодых людей креативных профессий — от архитектуры и городского дизайна до графики и высоких технологий — создала неформальное объединение, которое они назвали " Ground Zero" (название появилось до трагедии 11 сентября). Группа возникла по собственной инициативе в результате нескольких мозговых штурмов, организованных мной в начале 2000 года для изучения образа жизни и проблем молодых представителей креативного класса. Сначала целью группы была борьба против сноса аутентичного торгового района ради строительства типового универмага, однако вскоре они направили свои усилия на формирование творческого климата и индивидуальности своего города. Их первый манифест говорит о связи креативности, места и идентичности так красноречиво, что его стоит процитировать здесь полностью: Друзья по творчеству! Пришла пора объединиться, заявить о себе и переходить к действиям. Мы, люди, отвечающие за культурный облик этого города, обязаны взяться за дело дружно и энергично. Присоединяйтесь к нам. Мы часто слышим о том, как сделать Питтсбург привлекательнее для потребителей, спортивных болельщиков или предпринимателей. Мы слышим о стратегиях, призванных приманить молодых покупателей из пригородов, которые будут парковать свои машины, делать покупки и уезжать. Мы не они. Мы уже здесь. Мы активно занимаемся творчеством самого разного рода, будь то в литературе или общественном питании, фотографии, музыке, компьютерных играх, живописи, архитектуре, исполнительском искусстве или жизни местного сообщества. Мы создаем культуру этого города. Мы уже знаем, что придает Питтсбургу уникальность и делает его интересным для людей любого возраста. Мы хотим сохранить своеобразие нашего города, развивать его аутентичность. Мы хотим использовать, а не разрушать, уничтожать или подавлять то, что уже существует. Мы хотим, чтобы городские власти поощряли не бессмысленное разрушение, а внутренний, естественный культурный рост. Поэтому мы будем активно работать во ВСЕХ формах средств массовой информации, стараясь, чтобы нас услышали. Чтобы наш город стал лучше. Мы хотим создать атмосферу дискуссии и дебатов, помочь людям в понимании проблемы, а также — не исключено — заставить их гордиться (?) своим городом, если нам удастся выполнить все задуманное. А еще мы хотим, чтобы голос молодых творцов был услышан политиками и законодателями. Для реализации своих инициатив участники Ground Zero предприняли целый ряд усилий, от проведения культурных акций в местном сообществе до организации нового автобусного маршрута под названием " Ультрафиолетовая петля", соединившего между собой различные районы, представляющие уличную культуру Питтсбурга. Таким образом они привнесли свою творческую индивидуальность в ткань городской жизни. Роль места для идентичности подтверждается возрастающей борьбой за контроль над пространством. Многие напряженные конфликты нашего времени возникают, когда людям приходится покидать привычные места обитания и тем самым лишаться своей идентичности. Нечто подобное я наблюдал своими глазами в мае 2000 года в Беллтауне, новом престижном районе Сиэтла. Наша компания шла по модной Первой авеню, где перемешаны высокотехнологичные компании, дорогие дома и хорошие рестораны. Неожиданно мы наткнулись на разномастную толпу демонстрантов, бивших в барабаны и кричавших: " Нет — грохоту строек! " Шум привлек внимание хорошо одетых яппи, которые подошли посмотреть, что происходит. Между ними и демонстрантами завязался громким спор насчет того, кому из них " по-настоящему" принадлежит этот район.
|